good kid, m.A.A.d city — лучший альбом Кендрика Ламара

good kid, m.A.A.d city — лучший альбом Кендрика Ламара

Начну с того, что я просто кайфую от этого альбома. Далее, я попытаюсь убедить не знающих или не слушавших (а такие точно есть), почему же «GKMC», является апогеем «умного хип-хопа» 2010-х и по совместительству лучшим альбом Кендрика Ламара. Сразу попытаюсь заинтриговать, Вас, уважаемые читатели. Каждый сможет найти себя на строках песен.

Если в общем, альбом концептуальный, построен на грамотном сторителлинге и сильной музыкальной составляющей.

Разбирая треки — дойдем до сути. Ready — Set — Go.

1.Sherane a.k.a Master Splinter’s Daughter

Альбом начинается с молитвы черных ребят, которая немного вгоняет в ступор, ведь на дворе 2012 и ты слушаешь Кендрика, а не Канье в 2019. Однако в этом альбоме каждая деталь имеет значение.

Трек не просто так включает в себя женское имя. Шэрэйн — пассия Кендрика, о чем он и рассказывает в этом треке. И далеко не в последнюю очередь к ее имени добавлено «a.k.a Master Splinter’s Daughter».

К моменту начала истории альбома К.Дот знает Шэрэйн уже несколько месяцев. Он встретил ее на вечеринке, где они флиртовали и обменялись номерами. Все лето они поддерживали связь друг с другом и довольно хорошо узнали друг друга. Далее К. Дот берет минивэн своей матери, (фотография которого станет обложкой делюкса) и едет к Шэрэйн. Приехав к ней, Кендрик вместо своей пассии встречает двух непонятных чуваков, по виду которых можно понять — тебе тут не рады. В конце трека, мы встречаемся с очень важным элементом альбома и творчества Кендрика в целом — аутро.

Именно с помощью аутро, Кендрик грамотно связывает нарратив в своем творчестве, однако не стоит думать, что в каждом аутро вас ждет легко распознаваемый ключ к концепции альбома.

Итак, аутро. В нем Кендрику звонит мать и говорит примерно следующее:

«…Кендрик, где ты есть? Я сижу и жду, пока ты вернешь минивэн. Нужно съездить за едой. Завтра тебе в школу, не дай бог ты тусуешься с этими хулиганами или с этой дурой Шэрэйн. Будешь продолжать страдать херней и ты не перейдешь в следующий класс..»

Далее на заднем плане слышно, как отец Кендрика ищет damn dominoes — да, то самое домино и начинает причитать, что он уже несколько раз просил Кендрика не перекладывать чертову игру в другое место, после чего родители Кендрика обмениваются парой токсичных фраз, и отец завершает аутро следующей фразой: «You killin' my motherfuckin' vibe..»

В дальнейшем эта фраза будет пару лет еще звучать и каждого второго утюга, а ремиксы этого трека все еще играют на тусовках. Однако, если говорить о смысле самого аутро — уже здесь можно проследить идейный скелет всего альбома, определяющим словом для которого может стать двойственность. Две стороны монеты: то, что у черных людей из гетто в мечтах и суровая обыденная реальность. По ходу сюжета я еще вернусь к родителям Кендрика, ведь они играют важнейшую роль в истории.

2. Bitch, Don’t Kill My Vibe

По правде говоря, этот трек выбивается из общей конвы нарратива. Но как уже было сказано — все в этом альбоме имеет значение. Если рассматривать альбом как картину жизни черного населения — это та самая сторона, отвечающая за всех «грешников, которые согрешат еще раз». Весь трек — что-то вроде послания современникам. Вроде бы и качёвый флекс трек, а смысловую нагрузку несет. Кроме того, в треке К. Дот размышляет о рэп сцене (не забываем, на дворе 2012), о своей карьере и аккомпанирует ему бит, построенный на оргазмическом сэмпле Tiden Flyver от Boom Clap Bachelors. Этот трек, как по мне, так можно назвать музыкой, проверенной временем. Если вы не слышали этот трек, то никогда не поздно приобщиться к великому. А если Вам будет недостаточно, то пролистав до конца треклист делюкса альбома, вы найдете еще 2 версии этой песни. Каждая прекрасна по своему.

