Brothers: A Tale of Two Sons. Сказание об одной из моих любимых игр
История о двух братьях, отправившихся к великому Древу Жизни за лекарством для больного отца, однажды, более десяти лет назад, уже тронула меня до глубины души. Сегодня я вернулся, чтобы пережить это приключение вновь. Теперь на Nintendo Switch.
[СПОЙЛЕРЫ]
Brothers: A Tale of Two Sons - первый проект одного из самых заметных, одиозных и, не побоюсь этого слова, выдающихся геймдизайнеров современной игровой индустрии, Юсефа Фареса.
На сегодняшний день этот человек подарил нам замечательные, самобытные, пестрящие разнообразием кооперативные проекты: A Way Out, It Takes Two и совсем свежую Split Fiction.
Однако главным его бриллиантом я считаю всё-таки A Tale of Two Sons. Да, это лишь "проба пера". Да, может быть, она звёзд с неба не хватает. Да, игра не так объёмна и насыщена механиками, как её последователи. Но именно простота, наивность и искренность цепляют и заставляют меня испытывать самые яркие, самые чистые эмоции от этой сказки.
Завязка, сюжет и повествование
Итак, мы играем за двух братьев. Старшего зовут Найя, младшего - Найи. Пожалуй, имена - единственное, что мы можем понять из их речи. Остальные немногочисленные разговоры в игре состоят из каких-то несуществующих наречий и междометий.
Но, несмотря на это, A Tale of Two Sons превосходно справляется с повествованием, используя другие приёмы: постановку, окружение, музыку и интерактивность (об этом я ещё скажу в конце). Импонирует и темп. Это неспешное, но постоянное движение вперёд. Если угодно, Brothers - образцовое роуд-муви, в котором главным аспектом является именно путь.
И начинается этот путь с Найи, сидящего на утёсе перед могилой однажды утонувшей матери. Мальчик погружается в горькие воспоминания и чувствует свою вину за то, что не смог её спасти. Здесь показан и главный его страх, который красной нитью протянется через всю игру - страх воды, глубины.
Его скорбь прерывает старший брат. Он сообщает, что отца внезапно одолела тяжёлая болезнь и его нужно отвезти к местному лекарю. По прибытии к врачу братья узнают, что им поможет лишь священная вода, добытая из Дерева Жизни, находящегося далеко на вершине горы. Так братья отправляются в путь. Трагичный путь.
Геймплей и механики
Сразу отмечу, что в Brothers: A Tale of Two Sons стоит играть одному. Да, здесь есть режим для двоих игроков, которого на старте, кажется, не было. Такая возможность появилась лишь на Nintendo Switch в силу специфики консоли и в прошлогоднем ремейке. Но сам Фарес заявлял, что изначальная концепция рассчитана именно на одиночное прохождение.
Под управление мы берём двух братьев одновременно. Это отдалённо напоминает более поздние творения Platinum Games: Astral Chain и Cereza and the Lost Demon с той лишь разницей, что история о братьях - это всё-таки расслабляющее приключение, а не боевой экшен, где точность синхронного контроля двух персонажей более важна, а ошибки менее простительны.
И в целом большой разницы между двумя братьями нет. Они одинаково бегают, одинаково прыгают, одинаково хватаются за уступы. Единственным характерным отличием является то, что Найи может протискиваться сквозь решётки.
А Найя, в свою очередь, обладает чуть большей силой и может тянуть рычаги, которые Найи неподвластны.
С другой стороны, младший брат с лёгкостью выдерживает вес старшего, когда они с помощью верёвки взбираются на высокую башню ближе к концу игры. Спишу это на игровую условность.
В остальном, повторюсь, отличий нет. Но интересных геймплейных ситуаций всё-таки хватает. То нужно заманить великана в клетку одним братом, вовремя дёрнув за рычаг другим, то на горных козлах проскакать вверх по горам, то протащить младшего на ветке над пропастью, избегая ужасных оживающих деревьев.
