Тот самый крутан
Тот самый крутан

Правило 10000 часов основано на исследованиях Андреса Эриксона, и суть его заключается в следующем утверждении:

Чтобы стать конкурентоспособным профессионалом в выбранной вами области вам нужно провести в ней по меньшей мере 10000 часов

Для нас очень примечательно, что для проведения исследования выбрали группу музыкантов (вернее будущих музыкантов, 5-летних детей) и наблюдали за развитием их навыков игры на инструменте в течение последующих 15 лет. Результатом было увеличение времени занятий у самых успешных участников исследования с 2-3 часов в неделю до 6 часов в день, вследствие чего к 20 годам у них за плечами было приблизительно 10000 часов занятий за инструментом. У среднячков 8000 часов, так как они не так сильно увеличивали время для ежедневной практики. У музыкантов любителей в лучшем случае набиралось около 4000 часов занятий за инструментом.

Звучит здраво, так в чем загвоздка?

Те самые набитые руки

А действительно, все казалось бы предельно ясно! Работаешь больше - сильнее набивается рука, в мозгу образуются более устойчивые связи, которые позволяют увереннее совершать те или иные действия, которые мы практикуем. Потому данная теория более, чем справедлива и имеет право на жизнь. Но есть несколько НО :

«НО» №1

Если вы читаете эту статью, значит вы умеете читать. Навык этот вы приобрели вероятнее всего до школы и развили его до необходимого уровня в самой школе. Читаем мы с вами каждый день, получается, каждый день применяем данный навык и развиваем его? Т.е. мы можем позволить себе сейчас пойти и принять участие в соревнованиях по скорочтению? Что-то мне подсказывает, что нет. Также мы ежедневно ведем переписку и, возможно, являемся профессиональными писателями. Уж этот-то навык мы «тренируем» ежедневно по несколько часов в день. Ну, как дела, мои Толстые и Достоевские, скоро опубликуете новую жемчужину литературы? Что, оказалось что 10000 часов в мессенджерах недостаточно, чтобы стать достойным писателем? А сколько там среди читателей этой статьи автомобилистов, и сколько из них вот-вот станут профессиональными гонщиками?

Для того чтобы правило 10000 часов работало для вас, нужно именно заниматься на инструменте, а не просто играть

«НО» №2

Я так и не понял до конца насколько качественными должны быть эти 10000 часов. У нас у всех в разной степени развита внимательность. Кто-то отвлекается во время занятий больше, кто то меньше. Тем не менее давайте представим, что все мы отвлекаемся одинаково и это время заложено в эти 10000 часов. Представим, что у нас есть возможность уделять каждый день по 2 часа занятиям. Сколько времени займет наш путь от новичка до мастера? Около 13.5 лет, господа. Без выходных, без праздников. Каждый день, по 2 часа инструмента. А что если Эриксон говорил про 10 тысяч часов чистого времени?Ууу, у меня тогда для вас плохие новости. 4 года назад я решил провести эксперимент - у меня была составлена персональная программа упражнений для гитары на 90 минут ежедневных занятий. Я решил, что буду заниматься под секундомер, чтобы каждому упражнению было отведено столько времени, сколько изначально было запланировано. Каждый раз, когда я отвлекался, я ставил секундомер на паузу. В результате для выполнения полуторачасового занятия мне потребовалось…6 часов… Друзья мои, 6 часов на выполнение полуторачасового занятия. Для большей наглядности скажем что мой КПД равен 25%.

Димка усердно учится
Димка усердно учится

Получается, что для становления профессионалом с моими навыками концентрации потребуется 40000 часов, это 20000 дней или 55 лет ежедневных занятий по 2 часа в день. Звучит перспективно, не так ли?

Работать над увеличением своей продуктивности может быть выгоднее, чем усердное просиживание штанов за инструментом. В жизни есть множество других прикольных занятий помимо музыки

«НО» №3

Сколько раз вы стреляли себе в ногу, заучивая ошибки или привыкая к неправильным движениям, закрепляя их в своей мышечной памяти? А какой же кайф потом сидеть и переучиваться, когда мозг из всех сил сопротивляется, ведь уже есть протоптанная тропинка, а вы все хотите перестроить её, чтобы было правильно. Я уж не говорю о том, что переучивание занимает зачастую куда больше времени нежели правильное обучение с нуля. Без наблюдения со стороны более хорошего педагога/мастера за вашим прогрессом ваш путь к мастерству может легко превратиться в «правило очень многих, неприятных занудных часов».

Правильный подбор методики для обучения способен сэкономить большое количество вашего времени и сберечь нервы

Короче говоря, не получится просто просидеть кучу времени с инструментом и стать профессионалом. Эффективность проведенного времени во многом важнее чем его количество.

