реклама
разместить

Драка с байкерами и отравление беляшами: гастрольные курьёзы зарубежных звёзд в России

Как Aphex Twin загремел в больницу, Бликса Баргельд помял крышу бандитского «мерса», а Sonic Youth и King Crimson столкнулись с байкерами из «Ночных волков».

Драка с байкерами и отравление беляшами: гастрольные курьёзы зарубежных звёзд в России

Россия всегда была непростым местом для гастролей зарубежных звёзд. Некоторые музыканты — например, Radiohead, The National и Том Уэйтс — по разным причинам отказываются сюда приезжать. Другие, напротив, гастролируют с удовольствием — к примеру, Placebo в 2014-м отметили свое 20-летие большим туром по транссибирской магистрали.

В этом тексте мы собрали несколько историй о столкновениях культовых артистов с суровыми местными реалиями. Про ужасный опыт Дэвида Боуи мы уже писали, так что в этом списке его нет. Стоит отметить, что мы не ручаемся за достоверность приведенных сведений: за прошедшие годы события обросли слухами и домыслами, перешли в разряд городских легенд и занятных баек.

Sonic Youth и Ленин-панк

В 1989-м железный занавес был уже не таким прочным, как в предыдущие семь десятилетий, и в СССР одна за другой стали приезжать настоящие звезды. И речь не только о Московском международном фестивале мира, где выступали Scorpions, Bon Jovi и иже с ними. Также с концертами в Москве выступили, например, Pink Floyd и Black Sabbath.

Но всё же самой удивительной была история гастролей Sonic Youth. Молодые, но уже культовые на западе инди-рокеры решили не ограничиваться столицей, сыграв концерты также в Ленинграде, Киеве и Вильнюсе.

На тот момент четверка из Нью-Йорка находилась на своем пике: недавно у них вышел суперуспешный альбом «Daydream Nation», который они и обкатывали в мировом турне.

Про концерт в Вильнюсе особых историй нет, зато сохранилась видеозапись — темноватая, но с отличным звуком.

SonicYouth, Live in Vilnius, 1989

На концерт в Ленинграде пришло очень мало людей. Свет погасили только после третьей песни, и публика далеко не сразу поняла, когда именно закончилась настройка звука и началось непосредственно выступление.

Концерт прошёл чудовищно: зал был заполнен на одну пятую, ведь никто даже не подозревал, что в город приедут такие музыканты, — я не видел ни одной афиши. Но именно после этого концерта я пришёл к идее открыть клуб «Там-Там». Это был ошеломляющий, ни с чем не сравнимый, волнующий опыт: спустя шесть лет я оказался на концерте Sonic Youth в Нью-Йорке, но уже не испытал трепета, в который погрузился, впервые услышав этот резонанс диссонансов на чудовищном аппарате Ленинградского дворца молодежи.

Всеволод Гаккель, экс-виолончелист группы «Аквариум», основатель петербургского клуба «TaMtAm»

Стоит отметить, что афиши всё же были. На некоторых было написано «Соник Юс», на других – «Соник Юф», имелся также очаровательный вариант «Соник Молодёжь».

На следующий день музыканты должны были участвовать в записи передачи «Лестница в небо». Встреча с ведущими была назначена в Доме кино, и «Соники» впустую прождали их несколько часов — никто за ними так и не пришёл. В итоге басистка Ким Гордон расплакалась, и группа отказалась играть второй концерт в Ленинграде.

В Москве группа выступила дважды в концертном зале гостиницы «Орлёнок», и на одном из выступлений кто-то запустил пивной банкой в сцену.

Злосчастная банка угодила прямо в голову Ким Гордон. Тёрстон Мур, гитарист группы и на тот момент муж Ким, побежал к краю сцены и принялся пинать стоящих там людей. Загвоздка была в том, что этими людьми оказались члены байк-клуба «Ночные волки», которых наняли охранять концерт. Байкеры полезли на сцену разбираться с американцами. Путь им преградил музыкальный критик Артемий Троицкий, но его быстро загнали под стол.

