В дебри современного японского арт-попа

Подборка четырех по своему уникальных коллективов/исполнителей из необъятной J-Pop сцены

В дебри современного японского арт-попа

Clammbon

Альбомы Clammbon - самые настоящие "лутбоксы", а в качестве механики сюрприза выступает жанровая загадка. Будет ли там гипнотический дрим-поп, экспериментальная электроника или уход в сторону арт-рока? А может инструментальное безумие с джазовой аккордовой прогрессией? Много, много вопросов, на которые Clammbon постоянно подкидывают новые ответы.

Упоминание джаза на самом деле не случайно: трио группы (Икуко Харада, Дайсукэ Ито и Мито) - выходцы из японской джазовой школы. Собственно, там ребята и нашли друг друга, организовали группу и продолжают свою деятельность уже на протяжении 20 лет. За это время у каждого из участников было множество сайд проектов, однако Clammbon до сих пор жив, пусть и не с былой активностью.

Сlammbon - tiny pride

Метания по разным жанрам не мешает Clammbon залетать и в максимально доступную поп музыку - форматных хитов тут в достатке. Так альбом "Musical" (2007г), доверху набитый модными хуками, на своих прямолинейных отрезках даже опасно граничит с западным поп звучанием. Правда и сюда японцы умудрились засунуть 13 минутную композицию.

Смена жанров в разные периоды творчества или в рамках альбома - не то, чем ограничиваются Clammbon. Ребята также любят баловаться со структурой. Скажем, поделить стандартную композицию на две части с полным контрастом в аранжировках. Для наглядности, песня "The 大丈夫" из задорного альт-рока в первой половине, во второй вдруг превращается в некое подобие дум-метала с зловещей атмосферой, дисторшном и хоровым вокалом.

Что послушать: Dramatic [AppleMusic] (2001г); Imagination [Spotify/AppleMusic] (2003г); Ten [AppleMusic] (2005г); 2010 [Spotify/AppleMusic] (2010г)

Akiko Shikata

Интеграция академической музыки в популярные массовые жанры - это одно из тех явлений, которое начало набирать серьезную популярность в Японии с началом нового века. По одну сторону тут прямые кроссоверы арт-попа с классической музыкой, по другую - симфонический и оперный рок в различных его вариациях (за пределами симфоник прога, который жил еще с 70-ых). В обоих категориях есть ряд крутых композиторов, но сейчас остановлюсь ровно на одном.

Акико - певица, композитор и автор песен. Возвращаясь к категориям выше, музыку Сикаты стоит отнести скорее к первой. Классический нью-эйдж, хоровое пение с сотнями записанных дорожек, богатые инструментальные аранжировки - это основа композиций Сикаты. И где-то между этим делом затесался фолк, традиционные японские мотивы и кельтская этника (неминуемые ассоциации с Enya).

Akiko Shikata - Dare ga Tame no Sekai

Говоря о кельтской тематике, одной группой народностей дело Акико не ограничивается. Количество этнических оттенков на всех работах японского композитора с трудом поддается счету. И что важно, они находят выражение не только в инструментальных вариациях, но и в вокале. Девушка исполняет композиции на итальянском, немецком, французком и еще бог-знает-каких языках (полный перечень можете почитать где-нибудь в википедии). Однако на естественных Акико не остановилась и успела выпустить два альбома на придуманном ею языке caTra.

Из любопытных фактов: инструментальный альбом "Hanakisou Symphonic Orchestra" (2007г), саундтрек к ВН Hanakisou, воплотил в жизнь Московский симфонический оркестр.

Что послушать (если отойти от дефолтной стилистики аниме-опенингов): Navigatoria [Youtube] (2005г); Raka [Youtube] (2006г); Harmonia [Youtube] (2009г)

Nahoko Kakiage

От классического кроссовера к классическому кроссоверу ;) На первый взгляд, музыка Нахоко - это снова скрещивание академической музыки с арт-попом. Здесь и чистый голос с большим числом сингалонгов и бэк-вокала. Даже мультиязычность на месте - Нахоко аналогично исполняет песни на дюжине языков. Но в сущности это принципиально разные исполнительницы-композиторы.

Девушка, как минимум для своего времени, сделала уникальную вещь: поставила классические аранжировки в арт-поп обертке на рельсы трип-хопа. Именно на тот жанр, который относительно слабо прижился в Японии: были DJ Krush и Акира Ямаока, плюс пара менее известных имен, ну и в общем то все. Финальное важное звено в звучании Нахоко - экспериментальная электроника, глитч поп и прочие радости модернового жанра.

До сольной же карьеры у Нахоко была своя группа - японская "техно опера" The Eccentric Opera. Вот, например, обложка одного из альбомов, попробуйте угадать жанр:

Album cover "The Eccentric Opera" (1996г)
Album cover "The Eccentric Opera" (1996г)

И нет, это не пластинка с гачи-миксами и даже не рядом с диско. TEO воспроизводили классические композиции, от оперы Кармен до произведений Чайковского, в современных аранжировках, в том числе с вкраплениями электроники. Отсюда становятся понятны дальнейшие обращения Нахоко к классической музыке.

