Nirvana как самая невзрачная группа сиэтловского гранжа

Nirvana как самая невзрачная группа сиэтловского гранжа

Ниже представлена текстовая версия!

Наверное, все любят Нирвану. Возможно, многие в мир гранжа или вообще рок-музыки пришли благодаря этой команде или восхищаются личностью Курта Кобейна. Это хорошо - почему нет. Но я же порой высказываю очень субъективное и спорное мнение. Мне нравится Nirvana, если что. Поэтому все то, что скажу дальше - это просто личная точка зрения, которая, возможно, просто идет вразрез с устоявшимся или популярным мнением. Далее я хочу рассказать, почему для меня Nirvana всегда были в тени остальных сиэтловских гранж-музыкантов.

Начнем с истории. Всю гранж-движуху зародили Soundgarden во главе с Крисом Корнеллом и Кимом Тайилом еще в 1984-м году в Сиэтле, штат Вашингтон. Все остальные группы большой четверки гранжа образовались чуть позже - в 87-м. Это, собственно, были Alice in Chains, Nirvana и пре-Pearl Jam - Mother Love Bone.

Уже в 88-м Soundgarden выпускают первый полноценный диск Ultramega OK, в то время, как Mother Love Bone и Nirvana только садятся в студию. И когда эти две группы выпускают первые записи - Mother Love Bone миньон Shine, а Nirvana - Bleach, Крис Корнел с компашкой уже успевают ворваться второй студийкой Louder Than Love, который стал первым по-настоящему прогремевшим гранж-альбомом. Так убийца треш-метала 90-х, по сути, сделал первый серьезный шаг в этом направлении.

Теперь по поводу нирвановского Bleach. Этот диск вышел в 89-м году и был просто шикарным! Это мрачный и тяжелый альбом. Эдакая смесь Melvins и Black Sabbath. В этом плане миньон Mother Love Bone этого же года очень сильно контрастировал не только на его фоне, но и на фоне саундгарденовских релизов, которые также, как и нирвановский Bleach, имели более тяжелое и металическое звучание. Shine был более динамичным и мелодичным, а вокал Эндрю Вуда напоминал, скажем, Акселя Роуза или типа того. Тем не менее, именно между участниками Soundgarden и Mother Love Bone завязалась тесная дружба.

В это же время в Сиэтл переезжает значимая фигура для гранж-жанра Камерон Кроу - музыкальный журналист из Rolling Stone. Будучи огромным поклонником рок-музыки, он сразу же начинает шерстить Сиэтл в поисках интересных команд. И его внимание целиком и полностью приковывается к Mother Love Bone, Soundgarden и Alice in Chains. Он настолько впечатлился их звуком, что начинает писать о них статьи и говорить об этих группах как можно больше.

Он писал, что все эти парни сильно выделяются на фоне остальных рок и метал команд, т.к. они открыты по отношению к другим жанрам и вдохновляются всем подряд, что как бы, скорее всего, было упреком в сторону металистов. Позже мы будем его знать, как весьма успешного режиссера, который снимет такие ленты, как "Одиночки", "Джерри Магуайр" и "Ванильное Небо". Забавно то, что Камерон настолько полюбил гранж, что все эти три команды появились в его фильме “Одиночки”, а Джерри Кантрелл - гитарист Alice in Chains - в качестве камео в Джерри Магуаере. Фильм "Одиночки" увидит свет в 1992-м году и это только усилит становление гранжа в музыкальном мейнстриме.

Вернемся к музыке. 1990-й год стал переломным для гранжа и первый по-настоящему серьезный прорыв в мейнстрим, который произойдет благодаря Alice in Chains. Но об этом чуть позже. Главное то, что в этом году умирает вокалист Mother Love Bone Эндрю Вуд. Для участников группы - это сильный удар, т.к команда начинала расти и набирать популярность. Они решают не разваливаться и продолжать, но для этого им нужно найти хорошую замену столь харизматичному вокалисту. Им становится Эдди Веддер - обычный охранник из Эвенстона, штат Иллинойз, который просто покоряет парней своим вокалом. Они забирают его к себе в Сиэтл, переименовываются в Pearl Jam и начинают потихоньку давать концерты в качестве новой группы.