Драка действительно была — а всё из-за этих уродов-байкеров, я к ним всегда относился с крайним презрением. Несколько этих детин на меня поперли — это притом, что их тогда наняли едва ли не для обеспечения безопасности на концерте. Зачем так сделали — тоже неясно, будто бы забыли про случай в Альтамонте в 1969 году, когда «Ангелы ада» насмерть забили темнокожего паренька прямо у сцены во время выступления The Rolling Stones.

Артемий Троицкий

К слову, среди публики на том концерте были Егор Летов и Янка Дягилева, которые в своих собственных записях конца 80-х заметно вдохновлялись альбомами нью-йоркской группы.

А на концерт, разумеется, попали, протиснулись к самой сцене, потому что было интересно, как они всё это делают. К сожалению, имела место безобразная потасовка, спровоцированная нашими доблестными «панками», которые швырнули пивную банку в Ким. Поразили инструменты, которые использовали гитаристы.

Егор Летов

В Киеве на концерт наконец-то собралось много людей. Правда, выяснилось, что пришли они на модных тогда «Воплей Вiдоплясова», игравших на разогреве. Когда на сцену вышли сами Sonic Youth, публика начала покидать помещение, и вскоре в зале осталось порядка двадцати человек.

Зато на сцене к группе присоединился пятый участник — большая гипсовая статуя Ленина.

В какой-то момент Ли Ранальдо подскочил к бюсту Ленина, приложил к его лысине растопыренную, будто петушиный гребень, руку и завёл историю о том, что Ильич на самом деле был панком. Возможно, история была неплохая, но так как он её на английском рассказывал, никто в зале ничего не понял.

Владимир «Адольфыч» Нестеренко, писатель

Кроме того, музыканты поделились с украинской публикой своими мыслями о киевских ресторанах и посвятили песню «Silver Rocket» Лайке, первой собаке, побывавшей в космосе.

То, что тогда вытворяли «Соники», было оглушительно. Ничего подобного никто из нас никогда в Киеве и на просторах Совка не видел. Ни до, ни много после.

Александр Заика, фотограф

«Бритроника»: фестиваль-катастрофа с отравленными беляшами

Bark Psychosis — Big Shot | Live @ Britronica Festival 1994

В 1994-м Артемий Троицкий задумал познакомить Россию с передовой электроникой. Заручившись поддержкой британского промоутера Ника Хоббса он привёз в Москву целую плеяду британских исполнителей, преимущественно клиентов знакового лейбла Warp Records.

Состав «Бритроники» поражает воображение: IDM-идолы Autechre, техно-шугейзеры Seefeel, основоположники пост-рока Bark Psychosis, Алекс Патерсон из The Orb, совсем молодой Пол Окенфолд… Ну а главной звездой был не нуждающийся в представлении Aphex Twin.

Вместе с музыкантами прибыл журналист NME Руперт Хоу. По итогам поездки он написал огненный репортаж «Comrade, feel the noise» (кстати, такой заголовок подошёл бы и к гастролям Sonic Youth).

Драка с байкерами и отравление беляшами: гастрольные курьёзы зарубежных звёзд в России

Англичан поселили в бывшем конференц-центре КПСС на окраине Москвы посреди загаженного пустыря. Приём для участников фестиваля устроили в одном из центральных клубов: плата за вход составляла 40 долларов: внутри были в основном бандиты со спутницами-проститутками, и музыканты сбежали уже через полчаса.

Каждому из участников «Бритроники» Москва-94 подарила своё незабываемое приключение.

Moscow Britronica '94

Так, даб-техно группа Dreadzone попала в музей Пушкина, где проходил арт-хэппенинг. Перформанс заключался в том, что один из художников снял штаны перед картиной Ван Гога, присел на корточки и испражнился себе в ладонь.

Впоследствии группа отыграла концерт в огромном, рассчитанном на 1800 мест Московском дворце молодёжи. Послушать их пришло где-то 150 человек. Но публика была довольна, и один слушателей в знак респекта передал музыкантам пакет с косяками.

