Super Sounds of The Seventies - 1970 год. Часть 1

Super Sounds of The Seventies - 1970 год. Часть 1

В музыкальном плане каждое десятилетие 20 века обладает своим шармом и стилем, будь то биг бэнды, джаз и свинг 30 - 40х, рок-н-ролльные 50е, рок, соул и психоделия 60х, синт поп и нью вейв 80х, но, если можно выразить мое скромное мнение, 70е отличались особым уютом, можно сказать ламповостью. Большое разнообразие жанров, и их смешение, позитивный и расслабленный настрой после бурных 60х, который можно выразить типичной фразой 70х “have a nice day”. Я бы выделил три фазы этого десятилетия: 1970 - 1973, 1974 - 1976, и 1977 - 1979. Каждая из них обладает своей особенностью и саундом отличается от остальных. Признаюсь, одна из моих любимых особенностей 70х(да и 60х тоже) это так называемый AM pop, это музыка, которая ставилась диджеями и играла на Топ 40 AM радиостанциях. С начала 60х AM радио было доминирующим форматом, до полной замены к началу 80х на FM, которое позволяло проигрывать альбомные версии песен, и более длинные треки в принципе, что повлияло на популярность AOR( album-oriented rock) с середины 70х, а в 80х наступил золотой век AOR. Но не будем отклоняться от темы. В некотором смысле(сформированном далеко не в последнюю очередь фильмами) поп музыка и хиты, игравшие на AM радио, стали символом эпохи. Хотя в 60х и начале 70х во многом на AM лидировал bubblegum и mellow pop, это только часть игравшей на радио музыки. Кантри, психоделический поп, рок(при условии, что он не был слишком длинным и тяжелым), соул и т. д. В целом, кайф AM радио в том, что большинство песен на нем были...как бы это сказать, “catchy”, имели хук. Но это частности, в моем альманахе будет много и не AM хитов, просто нельзя не упомянуть было один из важнейших символов того времени. Ну и в целом музыка 70х чудесна и богата на яркие, незабываемые, красивые песни. Рассмотрим каждый год в отдельности, и могу обещаю точно: будут только крутые песни.

И думаю справедливо будет первой песней поставить бессмертную "Spirit in the Sky" Нормана Гринбаума. Абсолютный one hit wonder. Уникальная смесь психоделии и госпела.

Норман Гринбаум сочинил «Дух в небесах», услышав трансляцию госпелов по телевизору: «Я подумал, что смогу сделать это, ничего не зная о музыке госпел, так что я сел и написал свою собственную госпел-песню. Вышло легко, слова я придумал за 15 минут». Стихотворное размышление о жизни после смерти не имело под собой серьезной основы: как однажды сказал сам Гринбаум, «Я просто еврейский музыкант, который по-настоящему врубался в музыку госпел. Я решил, что рынок для религиозной музыки про Иисуса был больше, чем про Иегову» . Смесь госпела и психоделики с тягучим ритмом барабанов, хором и искаженным звуком «Фендера Стратокастера» была записана на пленку в Сан-Франциско. Боссы сделали ставку на этот необычный сингл и не прогадали.

Одной из самых моих любимых песен вообще является нежная и очень красивая "O-o-h Child" от семейной соул группы из Чикаго Five Stairsteps. Шедевр. Я надеюсь, не одному мне так кажется.

Одна из самых успешных и знаковых групп периода конца 60х начала 70х, Three Dog Night записали в 1970 одну из лучших своих песен, "Mama Told Me Not to Come".

Дерзкий саунд и необычность сыграли свою роль, один из основных хитов этого года. Песня сочинена Рэнди Ньюманом, талантливым музыкантом и композитором еще в 1966. Three Dog Night почти не сочиняли собственных песен, почти все их хиты были каверами. Это еще одна уникальная черта этой группы. А главной чертой я бы назвал умение делать настоящие мощные хиты, что они и делали начиная с 1968 по 1975.

Нельзя естественно не упомянуть в первой статье по 1970 году “American Woman” группы The Guess Who. Хит номер один в 1970..бессмертная вещь.

