Лучшая инструментальная музыка: что, кто, почему

Вспоминайте любимое в комментариях

Лучшая инструментальная музыка: что, кто, почему

Вот-вот нагрянет самая беззаботная пора года (горькая шпилька в адрес всех нас, кто старше 18). Лето — это не про книги, не про смыслы, не про идеи. Оно про образы, краски, ритмы. Лето невольно ассоциируется не со словом, а с действием.

И музыка без вокала может запоминаться ничуть не хуже, будь то простецкий упругий бит, расслабленная красота камерного оркестра или прохлада запомнившегося вам нордического эмбиента.

Так давайте успеем обменяться совершенно любой (лишь бы ценной для кого-то) инструментальной музыкой, главное — без слов; пусть это будут не "песни", а "треки" и "композиции", если угодно.

У меня был и свой зудящий несколько месяцев мотив (он прямо под этим абзацем), так что я начну — может, и не любимым ever, но главным за последние полгода.

А вы продолжайте, пожалуйста: хоть вчерашним, хоть самым-самым.

► LAM — s/t (2016)

Кларнетист Вацлав Зимпель — заметная фигура современной польской джаз-сцены, но по-настоящему в последние годы он развернулся на поле пост-минимализма (это когда понятные оркестровые лупы из 70-х разбавлены массой других жанров, инструментов и подходов).

Где-то на стыке двух привычных ему областей Зимпель с парой товарищей записал три года назад галопирующий и цельный альбом-трек, затихающий всего пару раз за 50 минут.

Предфинальная часть с ее бешеным, раскачивающим мотивом (особенно начиная с ~9:30) — первая причина, по которой мне страшно захотелось поделиться всем этим с вами, непременно включайте прямо сейчас.

► Jordi Savall / Hesperion XXI — Istanbul: Dimitrie Cantemir 1673-1723 (2009)

Жорди Саваль — эквивалент качества и разнообразия. В 70-х этот испанец создал ансамбль старинной музыки Hesperion XX, в 90-х — собственный лейбл, параллельно расширяя и свой, и слушательский кругозор: от аутентичной музыки эпох барокко и ренессанса до старинной испанской и прочей классической.

В свои без малого 80 Саваль продолжает играть, руководить и записывать: всего два года назад вышел огромный концертник The Routes of Slavery на фольклорные мотивы понятно каких регионов Южного полушария. Ярче всего в его огромной дискографии выделяются как раз записи региональной музыки, как фольклорной, так и классической (что зачастую и разделить непросто).

Одно из самых цельных собраний — турецкие мотивы 300-летней давности, написанные, как ни забавно, русским князем молдавского происхождения Дмитрием Кантемиром.

Эта музыка не только изящна, но и динамична; восхитительная кульминация в финале демонстрирует, что «фолк» и «классика» — лишь избыточные ярлыки на пути универсальной красоты, доступной каждому.

► Paula Temple — Edge of Everything

Берлинка и ее совсем новое индустриальное техно, неплохо работающее как альбом и совсем хорошо отдельными треками, как этот, например. Рядовой бит почти сразу пожирается резким и злым рефреном, не отпускающим до финала. Любители жанра наверняка уже в курсе, а для остальных это хорошее введение в тему и приятная галочка к итогам года.

► Vasilisk — Tribal Zone (2012)

Немолодой японский коллектив с корнями в шумовой музыке 80-х, записывающий образцовый ритуальный эмбиент. Tribal Zone не только свежее, но и разнообразнее прочих альбомов: здесь есть и откровенно мрачные участки, и активное семплирование вокала, от женских глоссолалий до тибетского горлового пения.

Это напоминает то известные японские саундтреки конца ХХ века, то модную группу Heilung, то саундтрек Деривье к Alone in the Dark, где схожим образом препарировали знаменитые болгарские хоры. А в сумме всё равно почти уникальный опыт, за счет разнообразия дающий возможность войти в условную пещеру экспериментального эмбиента тем, кому обычно скучно или страшно.

Ну и для тех, кто понимает, достаточно трех слов:

«японцы как обычно».

Бонус: на околоигровом сайте стоит закончить чиптюном, да не простым. Почти 8-минутная многочастная сюита, но вовсе не занудная и без шершавой агрессии собственного жанра — просто бойкая и эстетичная русалка, выходящая-таки на берег вопреки условным границам.

1717
71 комментарий

Тобин радует новьем редко, но метко. Если кто-то и скучает по срывающей крышу перкуссии, то это точно не я.

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Лично я инструментальную музыку слушаю в 2 или 3 раза чаще, чем с вокалом.
Вот оставлю тут вам самый прослушиваемый мной за последние лет пять 20-минутный трек.
К сожалению разбитый, одним треком не нашел в свободном доступе.

2
Ответить

занятно. увидел отзыв характерный, да:
"Ugh, fucking circus metal. Irritating wacky bullshit with 'chops'. Ooh and chiptune, adding another layer of kitschy crap.

...Oh wait, I actually really like this."

что до estradasphere и прочих seсret chiefs 3 вплоть до mr. bungle — все они, по-моему, упираются в итоге в потолок, имя которому джон зорн. и только зорн с его абсолютно нечеловеческой плодовитостью мог позволить себе три нормальные и одну великую вещь на дюжину чуши, а остальных такой обменный курс как раз и превращает в circus metal, как бы ни были грандиозны их изначальные идеи смешать ВСЁ.

а вот, например, еще одна пограничная (по задействованным лицам) команда master musicians of bukkake, несмотря на идиотское название, получилась куда интереснее, потому что там более-менее ограничились атмосферным психоделическим фолком с редкими риффами и восточными специями, особенно на альбомах серии totem. ни клезмера, ни дисторшна, ни джаза, ни чиптюна, только здоровые самоограничения, притом что толпа собралась ненамного меньше.

3
Ответить

Вот еще нетленка

1
Ответить

А, блет. Во втором же есть немного вокала.

2
Ответить
1
Ответить