В это же время Крис Корнелл и некоторые участники Soundgarden, будучи друзьями Энрю Вуда, решают объединиться с ребятами из Mother Love Bone, которые уже образовали, собственно, Pearl Jam, чтобы записать мемориальный диск посвященный Эндрю. Проект они назвали Temple of the Dog, к которому также присоединился новоиспеченный вокалист Перлов - Эдди Веддер. Как говорил гитарист Pearl Jam Стон Госсард: это была их первая запись вместе с новым вокалистом, да еще сразу с участниками Soundgarden и самим Крисом Корнеллом! Они сильно переживали за то, как Эдди проявит себя. Но когда Эдди начал петь, то ни у кого не возникло сомнений, что он - именно тот вокалист, который им нужен. Также Эдди произвел впечатление на самого Корнелла и эти товарищи завязали между собой крепкую дружбу.

Параллельно этому шел самый крупный металический тур большой четверки треша: Slayer, Megadeth, Anthrax и Metallica. Многие из вас знают, что их сопровождала группа Death Angel, которая, к сожалению, попала в серьезную аварию и им пришлось не только покинуть тур, но и музыку аж на 14 лет. Эта авария стала такой неожиданностью и шоком, что организаторам срочно нужно было найти группу на замену. Выбор пал на Alice in Chains, которая не только не была металической группой, но еще и мало кому известной за пределами Сиэтла.

Когда группа выходила на сцену и начинала играть свою на тот момент непонятную и новую для металических ушей музыку, в их вокалиста Лейна Стеили летели не только маты, но бутылки, обувь и все, что было под рукой. Но тут Стеили повел себя максимально круто и стойко. Если он видел того человека, который кидал в него какое-то говно, от тут же спускался и просто бил лицо обидчику. Таким поведением Лейн завоевал уважение среди тех, кто был на этих концертах. И что? После тура все металисты пошли и купили дебютную работу Alice in Chains “Facelift”. Т.к. это был самый большой треш-металический тур в истории, то сами понимаете, что поклонников у группы прибавилось немало.

В целом, лично для меня, Alice in Chains - это самая тяжелая и металическая команда среди всей гранж тусовки. Риффачи Джерри Кантрелла - это просто такая дуболомная хрень, которую я обожаю по сей день. Джерри - это человек-легенда и он еще себя проявит в дальнейшем.

91-й год только закрепил успех гранжа. Soundgarden выпускают уже третий альбом Badmotorfinger, Pearl Jam устатковавшимся составом записывают легендарнейший альбом Ten, а Nirvana разрождается тем самым Nevermind, который, наверное, знают все. Снова таки, это классная запись. Это отличный альбом. Но. Вы можете видеть, сколько всего произошло за 89-90-е года, как остальная тройка гранжа успела столько всего сделать и, главное, усилиями Alice in Chains добиться широкого признания не просто у слушателей, но даже у противоборствующего металического лагеря, в то время, как Nirvana, по сути, просто приходит уже на подготовленную почву.

И в этом нет ничего плохого, они также стояли у истоков сиэтловского гранжа, да и сам альбом очень хороший и был обречен на успех, если бы не одно но. Кобейн решил включить трушного пацана и стал бычить на вокалиста Pearl Jam Эдди Веддера. И это при том, что успех Nevermind был куда сильнее альбома Ten. Он стал наезжать на Перлов за то, что они не столь тяжелые и брутальные, как остальные сиэтловские гранж-группы и, тем самым, вел себя просто как обиженный говнарь. Думаю, что это явно связано с какими-то расстройствами Курта, какой-то неуверенностью в себе и вот этим всем, что особенно сильно проявилось после MTV Unplugged Перлов.

Дело вот в чем. Как-то раз Pearl Jam давали концерт, но внезапно отрубилось электричество. Пацаны не обломались, взяли акустические инструменты и отыграли концерт, чтобы не подводить фанатов. Молва об этом концерте так разлетелась по округам, что создатель Unplugged Show на MTV Бэт Маккарти пригласил Перлов для участия в проекте. В 1992-м году они записали, наверное, самое величайшее выступление в рамках этого шоу. Нирвана же приняли в нем участие спустя год и… оно было хорошее, конечно же, но странно было наблюдать то, как Курт что-то там выеживался на Эдди Веддера, ведь как вокалист он вообще ни в какое сравнение с ним не идет. Эдди - это просто чумовейший вокалист, наверное, один из самых значимых в истории рок-музыки вообще. Ничего не имею против Курта, но если его мяукание сравнивать с Эдди… ну такое себе, чес-слово.