3. Backseat Freestyle

Что такое фристайл на заднем сиденье?

Это когда ты со своими хоумис заваливаешься в тачку, врубаете качёвую музыку, закуриваете бонд с кнопкой и забываете об обыденной реальности. Основная причина почему здесь этот трек — атмосфера расслабленности, отвлеченности и беззаботности. Опять же, это не просто флекс трек: мы видим Кендрика, который чувствует себя в своей тарелке вместе своими друзьями, от общения с которыми его пытается отгородить мать. Но так ли плохо тусоваться со своими окружением, сверстниками? Ведь не будь этого коллективного отвала башки — не было бы той атмосферы молодости, когда тебя ни что не заботит, когда тебе все по плечу. Сюжет альбома, кстати, не стоит на месте, а дополняется: Кенни, сидящий на заднем сиденье, ожидает встречу с Шэрэйн в начале альбома. События, предшествующее началу альбома, следуя всем хорошим традициям сторителлинга, в конце концов сойдутся воедино.

4. The Art of Peer Pressure

Одна из моих любимых на этом альбоме. Красивое название трека неспроста резонирует с невероятно красивым сэмплом. Если коротко — это история о том как Ламар пережил на себе давление окружения. История, рассказанная в треке настолько накладывается на саунд, что дает сильнейший эффект. История про то, когда ты в кругу своих ребят. История, когда ты не пил и не курил, но в зубах у тебя блант. История, где «Me and the homies» используется как оправдание перед самим собой, но в глубине души ты понимаешь «что я нахрен, делаю?». Каждый проходил такое (в разной степени). Но в случае Кендрика, произошло нечто более ужасное. «Попал в дурную компанию» — здесь очень четко можно ощутить, что это фраза означает.

События этого трека — продолжение событий из Backseat Freestyle. Как следует накурившись, чтобы быть готовыми к бою, герой и его друзья отправились на ограбление. По пути выдав люлей парням в синем (типы из крипс) просто потому, что они им не понравились. Небольшая сноска — Ламар не был замешан в бандитском движении, хотя его батя был связан с бладс. So, план был такой — четко подобрать момент, когда в хате никого не будет (выслеживали месяц), ну и, собственно, вынести все что можно.

Все шло как часы, но фак, в хате кто-то был. И конечно вызвал копов. Кендрик начал понимать, что близится его первый арест, когда завизжали полицейские сирены. НО…

One lucky night with the homies. Пронесло. Удрали.

На аутро кореши договариваются о следующей встрече, садят Ламара обратно в мамкин вэн, и именно в этот момент Кэй Доту вздумалось ехать к Шэрэйн (т.е мы доходим до событий первого трека). Так как он почувствовал себя суперменом, он немедленно выезжает к своей пассии.

5. Money Trees

Под воздушный биточек Джей Рок и Кей Дот, с присущим молодым людям максимализмом, размышляют — в чем сила, брат? В бабках или в чем-то другом. Не знаю что сказать, поэтому перейду к аутро, ведь здесь нас ждет серьезный сюжетный поворот, который меняет взгляд слушателя на ситуацию, в которой находится Кендрик.

События на аутро сообщают нам следущее:

Батя Кенни все же нашел потерянные домино. Но, он вовсе не сидит теперь довольный и не играет в игру. Он находится в состоянии опьянения, непонятно, алкогольного или наркотического, а может, все сразу. Скажете, Wait waT. Как? Почему? Я отвечу! Домино — это жаргонное название амфетаминов. Мать снова звонит, Кендрик в очередной раз не берет трубку, и мы как обычно слышим голосовое сообщение от матери. -