Надо отметить, что до 1969 года дела у рок-группы шли не очень: состав менялся, отсутствовал оригинальный репертуар, возникли долги по выполнению контрактных обязательств и т.п. Но в мае 1969-го всё резко поменялось. Их песня «These Eyes» в мае 1969 возглавила канадские чарты и была 6-й в США. Группу сразу же перекупила всемогущая RCA. На протяжении следующего года The Guess Who занимали высокие места в хит-парадах, а ровно год спустя, в мае 1970 двухсторонний сингл American Woman/No Sugar Tonight на три недели оседлал вершины мировых чартов. Суммарный тираж записей группы в 1970 достиг пяти миллионов. Осенью The Guess Who пригласили выступить в Белом Доме, хотя Патриция Никсон (жена президента) лично попросила их не исполнять «American Woman» как песню, «оскорбляющую чувства американских женщин». Впрочем, Рэнди Бахман утверждал, что «Американская женщина», главная героиня песни, есть не кто иная, как Статуя Свободы, и что песня имела антивоенную направленность. Басист группы Джим Кейл и соавтор композиции, отмечал, что песня не была антиамериканским выпадом.

Одной из самых эмоционально заряженных песен эпохи является антивоенная "War" Эдвина Старра, направленная против войны во Вьетнаме.

Конец 60х начало 70х - расцвет джаз рока, такие группы как Blood, Sweat & Tears, Lighthouse и конечно же величайшие Chicago на самом пике возможностей. Именно в 1970 году Чикаго записали свою лучшую песню, "25 or 6 to 4". По словам композитора Роберта Ламма, эта песня о попытке написать песню посреди ночи. Название песни - это время, в которое песня так сказать поймана: за 25 или 26 минут до 4 часов утра. Из-за уникальной формулировки названия песни, «25 или 6 до 4» интерпретировалось как означающее все от количества запрещенных наркотиков до закодированного имени известного человека. Песня была запрещена в Сингапуре в 1970 году из-за "намеков на наркотики".

В 1970 вышел первый сольный альбом Дайаны Росс, одной из лучших соул див 20 века, в 60е бывшей основной участницей легендарной группы The Supremes, одну из основных звезд Мотауна. В 1968 году лейбл Motown стал постепенно реализовывать планы по превращению Дайаны в соло-певицу.

К лету 1969 года Дайане Росс в Supremes подыскали замену — Джин Террел. С этого момента Росс могла всецело посвятить себя сольной карьере. На протяжении полугода Дайана Росс писала материал с разными продюсерами, но в конце концов остановилась на связке Эшфорд и Симпсон(они были создателями дуэта Марвина Гэя и Тамми Терелл). Эшфорд и Симпсон работали над большей частью первого альбома Дайаны Росс (который так и назывался «Diana Ross»), и впоследствии писали и продюсировали её на протяжении декады. Сингл с альбома (кавер-версия песни Гэя и Террел 1967 года) — «Ain’t No Mountain High Enough» — стал хитом международного масштаба и добрался до первого места U.S. Billboard Hot 100. За этот же сингл Дайану Росс номинировали на Грэмми за Лучшее вокальное выступление поп-певицы.

Могу сказать, что ее версия прекрасна, так же как и оригинал Марвина и Тамми.

Нельзя не включить в первую десятку "Fire And Rain" Джеймса Тейлора, один из величайших хитов фолк рока. К началу 70х авторы-исполнители( Singer-songwriters) были на вершине популярности, и Тейлор попал в 1970 на гребень этой волны.

В детстве он обучался игре на скрипке, в 1960 году начал играть на гитаре. В 1963 году в Массачусетсе Тейлор поступил в подготовительный класс Milton Academy. Летом того же года он познакомился с гитаристом Дэнни Корчмаром и с ним создал фолк-дуэт. Покинув школу в 16 лет, Тейлор собрал группу с братом Алексом. После переезда в Нью-Йорк он попал в клинику McLean Psychiatric Hospital (в Массачусетсе) в связи с приступом депрессии; впечатления от пребывания в ней легли в основу его первых песен.