В этом же 92-м году Alice in Chains выпускают вторую студийную работу Dirt, которая, как по мне, является самым крутейшим альбомом за всю историю гранжа. Это действительно, что ни есть - грязь. Этот вязкий, колющий гитарный звук Джерри Кантрелла в сочетании с удивительным вокалом Лейна Стеили - это просто что-то невероятное. Один из любимых альбомов всех времен. С этим альбомом гранж, как по мне, поднялся еще на одну ступеньку выше - это просто какой-то новый сумасшедший уровень, который до сих пор дает просраться многим музыкантам. Не удивительно, что 92-й год полностью задвинул треш-метал на задний план, ибо эта работа, как по мне, превосходит по мрачности и тяжести многие треш-металические альбомы. Не знаю, лично как по мне, этот альбом просто затмевает тот же Nevermind, который, наверное, самый известный и продаваемый альбом среди всей этой сиэтловской четверки гранжа.

Дальнейшая судьба жанра такова, что все эти группы стали закреплять свое влияние и плюс-минус находились на одной волне популярности. Но все изменил 94-й год. Когда что? Правильно, Курт Кобейн покончил собой. Мало того, что группа была на вершинах чартов, но смерть популярной рок-звезды просто приковала к себе внимание всех новостных заголовков и общественности, а все инфоповоды были только об этой шокирующей новости. Ни для кого не секрет, что смерть популярной звезды всегда значительно увеличивает продажи. И я сейчас скажу очень спорную мысль, я знаю, да, можете со мной не соглашаться, спорить и тд, но я считаю, что именно смерть Кобейна очень сильно повлияла на значимость и узнаваемость Нирваны, в разы увеличив продажи их дисков и сделав Курта посмертно эдакой иконой рок-музыки. Ведь Лейн Стейли из Alice in Chains, будучи для гранжа фигурой куда значимее, умер намного позже Курта и… что? Кто такие Alice in Chains спросят многие, так?

Теперь очень забавная хрень. Если откинуть Курта, то Nirvana, по сути, группа одного человека. После его смерти группа просто распалась. Единственный талантливый ее участник - это Дейв Гроул, который в отрыве от этой группы смог сделать себе имя и карьеру. Alice in Chains после смерти своего вокалиста смогли продолжить, хоть в это мало кто верил. Джерри Кантрелл - это просто герой. Он нашел нового вокалиста Уильями Дюваля и Alice in Chains по сей день существуют, как полноценная группа и, мало того, делают очень крутую музыку. Альбом 2013-го года The Devil Put Dinosaurs Here - охренительная вещь! Обожаю этот диск всей душой. Он лишний раз показал то, что если группа потеряла свое лицо, но ее сердце осталось целым, то она все равно останется такой же крутой и любимой среди поклонников.

Плюс еще, как говорил, что все три команды из Сиэтла: Pearl Jam, Soundgarden и Alice in Chains дружил между собой, режиссер Камерон Кроу сотрудничал именно с этими тремя группами и, что самое забавное, даже Rockstar Games, когда добавляли музыку в игре GTA San Andreas, куда попытались включить все значимые рок-группы начала 00-х - добавили все вышеназванные команды, но не включили Нирвану. Но при этом включили Stone Temple Pilots - еще одну значимую гранж-команду во главе с ныне покойным Скоттом Уйландом. Я их не затрагивал потому, что они развивались параллельно четверке сиэтловского гранжа и были из Калифорнии, но их работа Core 1992-го года, на мой взгляд, вытесняет альбом Nevermind из большой четверки гранжа. Лично мой список из четырех величайших гранж-альбомов выглядит так: "Badmotorfinger" Soundgarden, "Ten" Pearl Jam, "Dirt" Alice in Chains и "Core" от Stone Temple Pilots и лишь потом Нирвановский Nevermind. Nirvana ни в коем случае не были хуже остальных этих ребят, но и лучшими никогда не были.

Как сказал, моя спекуляция заключена в том, что большинство Нирвану знает только по культе личности и тому, что смерть Курта прогремела так, что до сих пор находит свой отклик среди любителей рок-музыки. Это, несомненно, трогает. Но мой тред был не про то, что Nirvana - это плохая группа и не заслуживает своей популярности. Кто я такой, чтобы осуждать группу, которая продала сотни миллионов дисков? Я лишь делюсь мнением, что на их музыке свет клином не сошелся и что их коллеги по жанру также заслуживают вашего внимания. Давайте не будем забывать про группы, которые пробивали успех гранжа не то, что с меньшей, но куда большей силой.

