Подбор семплов

А вот и снова я, заждались?
Сегодня хочу чуть подробнее с вами затронуть одну из составляющих музыкального производства.

Часто ли бывало у вас такое, что вы несколько часов делаете партию ударных, потом прописываете гармонию, бас, и всё так классно, задорно? Потом вы понимаете, что просидели уже немало, работали головой, ушками, потовыми железами и в итоге делаете перерыв на сон. С утра вы завариваете себе чашечку кофе, пританцовывая под топы спотифая, и так же пританцовывая под классный музончик, возвращаетесь к компьютеру, открываете проект, а там... МРАК. Ну как такое может быть, что вчера все звучало классно, а сегодня этот минус стыдно школьнику бесплатно отдать под очередной рэп про "Бравл старз". Он на вас посмотрит как на дурака, а может и вообще побьет.

Если такое в вашей жизни случалось, то скорее всего ваша проблема не в отсутствии таланта и креативности. Скорее всего дело в том, что у вас нет достаточной наслушанности и навыка работы с референсами.

Референсы не отнимают вашу индивидуальность

Тот самый "не такой как все"
Тот самый "не такой как все"

Часто слышу высказывания, что работа с референсами отбирает вашу "уникальность, данную нам от природы, и мы становимся безликими ремесленниками". И как бы вроде все логично - копируешь, нарабатываешь паттерны других деятелей, теряешь самобытность казалось бы. Но есть несколько НО:

«НО» №1 Любое творчество - это воспроизведение уже полученного нами опыта сквозь призму нашего мировоззрения и ограниченное нашими текущими навыками.

«НО» №2 Сколько людей говорят об уникальности творца и вреде референсов для него? В то же время, сколько из них способны себя прокормить своей индивидуальностью? Ладно даже если не использовать в качестве мерила деньги, сколько там новых альбомов уровня Nevermind, Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, Thriller вышло за последние несколько десятков лет?

Если вы хоть раз в жизни пробовали работать под референс, вы точно должны были заметить как тяжело не уехать на своей волне и не написать совершенно другую песню в процессе "копирования". С подходом "референсы отбирают индивидуальность" можно смело переставать слушать музыку, а то не дай бог вам что-то понравится у других артистов, и вы неосознанно воспроизведете это в своем творчестве.

Так при чем тут семплы?

Тот самый семпл бочки
Тот самый семпл бочки

А при том, что большая часть ошибок допускается при формировании основных тембров. Так получилось, что когда скидывают на оценку трек, он чаще всего классный, но не достаточно из-за того что в нем банально kick и snare звучат инородно, словно из другого жанра - не пробиваются сквозь микс и тд и тп. Получается, что там банально из-за бочки с малым сыплются офигенные музыкальные идеи. Потому я убежден, что фундамент в виде ритм секции нужно учиться строить как только вы начали заниматься музыкой. Я не говорю там про какие-то замороченные полиметрические партии или же про какие-то нестандартные размеры. Я говорю о том, что было бы неплохо научиться для начала делать так, чтобы у вас треки с прямой бочкой начали качать.

Самое главное в работе с референсами это анализ их звучания. Вы должны научиться описывать тембры так, чтобы вам было точно понятно какую окраску, какой призвук, характер вы имеете ввиду. Т.е. по сути вам нужно четко сформулировать для себя то, как звучит референс.

Допустим, берем кик и разбиваем его на несколько составляющих:

1)Атака(щелчок)

2)Тело(хвост)

3)Шумы и др примеси

Почему я разбил именно на эти категории? Я представил как работает акустическая бас бочка и разложил ее на составляющие.

Та самая бочка и её запись (вариант без резонаторного пластика)
Та самая бочка и её запись (вариант без резонаторного пластика)

Грубо говоря, в тот момент, когда колотушка бьет по пластику, она возбуждает в нем колебания. Важно понимать, что в момент удара колотушка сильно натягивает пластик из-за чего высота звучания пластика выше, чем во время звучания тела бочки. Высота звучания (частота колебаний) за долю секунды снижается до нормального для пластика при данной настройке барабана. Собственно, дальше от вибрации пластика заводится и сам барабан, корпус начинает резонировать и продолжать вот это гулкое звучание, постепенно затухая. Но мы также не учли шум, который возникает при трении колотушки о пластик, шуршание которое в момент удара подмешивается к общему звучанию, а он есть и пренебрегать им нельзя.