Вернувшись в Нью-Йорк (с дипломом, который защищён был в процессе лечения), Тейлор в 1966 году собрал группу The Flying Machine, пригласив в состав Корчмара и Джоэла О’Брайена. Группа выпустила сингл, но вскоре после релиза, оказавшегося коммерчески безуспешным, весной 1967 года распалась К 1968 году Тейлор стал наркоманом. В надежде преодолеть зависимость, он отправился в Лондон, где предложил свои плёнки Питеру Эшеру, в прошлом — участнику Peter & Gordon, на тот момент работавшему в Apple Records. В результате Тейлор подписал с Apple контракт и выпустил здесь дебютный сольный альбом James Taylor. Релиз поначалу прошёл незамеченным. Тейлору, так и не сумевшему освободиться от героиновой зависимости, пришлось вернуться в США и лечь в клинику Austin Riggs в Массачусетсе.

К июлю 1969 году Тейлор был уже в состоянии дать свой первый концерт в лос-анджелесском клубе Troubadour. Лишившись контракта с Apple Records (но сохранив связи с менеджером Эшером), Тейлор подписал новый, с Warner Bros. Records., и записал второй альбом "Sweet Baby James", который вышел в феврале 1970 года и принёс ему первый коммерческий успех. Синглом из него вышла «Fire and Rain», песня, рассказывавшая о днях, проведённых в психиатрических палатах. В октябре сингл поднялся в первую пятёрку хит-парада; к этому времени такого же успеха добился и альбом, в который он был включён.Вторым синглом из альбома Sweet Baby James вышел «Country Road», в марте ставший хитом. Тогда же Тейлор появился на обложке журнала Time, где его объявили, ни много ни мало, основателем и лидером движения «авторской песни» в современной популярной музыке.

"All Right Now" группы Free несомненно один из символов времени..

Одни из лучших представителей блюз-рока, последователи и соратники Cream, группа Free появилась в Лондоне летом 1968 года, то есть в самый разгар блюзового бума, творившегося тогда в Британии. Решающую роль в судьбе этих музыкантов сыграл легендарный британский блюзмен Алексис Корнер, по рекомендации которого глава компании Island Records Крис Блэкуэлл ознакомился с песнями молодой группы и подписал с Free контракт. Корнеру принадлежит также идея названия группы. В лондонской студии "Morgan" квартет записал свой первый альбом "Tons Of Sobs", который вышел как в Европе, так и в США. Несмотря на то, что весь студийный процесс занял ровно неделю, звучание пластинки получилось безупречным - заслуга опытного продюсера Гая Стивенса. "Tons Of Sobs" не попал ни в один музыкальный хит-парад, но группу заметили и критики, и публика, чему способствовали четыре сингла с альбома и довольно продолжительные гастроли по стране.

Результаты такой интенсивной раскрутки были налицо - второй альбом Free с одноименным названием, вышедший в октябре 1969 года занял в британском хит-параде 22-ю строчку. А полгода спустя была завоевана и Америка – сингл "Аll Right Now" c альбома "Fire and Water", занявший в Англии второе место, за океаном попал на четвертую строчку Billboard Hot 100. Песню группа исполнила в 1970 году перед 600 000 зрителями фестиваля Isle of Wight, что также помогло взлёту альбома в чартах.

В заключение один из хитов Криденс в 1970. Долго думал какой поставить, но так и не решил. Так что рандомно выбор пал на "Up Around the Bend".

На этом все, следующие две статьи тоже будут про 1970. Спасибо за внимание.

4545
20 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Зачем? Это вроде не сайт по грамматике. Пишу как получается.

4
Ответить

всё круто, только одно не круто.
(ну и англоцентричность еще)

2
Ответить

Ну, тут это мое субъективное мнение, как вы заметили из европейского я люблю йе йе в основном :)

Тут просто крупные хиты, в последующие годы будут и фанковые вещи, может даже отдельная тема. 

1
Ответить

Обожамс 70е, щас ищу по всей сети древние сборники Soul Train – квинтэссенция черной жанровой музыки той эпохи.

Автор, шикарная статья, жду вторую часть с нетерпением.

1
Ответить

Пожалуйста. Будет непременно вторая )

Я советую вам Can You Dig It? The '70s Soul Experience. Лучше не найти, сборники от Rhino всегда лучшие.

2
Ответить

классный обзор really

1
Ответить