Seefeel — Polyfusion [Live at Britronica, Moscow, Russia 4/16/1994]

Более крупную аудиторию — 300 человек — собрали несколько подзабытые сейчас, но классные Seefeel. Внимание публики особенно привлекал басист Дарен Сеймор.

Остальные участники вели себя в лучших традициях шугейза, то есть практически не шевелились и смотрели на свои примочки, в то время как Дарен плясал, лютовал, качался с ноги на ногу в первобытном трансе, вздымал гитару над головой, бессильно падал на сцену, делал страшное лицо, молился и орал куда-то в пустоту. Комментаторы на YouTube справедливо замечают, что он находится явно на каком-то другом концерте, нежели остальные.

Ну а после концерта музыканты Seefeel, Bark Psychosis и Ultramarine выкинули кресло с 17 этажа гостиницы.

Все были очень пьяны, было много водки, и это началось как шутка. Диван начали поднимать, а фотограф Стив Дабл из NME, который приехал с нами, всё время шикал и говорил: «Переворачивайте, переворачивайте!». И всех это очень подзадорило — «Давайте, давайте сделаем это, выкинем этот диван!» Тогда Стив сказал: «Окей, окей, только подождите пока я камеру достану!». В итоге камеру он достал и падение дивана сфотографировал!

Сара Пикок, участница Seefeel

Другие музыканты выступали в клубе «Пилот». Ну, как выступали: Пола Окенфолда, к примеру, выгнали из-за вертушек за то, что он отказался крутить рекламу. Его место занял русский диджей. В зале — всё те же бандиты с проститутками, а также потерянные британцы, недоумевающие, что они вообще здесь делают.

Никто из нас до этого не бывал ни в одной стране в стадии коллапса. Эта бедность была для нас шоком. Всё это безумие на фестивале было, отчасти, следствием культурного шока. Мы понимали, что удостоились особой привилегии приехать и выступить здесь, но когда выяснилось, что билеты смогли купить только богатые мафиози, нас это жутко расстроило. Мы встретили нескольких ребят, которые были настоящими фанами, но у них не было денег на билеты. Кажется, нам удалось-таки протащить их внутрь.

Сара Пикок

Поездка была полна драм, но хуже всех пришлось, пожалуй, главной звезде фестиваля — Ричарду Ди Джеймсу (он же Aphex Twin). Вскоре после приезда его госпитализировали, и целые сутки никто не знал, где он находится.

Оказалось, что его на сутки закрыли одного в изоляторе. Единственное окно было закрыто решёткой. Иногда приходил врач и ставил укол прямо в зад классику современной электроники.

О российском больничном опыте Aphex Twin отзывался так: «Всё было очень странно. Хуже, чем на кислоте. У меня до сих пор в глазах двоится».

Доподлинно неизвестно, почему именно музыкант загремел больницу, но самая ходовая версия — отравление беляшами в московской столовке. Похоже на правду. Впрочем, ходили и другие слухи: что к Ричарду на улице цеплялись хулиганы, что он напился, дебоширил и попал в милицию, откуда его вызволял лично Троицкий.

Так или иначе, на «Бритронике» Aphex Twin так и не выступил, зато дал интервью какому-то местному телеканалу, где отвечал на неловкие вопросы в духе «Почему вы носите длинные волосы». Осторожно: смотреть на свой страх и кринж.

Aphex Twin interview in Moscow

Казалось бы, после такого «тёплого» приёма Ричарду Ди Джеймсу в Россию путь был заказан. Но в 2011-м его стали замечать в Москве — то он слушал диджеев в местных клубах, то рыскал по рынкам в поисках советских синтезаторов.

Также музыкант был замечен в подмосковном Реутове. Выяснилось, что там проживает его девушка Анастасия. На альбоме «Syro» можно услышать, как она произносит слово «Носочки», а самый нежный трек пластинки — «aisatsana [102]» — очевидным образом посвящён ей, достаточно лишь прочитать название в обратную сторону.

