Альбом на вечер: «Ткани» Дельфина

В честь юбилея Андрея Лысикова вспоминаем одну из самых недооценённых его записей.

Альбом на вечер: «Ткани» Дельфина

Вчера Андрею Лысикову, также известному как Дельфин, исполнилось 50 лет. У альбома «Ткани» в этом году тоже юбилей — вышел он двадцать лет назад, в 2001 году. На тот момент Андрей Лысиков был уже опытным артистом с длинной и полной крутых поворотов биографией: он успел поиграть суицидальное диско с группой «Дубовый Гаайъ», почитать скабрезный рэп в рамках трио «Мальчишник» и начать с нуля успешную сольную карьеру.

На первых двух сольных альбомах, «Не в фокусе» и «Глубина резкости», Дельфин читал дерзкий и умный хип-хоп под лихо нарезанные сэмплы из Morphine, Sonic Youth и Шостаковича. Если бы он и дальше продолжал в таком духе, то наверняка угодил бы прямиком в мейнстрим и удостоился бы сравнений с Цоем. Но дальше пошла совсем другая музыка.

Первой ласточкой грядущих перемен был записанный за две недели альбом «Плавники». На нём мы услышали совсем другого Дельфина — интроспективного, делающего ставку на минимализм, топящего слова и смыслы в мареве гитарного звука. Но настоящей революцией стали «Ткани».

На альбоме почти нет хитов, если не считать таковым умеренно известную песню «Тебя». С забористой читки Дельфин перешёл на мелодекламацию, а в некоторых песнях даже нетвёрдым, но искренним голосом запел. Социальные и общечеловеческие темы с прошлых альбомов — вера, надежда, любовь, война, наркотики, смерть — уступили место потокам сюрреалистических образов («Сахар», «Утро») или чистой поэтической экспрессии («Собака»).

Да и сами слова на этот раз отошли на второй план: в «Тканях» Дельфин в первую очередь предлагает послушать музыку. И музыка эта такая, какой в России до той поры не то что не играли — даже не слышали.

Вероятно, Дельфину и его соратникам удалось записать первый российский пост-роковый альбом. Но это не тот привычный современному уху пост-рок, каким промышляют группы вроде Explosions in the Sky или God is an Astronaut. Это пост-рок в изначальном понимании термина, то есть музыка, где главную роль играют не мелодии и ритмы, а сама текстура звука.

Текучий, изменчивый саунд «Тканей» составляют стены вибрирующего гитарного рёва, хромые ритмические конструкции, кристально чистый эмбиент. В концовке самого спокойного на альбоме трека «Мало» музыканты добились какой-то вселенской широты звучания. А в самой лютой песне «Сахар» гитара в какой-то момент сбивается на чистый нойз.

Иными словами, «Ткани» — музыка нечеловеческих масштабов. Она больше, чем жизнь, её легче уважать, чем искренне полюбить. Возможно, поэтому пластинка уступает в популярности как предыдущим работам Дельфина, так и последующим: на «Звезде» музыкант вновь сменил жанр и заиграл нежную индитронику.

Ну а «Ткани» остались чем-то сродни монолиту из «Космической одиссеи 2001» — таинственным и непроницаемым.

Дельфин — Выступление на Мегахаус 2001

Впрочем, можно выразиться и не так патетично: «Ткани» — экспериментальный рок-альбом, который нисколько не устарел за два десятилетия после выхода и по прежнему звучит свежо и впечатляюще.

2121 показ
4.2K4.2K открытий
22 репоста
42 комментария

Дельфин всегда будет в сердечке

Ответить

И его "Любовь " и "Надежда", и "Суп"...

Ответить

Дельфин абсолютно невероятен. Один период жизни только его и слушал. Безжанровая музыка и потрясные в своей структуре тексты. Даже немного жаль что сейчас он стал играть более "доступную" музыку.
Лучшим альбомом кмк был Андрей. Вершина его творчества.

Ответить

Ну фиг знает, последний альбом был почти пауэр-нойзом. Это, мягко говоря, не самый доступный жанр

Ответить

Какой пост-рок, че вы несёте?)

Ответить

Сейчас модно все грустненькое и депрессивное называть пост-роком
Как-то на одном радио Земфиру назвали пост-рок исполнительницей, я взоржал прямо в такси.

Ответить

Что в твоём понимании пост-рок в таком случае?

Ответить