Эта статья не про меня

Сэр МакКартни восхищается вашей эффективностью
Сэр МакКартни восхищается вашей эффективностью

Конечно, эта статья не про вас, сэр МакКартни, восхищаюсь вами и вашей музыкой. И не про вас, господин Джордан Рудесс, наслышан о вашем трудолюбии. Правда что-то мне подсказывает, что вышеупомянутые личности данную статью не читают. Дорогие читатели данной статьи! Можете себя тешить иллюзиями, что вы особенные и не тратите время напрасно и ваш КПД, если не 100%, то минимум 90%. Можете говорить, что у автора статьи рассеянное внимание, и это исключительно его проблемы. Но я вам рекомендую провести простой эксперимент, подобный тому что проводил я с секундомером. Сможете убедиться в своей правоте и написать в комментариях, что вы классный, а Димка просто лоботряс. Кстати говоря, за эти несколько лет я смог улучшить показатель с 25% до 50-60%. В то же время, читая книгу Бенни Греба «Effective practicing for musicians», я вычитал, что этот гений ударных смог повысить свой КПД с 10% до 30%. И это уже очень хороший результат. Его эксперимент отличался от моего, но цель была ровно такой же. Он записал на диктофон свое занятие на ударных, где он планировал выполнять одно упражнение. Прослушав запись занятия, попутно отмечая на листочке моменты, где он отвлекался, у него получилось, что из 70 минут, проведенных в комнате с барабанами, непосредственно упражнению было уделено всего 7 минут.

И что теперь делать?

1. Для начала нужно понять чего вы хотите от музыки. Хотя бы в краткосрочной перспективе. У вас должна быть конкретная цель. Стать классным музыкантом- это абстракция. Например, вы хотите научиться писать в определенном жанре. Узнайте что для этого требуется. Найдите преподавателя/ментора достаточно компетентного, чтобы он смог вас сориентировать на вашем пути. Обсудите с ним план по достижению этой цели, разбейте все это на этапы. В результате вы получите конкретные задачи и конкретные пути для их решения. Процесс, в котором вы решаете эти задачи и называется обучением.

2. Уменьшите сопротивление преодолеваемое вами для старта ваших занятий. Под сопротивлением я подразумеваю подключение оборудования, настройку инструмента, настройку удобного положения стула, открытие учебной программы, раскладывание пюпитра и т.д. и т.п.. Короче говоря, все действия, которые необходимо совершить между мыслью «хочу позаниматься» и непосредственным началом занятий.

Попробуйте настроить свою рабочую зону так, чтобы можно было начать заниматься с минимальным количеством подготовки, оптимизируйте пространство. Например, ухаживать за инструментом гораздо лучше по окончанию занятий, чтобы в следующий раз просто достать его из кейса или просто подобрать со стойки и сразу приступить к занятию.3. Составьте себе подробный план занятия заранее и подготовьте все материалы для занятий, чтобы по одному клику на название упражнения открывалось его описание, ноты, табулатуры, ролик на ютубе и т.д.. Поиск учебных материалов и упражнений во время отведенное для занятия - это потеря сил и времени, а не обучение.Для примера мой план занятий по гитаре

4. Разделите обучение, игру, работу. У всех трех занятий совершенно разное предназначение.

Во время обучения ваша задача научиться делать то, что вы раньше не умели либо научиться делать что-то лучше, чем умели до этого. В процессе занятий вы тщательно следите за большим количеством составляющих вашего исполнения. Вы по сути программируете себя, чтобы в процессе работы и игры все то за чем вы сейчас следите и контролируете, работало на автомате.

Во время игры вы хотите получать удовольствие, а не ругать себя за плохое исполнение, ошибки, неудачные решения. Вы находитесь в режиме песочницы, где можно всё. Получайте удовольствие, экспериментируйте.

Во время работы ваша задача получать выгоду, чаще всего в виде денег. А как мы знаем кто платит, тот и музыку заказывает. Сами себе вы платить не будете потому не думайте что все ваши заказы будут классными, интересными, полезными для развития ваших музыкальных навыков. Ваша задача - выполнить заказ и получить профит по его завершению.

Если же вы не приучите себя разделять эти виды музыкальной деятельности, то рано или поздно вы просто выгорите, так как результат не будет оправдывать ваших ожиданий. Самый частый пример - это зазубривание репертуара, который уже ни один раз игран и ожидание от этого процесса чудес вроде появления новых навыков. Не нужно ждать от игры профессионального роста. Для этого есть другой вид музыкальной деятельности.

Спасибо всем, кто уделил время этому лонгриду, приходите пожурить меня в обсуждении. Также приглашаю всех в наш уютный блог в ТГ где я делюсь полезными находками.

1818
9 комментариев

 О боже, да просто стань репером

3
Ответить

я пытался, не получилось. Теперь рефлексирую статьями тут (

1
Ответить

Хочу сказать, что 40000 часов - это неверно, конечно. Если ты только начал изучать гитару, и у тебя уходит 6 часов на часовое упражнение, то это не значит абсолютно ничего. Завтра ты сделаешь его за 3 часа, послезавтра за час. К этому времени, конечно, ты должен перейти к более сложным вещам, которые опять по началу будут отнимать много времени. И повторять этот процесс снова и снова. Не сами  упражнения, а процесс. Так и должно быть. Поэтому говорить, что типа вот я делаю все очень медленно, наверное, это не мое - это абсолютно неверно. Это худшее, что можно придумать.

2
Ответить

Согласен. Тут скорее вопрос в том что не все понимают на что они тратят время. Многим кажется что «вот я шесть часов сидел занимался, где прогресс?!» Очень сильно успокаивает осознание того куда на самом деле утекает время, начинаешь задумываться как не пропустить жизнь вокруг и заниматься эффективно.

Ответить

вместо того, чтобы тренировать все ноты 10000 раз, лучше тренируйте одну ноту 10000 раз.

2
Ответить

Полезная статья

Ответить