Впрочем, с Ричардом Ди Джеймсом ни в чем нельзя быть уверенным: о нём также ходили слухи, что он живет в банке и ездит на танке. Так что лучше верить сразу во всё: и в беляш, и в танк, и в Анастасию. Ведь так гораздо веселее.

К 10-летию Программы А. Бритроника

А что до «Бритроники», то она явно опередила наше время. Если бы фестиваль прошёл на пару лет позже, его ждал бы грандиозный успех, ведь уже к середине девяностых Москва врубилась в электронику. Но в 1994-м город просто был не готов к такой музыке.

Жига на «мерсе» от Бликсы

Драка с байкерами и отравление беляшами: гастрольные курьёзы зарубежных звёзд в России

В 1998 году в Москву приехал Ник Кейв со своей группой. В ту пору он сочинял смирные баллады, однако на концертах по-прежнему жёг напалмом, о чём свидетельствуют сохранившиеся записи.

Nick Cave and The Bad Seeds — Do You Love Me? — Moscow 17.07.1998

Кроме того, на тот момент Кейв ещё не завязал с тяжёлыми наркотиками, и, естественно, московский визит без них не обошёлся.

Вынужден был поездить по Москве в поисках герыча. Кто-то считает, что доза была нужна Кейву, кто-то — что его басисту. Ездили, покупали, отдавали. Потом я получил обратный звонок — артисты спрашивали, что с этим «камнем» делать? Вероятно, они привыкли к какой-то другой технологии потребления. Наверное, в порошке. Мне не к кому было обратиться, и я звонил Ай-Ай-Аю (Евгению Фёдорову, лидеру Tequilajazzz — прим.ред) в Питер, спрашивал: что с этим делают? А он ржал в трубку: «Блин, даже разбодяжить сами не умеют!»

Игорь Тонких, промоутер, организатор первого московского концерта Nick Cave & The Bad Seeds

Впрочем, самая яркая история в тот приезд случилась не с самим Кейвом, а с Бликсой Баргельдом. Лидер культовых немецких индустриальщиков Einstürzende Neubauten в ту пору играл в The Bad Seeds на гитаре. Основательно заправившись водкой, он вышел из клуба, где проходило выступление, на Софийскую набережную, увидел припаркованный на берегу Москвы-реки чёрный «Мерседес», влез на крышу авто и стал отплясывать жигу для набежавших поклонников и фотографов.

Как только я забрался на крышу, вокруг появилось столько камер, что я решил немного потанцевать на радость фотографам.

Бликса Баргельд

Через пару минут объявился хозяин машины – Кейв в интервью «Openspace» охарактеризовал его как «русского гангстера». Автовладелец достал из кармана черный пистолет и потребовал компенсацию в размере двух тысяч долларов (по другим сведениям – пяти тысяч). В итоге сошлись на одной, которую Бликсе пришлось заплатить из своего кармана.

Драка с байкерами и отравление беляшами: гастрольные курьёзы зарубежных звёзд в России

По словам музыканта, танец на машине стал самым ярким впечатлением от России, а фотография до сих пор висит у него на стене.

King Crimson в заложниках у байкеров

Драка с байкерами и отравление беляшами: гастрольные курьёзы зарубежных звёзд в России

Четвёртая и последняя история менее драматичная, чем предыдущие, но и она неплохо показывает, с чем зарубежным артистам приходилось сталкиваться в нашей стране.

В 2004 году в Россию приехала, пожалуй, важнейшая прог-рок-группа мира. King Crimson обкатывали свой, как выяснилось, последний альбом «The Power To Believe».

Привезти группу в Россию было главной мечтой известного промоутера Александра Чепарухина. Интересно, что лидер группы Роберт Фрипп позвонил Чепарухину сам, ровно в тот момент, когда тот обсуждал, что было бы здорово организовать концерт «кримзонам».

Накануне концерта в ГЦКЗ «Россия» промоутер отвез участников группы в клуб «Sexton», принадлежавший людям из байк-клуба «Ночные волки», уже фигурировавшего в истории с Sonic Youth. Суровые байкеры задались вопросом, смогут ли King Crimson выступить для них, и Чепарухин ляпнул, что «вряд ли, но кто знает». Все немного выпили, и ситуация стала накаляться.

