Рубрика развивается при поддержке
Музыка
Алихан Исрапилов

Голос поколения: Кендрик Ламар в четырёх концептуальных альбомах и одном великом треке Статьи редакции

Поздравляем музыканта с днём рождения и вспоминаем его полное саморефлексии и сомнений в себе творчество.

17 июня 2021-го исполнилось 34 года Кендрику Ламару — безусловно, главному рэпперу нашего времени и одному из величайших хип-хоп артистов в истории. За последние 10 лет, с релиза дебютного альбома Section.80, Кендрик стремительно прошёл путь от талантливого фрешмена до живого классика, и это при том, что последние четыре года он… молчал.

Удивительно, но это затяжная ретировка не вынудила слушателей усомниться в наследии музыканта. Напротив, она заставила сильнее ценить его творчество и гадать, каким будет следующий шаг артиста, уже успевшего многое сказать.

Этот материал — не пересказ биографии, а скорее попытка в свободной форме рассказать о том, что из себя представляет Кендрик как музыкант. Почему он заслужил такой статус, какие темы он поднимает в своём многогранном творчестве и с чего стоит начать знакомство с его музыкой.

Каждый альбом Кендрика концептуален, но его идея не всегда очевидна

Section.80, дебютный альбом Ламара — это попытка одновременно всмотреться в свое поколение и в Америку начала 2010-х, вдохновлённую первым президентским сроком Барака Обамы и якобы готовую к реальным изменениям.

Эти размышления вплетены в истории двух девушек, Кейши и Тэмми, ровесниц Кендрика, которые тоже выросли в омраченную эпидемией крэка эпоху Рейгана (конец 1980-х), страдают из-за синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Они лишены амбиций и просто живут в своё удовольствие, наслаждаясь сексом и наркотиками.

Отрывок эссе о музыкальном мотиве и ритме трека Rigamortus, который закрепил за Кендриком статус одного из самых техничных рэперов поколения

Альбом открывает манифестный трек Fuck Your Ethnicity, в котором Кендрик заявляет, что человеческие качества важнее расы. Этот гуманистический посыл хорошо рифмуется с антипопулистским заявлением о том, что избрание Обамы не снизило градус расизма — он по-прежнему активно процветает.

Заканчивает пластинку не менее эффектный трек HiiiPower — своеобразное социо-политическое заявление и призыв сохранять достоинство и эмпатию. А ещё быть лучшей версией себя и тянуться к просвещению.

Вышедший через год good kid, m.A.A.d city заставил слушателей говорить о Кендрике как о самом талантливом рэпере поколения. Альбом не случайно вышел с подзаголовком A Short Film By Kendrick Lamar — это и правда кинематографичная, вдохновлённая фильмом «Ребята с улицы» пластинка, которая с помощью нелинейного нарратива в скитах визуализирует в голове слушателя историю взросления музыканта, его перехода от юноши по имени K.Dot к знакомому нам Кендрику Ламару.

Ну, не лучшее превью, но клип все равно хороший

В этот раз Кендрик смещает фокус на самого себя и родное гетто. Он рассказывает о тяжёлой жизни обычного подростка в Комптоне — точнее о том, как неудачные ночные приключения с пацанами помогли ему осознать, что нужно вырваться из этого бесконечного цикла нищеты, насилия и зависимостей. В противном случае, он рискует умереть в случайной перестрелке, не дав миру то, что может предложить.

good kid, m.A.A.d city одновременно сочится юношеским максимализмом и не по годам зрелой уличной философией, которая простирается намного дальше односложных комментариев о выживании в гетто.

Если good kid, m.A.A.d city можно назвать локальным эпосом, то To Pimp a Butterfly — это эпический манифест, который одновременно отдаёт дань уважения афро-американской культуре (не только музыке, но и литературе, и поэзии) и вписывает самого Кендрика в её анналы.

И в то же время это глубоко личный альбом, который описывает, в первую очередь, экзистенциальное путешествие Кендрика. Тот проходит через депрессию, саморазрушение и отторжение своего нового статуса к долгожданному перерождению и принятию себя.