Например, у нас может быть бочка с резким щелчком и коротким, мягким гулом, который почти незаметен. А может быть гулкая бочка с мягкой атакой. Вообще вариации могут быть сколько угодно разные, главное, чтобы вы могли разбить комплексный звук на несколько простых и охарактеризовать их для упрощения дальнейшего поиска.

Далее вы открываете media explorer или splice/loopcloud и начинаете подбирать семплы, в которых есть составляющие необходимые для вас. Соответственно, удаляя из них лишнее и складывая вместе, вы можете получить необходимый вам звук. Этот процесс называется "Layering", что в переводе означает наслаивание.

Тот самый layering
Тот самый layering

Очень часто вам может сократить время поиска понимание жанра референсного трека. С большой вероятностью по выбранному фильтру вы сможете найти необходимый семпл.

Может, конечно, повезти и вы сможете найти 1 семпл, удовлетворяющий всем вашим потребностям (подходящий под референс) достаточно быстро, но лучше сразу помечать для себя семплы, которые частично удовлетворяют вашему запросу, чтобы потом не пришлось прослушивать всё заново.

Охапка дров и суп готов

Тот самый суп к которому мы стремимся
Тот самый суп к которому мы стремимся

Хочется подытожить и рассказать о плюсах такого подхода.

Во-первых, вы изучаете жанры и узнаете о законах, по которым они работают. Не нужно скрещивать ручки на груди и говорить "не хочу трэп, трэп-отстой". Вы только ограждаете себя от знаний, которые сможете применить при необходимости. По какой-то причине ограничиваете свой музыкальный вокабуляр. Никто не заставит вас писать музыку в нелюбимых вами жанрах. Но если вы изучаете принципы её построения, вы пополняете свой арсенал новыми фишками, от которых слушатель может невольно притопывать ножкой.

Во-вторых вы учитесь конкретизировать свои хотелки. Это именно то, что приближает вас к реализации звуков из головы. И вот тут мне нужно будет рассказать поподробнее.

Когда вы напели себе классную мелодию - это полдела. Вам нужно её еще перенести на инструмент/пиано ролл/нотный лист, чтобы зафиксировать. Если вы мало снимали музыки на слух и вообще плохо владеете инструментом, то вы будете совершать ошибки, которые будут сбивать вас с мысли. Изначальная классная идея быстро превратится в воспоминания, а вы останетесь сидеть с осколками нереализованной задумки. Потому важно владеть хотя бы одним тональным инструментом и не пренебрегать сольфеджио, снятием партий на слух.

Так вот с тембрами тоже самое, когда вы 50 раз сможете под референс собрать разные тембры, у вас уже будет опыт в виде протоптанных дорожек от исходников к попадающим в референс результатам. Вы будете понимать что искать, где крутить, что отрезать, что оставить, что усилить и тд и тп.

Научившись готовить суп по рецепту вы не запираете себя в границах одного блюда до конца дней. Наоборот, вы лишь узнаете насколько вкусно можно готовить, с помощью каких ингредиентов, в каких пропорциях. Ваш инструментарий расширяется вместе с вашими возможностями. Но самое главное - что вы теперь понимаете какой на вкус хороший суп и почему он нравится людям.

Спасибо всем кто не пожалел времени. Также приглашаю всех в наш уютный блог в ТГ где я делюсь полезными находками.

77 показов
596596 открытий
11 репост
8 комментариев

Было бы интересно почитать статью о том, как ты стал писать музыку к компьютерным играм. Сам хочу попробовать себя в этом направлении, поэтому интересен чужой опыт.  

Ответить

Вообще учитывая как часто этот вопрос всплывает на различных форумах - статью точно стоит написать. Если ответить коротко на данный вопрос и дать напутствие к действию, то могу посоветовать активное участие в джемах Ludum, GMTK и подобных. Как минимум получишь опыт работы в команде, работы с игровыми движками и звуковыми движками, сформируется определенное представление о требованиях к игровому звуку. Что не менее важно - будет потом что показать потенциальным работодателям и клиентам. 

Ответить

"Часто ли бывало у вас такое"
Слава богу - никогда!)

Ответить

етить я тебе завидую )

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, без этого бывает ни как. Доруливать лееринг зачастую приходится приборами либо отдельно на каждом элементе, либо на группе.

Ответить