В итоге к нам подошли устрашающего вида «Ночные волки» и стали спрашивать, почему я их обманул и почему не играют King Crimson. Пошли угрожающие жесты и реплики, мне стали говорить, что эти люди просто не выйдут из клуба. <…> Меня в это время затаскивают в какую-то комнату, один из байкеров снимает ремень с пряжкой, обматывает вокруг руки и говорит: «Ну что, будут они играть или нет? У нас тут серьёзные уважаемые люди собрались, мы им King Crimson обещали». И когда я уже готовлюсь как минимум к пыткам, приезжает Хирург (Александр Залдостанов, лидер «Ночных волков» — DTF.), выслушивает всё, поднимает руку и царственно говорит: «Отпустите их».

Александр Чепарухин, промоутер, организатор концерта King Crimson

Несмотря на инцидент с байкерами, сам концерт в ГЦКЗ прошёл превосходно. Российская публика обеспечила группе настолько тёплый приём, что сам Фрипп, известный своим суровым нордическим характером, растроганно кланялся, приложив руку к груди.

Драка с байкерами и отравление беляшами: гастрольные курьёзы зарубежных звёзд в России

Если вам понравился материал, сообщите об этом в комментариях, и мы с удовольствием продолжим искать и рассказывать истории о подобных гастрольных курьёзах.

322322
реклама
разместить
52 комментария

Сначала мне стало стыдно за русскую публику на концертах. А потом ужратые и обдолбанные музыканты как-то уравновесили треш между сценой и зрительным залом.

56

Мне кажется, тут всё зависит от контекста и «культуры» конкретного музыкального жанра. Например, поп-панк или мейнстрим-рэп, во первых, предъявляют достаточно низкие требования к уровню исполнительского мастерства (что позволяет артистам на сцене невозбранно находится в сильно изменённом состоянии), а во вторых - в той или иной степени воспевают в своём творчестве гедонизм и угар. И поэтому объёбанные музыканты и объёбанные фанаты находятся в синергии.
А вот будучи невменяем исполнять какой-нибудь прогрессив метал, равно как приходить в неадекватности на подобные концерты - вот это отстой.

26

"Ночные Волки" ака "Шавки Путена".

36

Бандиты обыкновенные

19

Вообще-то читается Ночные тёлки (ака Шлюхи). Поговаривают что Задосранов, или как там его, пидр. Чем и зарабатывал себе на жизнь в Германии. Работал в гей клубе.

7

Aphex Twin съел просроченный беляш, чтобы сыграть в своём клипе. Школа имени Кристиана Бэйла. А ощущения от его клипов и музыки реально как при отравлении. Люблю Апекса)))

29

Комментарий недоступен

15
Раскрывать всегда
Субботний скриншот. Во что играете на этих выходных?

Продолжаю Assassin's Creed Shadows

Субботний скриншот. Во что играете на этих выходных?
199199
2626
1313
55
44
22
22
22
22
11
«Игры за миллион: почему ценообразование в гейминге превратилось в наглый грабёж?»

Давайте честно: вы тоже устали от того, что за каждый новый тайтл с вас сдирают три шкуры? Я тут прикинул — за последние пару лет цены на игры скакнули так, что впору продавать почку, чтобы пройти свежий релиз. Baldur’s Gate 3 за 2000 рублей — шедевр, который можно перепроходить годами, с тоннами контента и поддержкой от Larian, будто разработчики…