Один из главных треков 2010-х — оптимистичный и воодушевляющий гимн афроамериканского сообщества, у которого «всё будет хорошо»

Название To Pimp a Butterfly (to pimp — придумайте глагол от слова сутенер, butterfly — бабочка) раскрывается через поэму, которую Кендрик зачитывает в последнем треке, Mortal Man, рэпперу Тупаку Шакуру.

Благодаря ей можно понять аналогию и прогрессию альбома: музыкант сначала сравнивает себя с гусеницей, которая чувствует себя заложницей окружения. Затем рефлексирует о внутренней борьбе, когда прячется в коконе, и, наконец-то, освобождается, превращаясь в бабочку единственном воодушевляющий треке альбома — i, который как раз посвящён любви к себе.

После альбома, который моментально вошел в историю и разделил афро-американскую культуру на «до и после», Кендрик ожидаемо начал вновь сомневаться в себе и ушёл в саморефлексию. От себя скажу, что я не люблю DAMN.: для меня это альбом, который, как говорится aged like milk (простите за english), он довольно быстро устарел из-за намеренно коммерческого звучания и сейчас, всего лишь четыре года спустя, звучит блекло.

Впрочем, я прекрасно понимаю, что это важный для самого Кендрика и его последовательной дискографии альбом, который, во-первых, принёс ему Пулитцеровскую премию, а ещё превратил в международную звезду. DAMN. среди прочего развеял миф о том, что музыкант слишком умён для массовой аудитории — DAMN. слушали так часто, что он в итоге попал в список самых продаваемых альбомов года от Billboard.

Не самый удачный трек, зато блистательный видеоряд с «ожившими» фотографиями

В творчестве Кендрика особое место занимает мотив дуализма: противопоставление историй Кейши и Тэмми, good kid vs m.A.A.d city, треков i о любви к себе и u о саморазрушении. В DAMN. дихотомия стала полноценным концептом: это альбом о противостоянии самому себе — «It was always me vs. me». С первых секунд перед слушателем ставят вопрос: «Is it wickedness? Is it weakness? You decide…».

Здесь включается своеобразный интерактив — чтобы ответить на вопрос, кем на самом деле является Кендрик (слабым и богобоязненным или порочным грешником) нужно слушать альбом в определённом порядке.

Из-за прогрессии классический треклист можно принять за путь музыканта к просветлению (PRIDE. перетекает в HUMBLE., LUST. — в LOVE.). Обратный треклист, представленный в Collectors Edition, предлагает развернутую историю, в этот раз о пути к порочности, ведущему к смерти Кендрика (BLOOD.).

Лучший трек Кендрика — 12-минутная ода смерти и необходимости перерождения

Если вы не готовы слушать полноценный альбом, но хотите дать Кендрику шанс, то попробуйте послушать (желательно с текстом/переводом) Sing About Me, I’m Dying of Thirst — 12-минутный двойной трек, который по праву считается одной из хип-хоп вершин прошлого десятилетия. Кроме того, он отлично демонстрирует два ключевых достоинства Кендрика: его талант рассказчика и способность менять личности интонацией. С помощью полифонии голосов на некоторых треках он как раз спорит со своими альтер-эго.

Первая половина, Sing About Me, представлена от лица двух героев, которые обращаются к Кендрику. Первый — это брат Дэйва, убитого по сюжету альбома парня, он благодарит рэпера за то, что тот был рядом с его умирающим братом, и просит рассказать его историю, но в итоге скоропостижно умирает в погоне за возмездием.

Вторая — сестра Кейши (одна из героинь Section.80 — cекс-работница, которую по сюжету изнасиловали и убили). Она обвиняет Кендрика в том, что тот использовал историю её сестры и предупреждает музыканта, чтобы тот не смел рассказывать про неё саму на альбоме.

В начале карьеры Кендрик удивлял не философскими треками, а великими обложками

Первая часть трека отлично передаёт неоднозначное, полное противоречий (опять же — дуализм) ощущение, которые испытывает Кендрик: он не знает, достоин ли статуса «голоса поколения» и права рассказывать чужие истории. Вторая часть с метафоричным названием I’m Dying of Thirst посвящена жажде — тяге к религиозному или философскому импульсу, который необходим сообществу и лично ему, чтобы остановить постоянный цикл насилия и духовно переродиться.