Возвращаясь к сольной карьере, возникает соблазн удариться в аналогии и, например, приплести раннюю Бьорк. Или ACO - также исполнительницу из Японии. Девушка аналогично на рубеже веков начинала с трип-хопа, но довольно скоро свернула с этой тропы. Следующий же альбом принес ей популярность: была хвалебная пресса на западе, были серьезные продюсеры за спиной. В то время как Нахоко, с куда более солидным композиторским талантом, кроссовером жанров и неповторимой стилистикой, так и осталась в тени.

После двух каноничных альбомов "Baroque" (2002г) и "Psalm" (2004г) Нахоко ушла в молчание. Если не считать саундтрек к фильму и сингл, полноценно исполнительница вернулась с новой работой лишь в 2018 году. "Requiem" (2018г) и последующий EP - уже чистый камерный поп с эмбиентовым фоном, без былой уникальности. Впрочем, для своей ниши вполне приятные пластинки, в последнюю очередь можно ознакомиться и с ними [Spotify].

Что послушать: Baroque (2002г); Psalm (2004г). Я не нашел альбомы целиком в открытом доступе, поэтому залил в блог отдельной записью. [UPD: альбомы нашлись на AppleMusic]

3776

Как же писать про j-pop без айдолов?) Не могу себе позволить себе такую дерзость, поэтому жалуйте 3776 - один из самых необычных коллективов на данной сцене. Необычность и креатив вышли из под "пера" Акиры Исиды, продюсера и композитора большинства работ, и единственного неизменного (с определенного момента) участника группы - Чиёно Идэ.

Концептуальность 3776 началась с дебютного одноименного альбома, правда группа к этому моменту уже успела сменить 3 поколения участников. Пластинка же ознаменовала собой восхождение на гору Фудзияма, высотой в 3776 метров. Отсюда и взялось название группы, отсюда и длительность альбома - 3776 секунд. По замыслу, Чиёно Идэ должна подниматься по одному метру в секунду и, выступая в роли навигатора, пронести сквозь композиции неразрывную историю. С музыкальной точки зрения это микс целый группы жанров: с преобладанием синтипопа и электроники, но найдутся и элементы различных вариаций рока, от шугейза до пост-панка. Концептуальность пластинки еще не привела к цельности, но это будет дальше.

Saijiki (2019г) - следующая и главная работа коллектива. Концепт в этот раз взял новую высоту и был основан на идее природного течения времени. Каждая композиция - определенный месяц года. Каждая композиция по длине равна количеству дней в месяце, помноженное на 12 секунд. Каждая композиция в определенной тональности и понижается на пол тона в последующем месяце: от фа мажора (в январе) до ми мажора (в декабре).

3776 - Saijiki (2019г)

На протяжении всего альбома Чиёно Идэ "закадровым" голосом повторяет в секунду один из 12 японских знаков зодиака. 12 таких секунд соответствуют дневному циклу. По его окончанию произносится дата следующего дня. И затем все повторяется. Такой репетатив в виде своеобразного spoken word придает пластинке особые оттенки безумия. На "фоне" тут вообще происходит много всего: нашлось место как перепевкам детских песенок с другой народной музыкой, так и Лунной сонате Бетховена с Лунным Светом Дебюсси в измененных тональностях.

С музыкальной же точки зрения, на альбоме опять затесались все оттенки поп музыки и частично рока. Единственное наиболее явное жанровое отличие от прошлой работы - верховенство прогрессива. Именно полиритмия и постоянная смена ритмических рисунков, как ни странно, связали и придали невероятную цельность всей работе. Вслушиваться в некоторые переходы, смены настроений и течение истории - отдельное, непередаваемое удовольствие. Так что знакомиться с треками раздельно - строго противопоказано.

Были у 3776 и другие примечательные эксперименты. В 2017 вышли сразу две версии ЕР "公開実験": Shizuoka Version и Yamanashi Version. Обе варианта имели абсолютно разные аранжировки и исполняли их разные вокалистки, но песни имели одинаковое название. Дело в том, что воспроизводить их необходимо было одновременно и только так складывалась полноценная композиция. "Link mode" вокалистки исполняли и в лайве: как полагается по эксперименту, поодаль друг от друга, на разных сценах. Не буду вас мучать этим творчеством, поэтому оставлю ремиксовую, уже объединенную, версию одной из песен.

Что послушать: Saijiki (2019г) [альбом на ютубе выше]

Так как в посте много аудио во встроенном плеере, лишний раз напомню про свой скрипт для последовательного автоматического воспроизведения.

1414
6 комментариев

У Nahoko Kakiage на официальном сайте Quiet Diary время от времени пополняется свежими треками (самый новый выходил в январе 2021), их можно слушать так или покупать за доллар. Треки оч крутые, так что рекомендую.

1
Ответить

Yep, спасибо за упоминание. Тогда сразу и ссылку оставлю. Перевыпустила/выложила б вот еще два первых альбома, вообще цены б не было)
https://en.nahoko-kakiage.com/kakiage-1

Ответить

да уже без поп-обёртки это еще хуже,ну хотя в середине текста неплохой клон portishead'а.

Ответить

тут пишут про минанаро. ух ты

Ответить