А полёт на дельтаплане одинокого изобретателя, волею судеб повстречавшегося на нашем пути, захватывает дух. Невероятные впечатления.
И именно за счёт компактности игра ощущается очень плотной и насыщенной контентом. Скучать не приходится, локации меняются, а одно событие идёт за другим.
К слову, о них.
События и побочный контент
Хочется отметить свойственную Фаресу (теперь мы знаем это наверняка) манеру показывать нечто жестокое, выбивающееся из основного, в целом сказочного и милого повествования.
Помните несчастную слониху из It Takes Two, с которой Коди и Мэй расправляются весьма бескомпромиссно?
Так вот. Уже здесь, в первой своей игре, творец не брезгует подобными ходами и вполне буднично показывает, как наши герои отрубают конечности мёртвых великанов, чтобы расчистить себе путь
или спасают случайного встречного, потерявшего семью в пожаре и желающего покончить с жизнью.
Страшно даже подумать о том, что эту историю можно пропустить.
Как, например, можно не увидеть и черепаху-мать, потерявшую своих детёнышей, и много другого "необязательного" контента.
И вот все эти кусочки судеб, все эти истории, все эти сказочные существа и живописные локации и составляют единую картину мира. Всё это делает Brothers: A Tale of Two Sons настоящим, наполненным жизнью приключением.
Музыка и интерактивность как методы нарратива
И здесь я возвращаюсь к тому, о чём заявил в начале. К двум аспектам, влияющим на повествование конкретно в этой игре.
В очередной раз скажу, что финал этой истории выворачивает меня наизнанку. Я не мог не разрыдаться в момент первого прохождения. Не сдержал слёз и теперь.
Казалось бы, исход известен. Признаться, я думал, что важным элементом являлся эффект неожиданности тогда, в 2014-ом. Это была новая история. К тому же, мой игровой и жизненный опыт был значительно меньше, нежели сейчас. В общем, я предполагал, что во второй раз может не случиться.
А потом я дошёл до той самой точки, апогея, катарсиса вновь и... Всё понял.
Это была музыка! Эти этнические напевы, высокие ноты которых добираются до самых потаённых уголков сердца. Кто-то назовёт это спекуляцией, но я поддамся. Потому что позади наш общий с братом путь. Потому что это всё работает в гармонии. Потому что это всё безумно красиво и поэтично.
А потом я понял всё во второй раз, ведь вслед за музыкой вступила и та самая интерактивность - момент, когда сквозь пелену слёз, пытаясь проглотить ком, застрявший в горле, ты вынужден самостоятельно тащить тело погибшего брата к могиле, а затем засыпать яму землёй.
Ты не наблюдаешь. Ты делаешь. И почему-то именно здесь это работает так, как не работало нигде прежде и нигде после. Эта сцена разрывает меня.
И потом ты один, Найи, возвращаешься домой, начиная преодолевать свои страхи, пытаясь справиться без брата, проходя те же места, что преодолевал вначале с его помощью. И наконец плывёшь.
И финал. Душераздирающий. Беспросветный.
Итог
Brothers: A Tale of Two Sons разбередила мою старую рану, напомнив о том, почему я считал её одной из любимых игр ещё до того, как узнал про Нинтендо и этот магический мир балдежа, до того, как Фарес начал клепать крутые кооперативные игры и стал известен широкой игровой общественности, до того, как появился спорный ремейк этой сказки.
История о жизни и смерти, пожертвовании и утрате, которую я советую всем, кто действительно любит игры, приключения и живые истории.
Этот мир полон диковинных существ, впечатляющих видов и неожиданных опасностей. Это великолепный, пусть и трагичный, путь.
☘ Yahaha! You found me ☘
Все дневники прохождений, лонги и немного важного для меня офтопа можно найти в закрепе. Добро пожаловать!