Бонус: плейлист с главными треками Кендрика Ламара

Рискнул выбрать 10 главных треков музыканта — получилось несколько предсказуемо, но для знакомства с творчеством Кендрика будет достаточно.

{ "author_name": "Алихан Исрапилов", "author_type": "self", "tags": ["dtfxspotify"], "comments": 50, "likes": 69, "favorites": 90, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 768258, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 18 Jun 2021 10:50:08 +0300", "is_special": false }
Рассказываем о музыке
Неотъемлемой части индустрии развлечений
0
50 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
44

С одной стороны, Кендрик молодец. С другой стороны, был случай, когда он пригласил на сцену свою фанатку и начал исполнять с ней трек, в котором есть слово "нигга". И когда фанатка тоже произносила это слово без какой-либо мысли обидеть его, он остановился, попросил выключить музыку и потребовал у фанатки извинения.

Почему? Потому что его фанатка была белой...

Ответить
3

я думаю, так было им изначально задумано

Ответить
1

Это да странно, обычно белому человеку вроде как можно говорить Н-ворд если он повторяет за песней. Эминем  в начале нулевых в туре на сцене произносил это слово и не раз.

Ответить
2

в начале нулевых

Ключевая фраза

Ответить
1

Странно, что в 21 веке культивируется разделение, где одним расам можно говорить какие-то слова, а другим нельзя.

Ответить

Верховный месяц

Eldar
1

Что этот белый нигер себе позволяет?

Ответить
1

Вообще не понял, почему этот случай вызывает такой резонанс до сих пор, и ты его упоминаешь с заходом: "с другой стороны")
Да, Кендрик мог поступить несколько иначе в той ситуации, но о ней уже все давно забыли. Также как и девочка могла вспомнить о самоцензуре и не произносить слово, оценив обстановку, в которой находится (дома было бы норм произносить это слово, подпевая, но не на сцене, подумай сам). В рэпе обычно это слово используется с осознанием его расистких корней и именно для того, чтобы забрать у него эту силу, так скажем. Ниже прикреплю видео, где понятно объясняются обе стороны вопроса.

Ответить
0

Ну и почему было не вспомнить, в таком случае, что Кендрик первый не джазовый или классический музыкант, удостоенный Пулитцеровской премии в области музыки (за "Damn")? Или почему не вспомнить, что когда люди выходили на улицы в Америке из-за убийства темнокожего подростка они пели его "Alright"? Понимаю, что не стоит негативные моменты совсем уж скрывать, но на фоне его влияния на общество и индустрию, а также его общего поведения он не видится значительным.

Ответить
0

У афроамериканцев, есть одна особенная черта - они очень агрессивно реагируют на другие расы, которые смеют уподобляться им, примерять их образы, использовать слова, которые только им можно использовать, ходить там, где только чернокожие могут ходить. В современном мире сложно найти более рьяных расистов, чем афроамериканцы, но они уверены, что имеют на это право, т.к. белые их эксплуатировали. И не дай бог вам им напомнить, что сотни лет назад белые покупали черных рабов в Африке у других черных, нельзя упоминать, что на черном континенте черные также эксплуатировали черных - вы получите в ответ на это агрессию и обвинения в расизме. А уж африканская страна Либерия - это просто красная тряпка. Этот шовинизм со стороны афроамериканцев часто вызывает сейчас негативное отношение к черным. Не цвет их кожи, не происхождение, а их слова и поступки. Посмотрите на обложку To pimp a Butterfly - это просто сборище агрессивных людей низкого качества, такие есть среди любых народов, это же обычная гопота, которую мало кто любит, независимо от цвета кожи.

Ответить

Географический Женя

35

Выебнусь 

Ответить

Географический Женя

Офицер
0

о там за ним Jamie XX? 

Ответить
0

Другу подарил такую на др вместе с проигрывателем, до сих пор в восторге)

Ответить
18

Но мы то все прекрасно понимаем, кто действительно - Голос Поколения

Ответить

Главный коктейль

Богдан
7

Йе уже давно в статусе бати всем этим молодым и шутливым

Ответить
2

Мне кажется у него лучшая дискография как у хип хоп артиста.