"Кендрик просто верни мой минивэн, я договорилась о другой встрече (про получение еды за талоны), я понимаю, ты не приедешь вовремя… Кендрик я хочу сбежать отсюда… Твой папаша…Просто верни тачку… Послушай его… *Батёк начинает петь — «Девочка, девочка, я хочу твое тело, я хочу твое тело из-за этой большой толстой задницы. Девочка, девочка, я хочу твое тело, я хочу твое тело, из-за этой большой толстой задницы*»

Неадекватный отец, способный сделать все что угодно в состоянии наркотического опьянения и испуганный голос матери, которая ищет место, чтобы ее не было слышно, когда она звонит сыну. Можно представить, что чувствует лирический герой, когда слышит подобное по телефону. Этот трек подчеркивает, что не только «на районе» царит атмосфера гетто. Она царит везде — и в твоем доме тоже. Поэтому и странно слышать от матери «не тусуйся с этими hoodrats», ведь если ты тусишь с ними, в похожей обстановке ты и находишься дома. Становится ясно, почему Кендрик не сильно рвется домой, а мы спускаемся по треклисту ниже и получаем еще один хит, который становится саундтреком к поездке к Шэрэйн.

6. Poetic Justice

Прекрасная песня, будто созданная для секса. Песня, которую лирический герой посвящает своей девушке. Песня, под которую Ламар едет к Шэрэйн. Размусоливать, что там он сказал, о чем зачитал Дрэйк, я не буду. Песня — для чистого расслабона точка.

Но куда более интересным для меня, является аутро, которое возвращает нас из любовного витания в облаках, обратно — в реальность. И история продолжается.

Типы, которых Кенни встретил в первом треке, наезжают на Кендрика:

"Ты куда пацан, давай, вылезай из тачки, это ты за Шэрэйн приехал, да? Да мне пох*й кто ты. Так, я говорю откуда я — ты говоришь откуда ты. Или откуда твоя бабуля, мать или батя, усек?"

Очевидно, что пассия Кендрика втянула его в большие в перспективе проблемы. И мы понимаем, что вместо пусси наш герой получит вполне конкретной пизды. И как по мне, это аутро, будто окатывает ледяной водой главного героя, и фраза «where your grandma stay?» еще вернется к нам на m.a.a.d. city.

7. Good kid

Первое что я хочу сказать, так это отсылка к шедевральному треку Роя Айерса «We live in Brooklyn, baby» в припеве от Фарела.

В целом трек про то, как Кендрика затягивает мир бандитизма, наркотиков и прочих хуевых вещей, хотя он еще недавно был «хорошим ребенком». И именно здесь, название альбома раскрывается полностью. Хороший ребенок (подросток) сталкивается с сумасшедшим, прогнившим городом. А слово mad (сумасшедший), обыграно как m.A.A.d., что означает My Angel On Angel Dust, а также My Angry Adolescence Divided. Становится ясно, что даже его ангел хранитель не устоял и подсел на кокаин. И его лихая юность была разбита на две части (до и после).

8. m.A.A.d. city

Вот это ребята. Другой Уровень.

Разбирать этот трек можно часами. Это настоящее произведение искусства в жанре хип-хоп.

1. Бит. Под него я готов убивать людей (да ладно, я добрый). Что первый бит, что под после свича. Наваливает волнами, хочется сделать губки уточкой и качаться как умалишенный.

2. MC Eith — в роли OG

2. Смысл. Подача. Рифмы.

"Brace yourself, I’ll take you on a trip down memory lane
This is not a rap on how I’m slingin' crack or move cocaine"

И правда, приготовьтесь к путешествию, это не про то как он продавал и толкал крэк с кокаином. Слушая этот трек, ты будто в центре событий фильма, которые сменяются словно кадры, что в синтезе качественным звуком создает атмосферу боевика с Мартином Лоуренсом.

Говоря о тексте, это пересказ разных жизненных ситуаций, произошедших на улицах Мэд сити. Кстати, почему Кендрик не курит и не торчит?