«Игры за миллион: почему ценообразование в гейминге превратилось в наглый грабёж?»
66
33
33
11
Глубокая аналитика по локализованным ценам А глобально игры за сорок лет подорожали с 50-и баксов, до 70-и, что отстаёт от инфляции раза в два+ А по ценам на пека игры в СНГ можно анализировать разве что какой издатель какую скидку готов дать нищему русскому
В Турции заблокировали Rutube под предлогом борьбы с рекламой азартных игр
В Турции заблокировали Rutube под предлогом борьбы с рекламой азартных игр
280280
2727
1515
1010
22
22
11
11
Причина ясна: сервера рутуба стали устаревать
Самая мерзкая и противная локация которая вам встречалась в играх?
Самая мерзкая и противная локация которая вам встречалась в играх?
7676
55
55
44
22
11
Тень в Драгон Эйдж 1
Pure Fiction. Пять Неэкранизируемых Романов
Pure Fiction. Пять Неэкранизируемых Романов
5050
1111
55
11
Прочитал весь текст. Автор не понимает разницу между фильмами и книгами. Основная придирка заключается в том, что сложно передать написанные смысл предложений текста в видео формат. Сложно, а порой невозможно. Так то оно так. Но ведь точно так же будет сложно 100% перенести монтаж киноленты или звуковое сопровождение в текст книги. Можно будет приблизительно это сделать в формате текста, но не 100% то как это хотел показать режиссёр. Это придирка ради придирки. А если например книга будет разрушать 4 стену и одним из таких приемов будет перелистывания страниц книги в определенном порядке. то каким образом это показать в фильме ? никак, потому что фильмы не используют страницы и 4 стена там ломается другими приемами. Хотя тот же Брандашмыг как по мне прекрасно справляется с этим. Если бы текст поста был про то, что основная задумка настолько сложна, что не поддаётся экранизации то я понял бы. Но тут речь про детали, которые можно показать на киноязыке по разному. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле экранизировать думаю можно, некоторые вещи будут утеряны в переходи видеоформата, но суть вполне может остаться. Тоже интересная мысль. А почему вы решили, что ваша интерпретация написанного текста единственная правильная. Другой читатель будет по другому интерпретировать написанный текст. Кто из читателей более правильно интерпретирует текст по отношению того, что интерпретировал автор текста? конечно автор, а не вы. Экранизация является интерпретацией написанной книги в формате видео каким-то человеком (режиссёр/продюсер). И она имеет такую же правильность как и ваша интерпретация прочитанной книги.
Дурка
Дурка
99
55
44
11
Открыл для себя очень неожиданно miasma chronicles
Открыл для себя очень неожиданно miasma chronicles

Прям с удовольствием прохожу. Игра с приличным гейплеем, очень красивой графикой и стилем, а главное увлекательным сюжетом!

4141
55
33
11
11
реклама
разместить
У меня плохие новости

Потому что мне нечего рассказать про стриминг с PS5 на Steam Deck.

Наиграл за день 6 часов в тлоу2, из них час на стимдэке. Картинка не рассыпалась на пиксели и не утонула в мыле, а фпс уверенно держался на отметке 60.

У меня плохие новости
5454
88
44
22
Я контентмейкер, мне надо мейкать контент, а как
Откуда спрос на соулслайки, экстракшен шутеры и рогалики? Объясните что вам в них нравится

Я смотрел несколько последних TGA, было сложно но я справился и еще пару выставок. И у меня встал вопрос, а почему вообще у людей есть спрос на все это? Ведь если бы на это не было спроса это бы не делали

Откуда спрос на соулслайки, экстракшен шутеры и рогалики? Объясните что вам в них нравится
6969
1818
44
22
11
11
Потому что все что ты привел это игры про геймплей в первую очередь, я играю в игры ради геймплея в приоритете, а потом уже сюжет и прочее, в сосалики приятно играть потому что ты растешь как игрок. Тоже самое тарков, из каждой смерти если ты не бобяра, то извлекаешь опыт и некст раз стараешься отыграть лучше. Рогалики ровно тоже самое. С каждой смертью ты ее анализируешь и становишься лучше. Приятное чувство когда после десятка, неудач ты убиваешь противника и убиваешь не просто накрутив себе циферки, а убиваешь потому что ТЫ как игрок стал сильнее
Я вижу, вам всем понравилось превращать мемы в Ghibli, но как насчет мемов в стиле Страдающее средневековье?
Я вижу, вам всем понравилось превращать мемы в Ghibli, но как насчет мемов в стиле Страдающее средневековье?
186186
2626
66
44
11
11