Ответить
0

Based.
НЛК вне рамок жанра.

Ответить

Главный коктейль

4

Как же круто Кендрик умеет жонглировать голосами и интонациями. Вот еще крутой клип.

Ответить
4

Кендрик — охуенный

Ответить

Тяжелый турник

4

Отличный текст! Я бы в главные треки еще "Bitch, Don't Kill My Vibe" и "These Walls" добавил

Ответить
–7

Очередной уголек

Ответить
–9

Очередной нигер милионер читает о том как сложно нигерам жить

Ответить
0

Я вижу тут шарящие) Посоветуйте, что можно послушать похожее на Кендрика?

Ответить

Тяжелый турник

Granger
3

Начни с его корешей: Ab-Soul, Schoolboy Q и Jay Rock

Ответить

Поперечный щит

Granger
3

Vince Staples, очень рекомендую, но у него саунд более современный и экспериментальный, чем у Кендрика)

Ответить

Поперечный щит

Поперечный
0

У них еще фит есть, вот этот.

Ответить
2

Мне J. Cole нравится ещё, есть какое-то сходство у них

Ответить
0

Может ещё childish gambino, первые два альбома

Ответить
1

Если чуть попроще, но не менее интересный, то K.A.A.N. Последнее время очень много релизов выпустил. Советую начать с Twenty Nine

Ответить
1

Зависит от того, любишь зависать над текстами на том же Genius или нет. В случае Кендрика - 50% очарования теряется если не понимать, что заложено, какой концепт у альбома.
Навскидку, если просто послушать, могу порекомендовать:
* дилогию Mac Miller: Swimming и Circles.
* Loyle Carner - Not Waving, But Drowning
* Goldlink - At What Cost
* Injury Reserve - Drive it like it's stolen И одноимённый дебютный альбом, Injury Reserve.

Чтобы закопаться в текстах - могу порекомендовать, к примеру, что-то из Lupe Fiasco. На мой вкус, самое интересное - Lupe Fiasco's The Cool и Tetsuo & Youth. Всё никак не доходят руки дописать лонг про его творчество (

Ответить
0

Спасибо за подробную рекомендацию) обязательно изучу и послушаю

Ответить
1

J.I.D. это прям его копия. Прям тот же вектор. Не прогадаешь.

Ответить
0

Спасибо, обязательно заценю!

Ответить
1

блин я на секунду подумал чет новое вышло)

Ответить
1

Ага, с "Fuck your ethnicity" особенно хорошо рифмуется его выходка с фанаткой на сцене.)

Ответить
0

Вы не понимаете, это другое! Это белые не должны судить о других по цвету кожи, а черным это всё можно.

Ответить
0

Все что у него слышал - звучит уныло, кроме Мэд Сити разве что. Винс Стейплз лучше :)

Ответить

Поперечный щит

Let
1

Ну кому-то Винс на Summertime ‘06 кажется унылым.

Ответить
0

Ну, несколько лет назад, Дре, назвал его новым королем западного побережья. Забавно конечно, Кендрик делает клёвые вещи на мой взгляд, но до короля ему далеко мне кажется😏

Ответить

Поперечный щит

Kusochek
1

Это было лет 9 назад, то ли в 2012, то ли в 2013, но Кендрик с тех пор только лучше стал.

Ответить
0

Ну мне он нравится, но как-то то ли я стар, то ли Тупака так никто и не переплюнул на мой взгляд))

Ответить
0

Очень здорово, спасибо.

Ответить
0

спасибо!
идеально, чтобы скинуть друзьям для знакомства с Кендриком

Ответить
0

Мне этот трек у него нравится
https://www.youtube.com/watch?v=0IaHJDDN284

Ответить
0

Охуеннейший! Всегда жду его новинки больше всех

Ответить
0

Больше такого контента!

Ответить
0

Ценители современного, есть среди новых голосов поколения кто-то делающий нечто похожее на Souls Of Mischief - 93 'Til Infinity? Без негатива, просто сложно найти что-то новое хоть отдаленно похожее. Буду очень признателен, если посоветуете что-нибудь.

Ответить
Читать все 50 комментариев
null