Этот трек даст ответ на этот вопрос. А после даст аутро, в котором кореша встретились с Ламаром и попытались взбодрить его после того, как его избили типы у Шэрэйн.

«Бля, чувак дай Доту бутылку. Ты не единственный, кто облажался. Зачем ты за это держишься? Эй, Дот, ты в порядке, мой ни**ер? Даже не смей дуться. Просто приляг и выпей.»

9. Swimming Pools (Drank)

Пьяные размышления нашего героя о психологической связи между давлением сверстников и алкоголизмом.

В итоге, эти мысли приводят Кендрика к аутро, в котором он едет с ребятами на разборки. В результате перестрелки убивают одного из людей Ламара.

10. Sing About Me, I’m Dying of Thirst

Переосмысление Кендриком всего дерьма, что произошло. Он не хочет оставаться в этом, песня заканчивается тем, что старая женщина уводит его и друзей на молитву. Да, та самая молитва, что была в первом треке. Кендрик дал нам понять изначально, чем все это кончится — посмертной молитвой.

11. Real

В этом треке происходит осознание нашего героя, что быть лучше быть самим собой, чем реальным ни**ром. Своего рода вывод ко всем размышлениям Кендрика в альбоме.

12. Compton

В завершение альбома мы получаем фит с легендой западного побережья — Доктором Дрэ. Дабы поставить точку, использую цитату Ламара об этом треке — «Я написал текст в день встречи с Дрэ. Это последняя песня на альбоме по определенной причине. Это первая песня, которую я написал с Дрэ, она стала началом моей новой жизни…»

Итог

В итоге мы получили, огромную махину. Альбом о парне, который меняется в этом сумасшедшем Комптоне. Меняется, ошибается, взрослеет и осознает. Хочется занести в копилку альбома вот какой плюсик — каждый трек перетекает в другой настолько плавно, что, буквально, дает нам ощущение, будто мы смотрим непрерывный фильм. Истории в песнях достаточно легко выстраиваются в единую картину. Я в восторге от такого. Современной музыке, а рэп-жанру в большей степени сейчас не хватает такого. Мы привыкли слушать альбомы, которые еще до выхода разбираются на синглы и засоряют чарты. Но Кендрик со своей пластинкой — напоминание о том, что музыка может быть комплексным произведением. Слушайте целиком, и будет Вам счастье.

Казалось бы, альбом — ода Комптону. Это да, но сам город не показан в хорошем свете, он лишь разрушает нашего good kid. Но тот в свою очередь, пройдя весь путь, вырвавшись из этого ада на Земле, все равно остается оптимистом и дает советы таким же «good kids», которым еще предстоят все эти испытания. По сути — этот альбом это своего рода байопик в аудиформате, по антуражу напоминающий Straight Outta Compton Ф. Гэри Грея.

P.S

Музыкальное удовлетворение - есть, куча прекрасных сэмплов.

Лирика — зачитаться можно

Концепт — хорош

Фиты — не главное

Культовость — определенно

3636
6 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

На вкус и цвет, товарища нет)
А про новый альбом согласен. Ждем, ждем, ждем...

Ответить

Всю историю репа были треки и альбомы про жизнь в черном квартале, но именно этот выстрелил своей свежестью и незаезженными размышлениями, такой взгляд со стороны, после которого весь романтизм этих историй про генгбенг и наркоту на блоке кажется реально глупым.
Мой любимый трек с альбома - Sing about me, где как раз говорится,  что настоящую эту черную жизнь ты своим красивым репом только извращаешь, и все хотят оттуда вырваться.
В то время как белых подростков, слушающих это, такая жизнь манит.
Альбом скорее ближе к фильму Boyz in the hood - мрачный.

3
Ответить

Спасибо за статью, прочитал на одном дыхании и хорошенько понастольгировал. Было бы круто увидеть подобный разбор на DAMN.

2
Ответить

Моё почтение — статья огонь.

Ответить

Разбор ахеренный. Пишу, как человек, решивший прослушать альбом лишь спустя пару лет после того, как услышал о нем.

Ответить