Плюс хочется пожелать здоровья вокалисту Pearl Jam Эдди Веддеру, который пережил всех вокалистов гранж-стиля. Блин, ведь умерли все: Курт Кобейн, Крис Корнелл, Лейн Стейли и Скотт Уейланд из Stone Temple Pilots, которого они даже заменяли Честером Беннингтоном, который тоже умер. Блин, Temple Pilots вообще двух вокалистов, выходит, потеряли. Ужас просто. Держись, Эдди. Ты последний из классических гранж-вокалистов, кто еще с нами. За тебя горой и держим кулачки.

Вот такая тема, ребят. Просто поделился мнением с которым вы, само собой, можете не соглашаться, просто давно уже были мысли по поводу олдскульной гранж-тусовки. Как всегда, если понравился материал, то не поленитесь перейти по моему видео и клацнуть лавкек. Если же обратные впечатления, то... вы знаете, что делать, хех. Всем спасибо за внимание! Вы - замечательная публика!

4242 показа
12K12K открытий
79 комментариев

Слишком неоднозначный заголовок. Вам прекрасно известно, что творчество группы публикой не рассматривается в отрыве от контекста: эмоций, ощущений, идей, транслируемых их сценическим и повседневным образом, поведением, поднимаемыми темами, способом их раскрытия в текстах, визуальных образах и многим другим, что мы можем назвать аутентичностью. Так что вы имеете в виду под "невзрачностью"? Нирвана при всех заметных любому недочетах в качестве исполнения и (отчасти, возможно, хотя тут оценки могут быть только субъективными) материала, обладает гораздо более явно выраженным и узнаваемым лицом, чем любая из упомянутых в тексте групп, причем это касается и музыкального материала: там, где у конкурентов он может быть более качественным или лучше продуманным, у Нирваны он более запоминающийся, более откровенно высказанный, более меметичный, возможно даже сказали бы в наши дни. Когда мы говорим не о музыкальном, а о публичном успехе, этот фактор играет намного более существенную роль, и боюсь, что именно в этом отношении все упомянутые коллективы, кроме в некоторой степени Alice, крайне невзрачны на фоне Нирваны. Слушая музыку и ожидая найти в ней отклик своим чувствам, своеобразное дружеское похлопывание по плечу или подтверждение понимания твоих проблем, проблем эпохи и среды, мы (если мы не профессиональные музыканты или меломаны) смотрим на то, насколько точно артист сумел выделить невыразимые вербально признаки этих эпохи и среды, а не на то, насколько хорошо он владеет голосом, музыкальной теорией или инструментами. Упрекать в этом Нирвану, приводя в пример тот же Pearl Jam - это все равно что упрекать Бродского в плохом почерке, приводя в пример второклассника-отличника по прописи. В то время, как Джем, Элис и другие "попадали в вену" от случая к случаю, Нирвана делала это не просто с каждым альбомом, но и практически с каждым вторым или третьим треком.

Ответить

В статье говорится про субъективизм и вкусовщину. Также говорю, что мнение оспаривается. При этом также говорю, что мне нравится Нирвана... ну, так-сяк, хехе. 

Ответить

Вообще кобейну я благодарен за то что если бы не он то не было бы такой крутой группы как Foo Fighters

Ответить
Ответить

Мне добавить нечего, все это субъективно и т.д. там, в своих предпочтениях на гранж-сцене.

Лишь скажу, что «Nevermind» мой наименее любимый альбом Nirvana, ибо «Bleach», а уж тем более «In Utero», считаю куда более интересными лично для себя.

Ответить

Да, вот тут поддержу - Блич мне нравится больше. Он берет грязным звуком и, как написал, всегда воспринимал его как смесь Мелвинс и Саббат - тем и цеплял. Поэтому, наверное, я так обожаю Элис ин Чейнс, ибо там подобное звучание. 

Ответить

Ясно короче. Фаната Алисы порвало, что кто то сказал, что Нирвана лучше и он решил типа высказать свое мнение. И ключевым аргументом было конечно же "личное мнение" и то что Нирвана не были первыми, следовательно физически не могут быть лучшей группой в своем жанре.
 Особенно рассмешило, когда ты начал рассказывать, что нирвана пришла на все готовенькое. И что? Пришла и вывела это готовенькое на новый уровень. У Алисы послушаешь один альбом=послушал все. Один Come as you are уделывает все песни алисы в плане музыки.
А ну и еще шикарный аргумент. Ыыы нирвану знают только по Кобейну ыыы. Что за аргумент 7 класса? То что группу знают не только взрослые, но и школьники? Господи как горит от видоса. Я так же могу написать, что Metallica не заслуживает славы, так как пришли на все готовенькое и потому что Хэтфилд не лучший  вокалист.

Ответить