Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

(осторожно, текст содержит спойлеры)

18 лет с выхода предыдущей части. Почти 9 лет с анонса. Столько ожиданий, чтобы получить неполноценный кусок Halo. Как же это грустно.

Нет, можно было, конечно, понять, что ничего хорошего не будет, ещё по первым же кадрам. Они показывали вступительный сегмент, где на фоне шла масштабная баталия, а Самус расстреливала пиратов налево и направо.

Второй красный флаг поднялся, когда в трейлерах появился мотоцикл, катящий по поразительно пустой и некрасивой пустыне. Третий — ближе к релизу, когда фокус сместился на «напарников» Самус — болтливых солдат. Некоторые люди пытались доказать, что это всё не портит игру — ну или так, чуть-чуть совсем. Нет. Увы, не чуть-чуть.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Первая Metroid Prime была феноменально крутой игрой. Я надеялся, что раз уж современный состав Retro Studios перед выпуском четвёртой части сделал ремастер первой, то он что-то понял. Нет, не понял. Видимо, привычки выходцев из 343 Studios слишком сильны, отчего новинка слишком уж сильно попахивает Halo.

В первой, образцовой части Metroid Prime не было ни одного диалога. Героиня исследовала большую планету, и путь её хоть и был более линейным, чем хотелось бы, но всё равно он был структурирован максимально грамотно. Зашёл в хаб, изучил разные ответвления, приметил тупики, нашёл апгрейд, тупик превратился в путь дальше. Победил босса — локация преобразилась: можно снова поискать секреты и пойти дальше — а потом сюда вернёмся с новыми умениями. Сражения в игре были, но лишь для того, чтобы создавать ощущение опасности планеты и держать игрока в тонусе. Игра была про исследование мира в первую очередь.

Metroid Prime 3 сильно сместила акценты. Возможно, из-за того, что вторая часть вышла примерно одновременно с Halo 2 и была заметно менее успешной. И вот втретьей части появилось много разговоров, прямых приказов, совершенно линейные сегменты в начале и конце — и даже солдаты-союзники, которых надо защищать. Игра как бы говорила «Halo есть у нас дома, Самус ничем не хуже другого чувака в скафандре». Но при этом игра не была достойным шутером, а погоня за модой плохо сказалась на том, за что люди любили «Метроид».

И в четвёртой части — то же самое. Только ещё больше. Больше болтовни. Больше попыток навязать Самус «напарников». Больше линейности.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Так вот, прохождение коридоров с отстрелом выпрыгивающих по скриптам одинаковых врагов под «юморные» или «драматичные» вопли солдат-напарников — это не Metroid Prime. Это может быть какой-нибудь другой игрой — даже хорошей, если механика стрельбы достойная, а сценарий хорошо продуман. Но Metroid Prime – игра с автоприцелом, с медленно летящими снарядами и не слишком сложными врагами, а сценарий её обычно сводился к информации о флоре, фауне и окружении да лору из записок и фресок. Metroid Prime 4 пытается быть всем и сразу. Когда в её источнике вдохновения угадывается её предшественница, она даже вызывает тёплые эмоции. Но когда она пытается быть Halo, то она выглядит как недоразумение. А это происходит добрую половину хронометража.

Так, первая основная локация, куда попадает Самус, - красивые джунгли, на деле оборачивающиеся практически одноразовым коридором, куда и возвращаться практически не нужно. В середине коридора героиню ждёт Майлс, демонстрирующий ярчайшие штампы миллениальской сценаристики — он разговаривает сам с собой вслух, иронизирует над своей ситуацией, а, присоединившись к Самус, начинает пронзительно комментировать всё вокруг. «Идёшь туда? А может, посмотришь сюда? А? Смотри-ка, тут апгрейд! Это так интересно! А это точка сохранения! Полезно, правда? Ты сворачиваешься в шарик? Вот это да!».

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Ещё раз — это в серии, в которой чувство одиночества в руинах погибшей цивилизации было одной из главных черт. В серии, в которой у героини есть сканер, который ей докладывает всю важную информацию, и удобная карта, по которой можно ориентироваться. В серии, которая достаточно проста, чтобы не требовать появления NPC с подсказками.

А эти комментарии оскорбительны не только на интеллектуальном уровне, но и на эмоционалшьном. Майлс и подобные ему напарники прямо говорят нам, игрокам, как мы должны себя чувствовать. Они — аналог закадрового смеха в дебильных комедиях, которые держат своих зрителей за идиотов.

И, наконец, третья сквозная проблема напарников Самус — в том, что она сама не говорит ни слова. Это было предельно нормально в первой части, где ей было буквально не с кем говорить, и терпимо во второй и третьей, потому что там ей просто выдавали квесты/приказы, и ей совершенно не нужно было что-то отвечать — она просто шла и делала.

В Metroid Prime 4 же все эти «диалоги» выстроены как… диалоги. Солдаты разговаривают с Самус, задают ей вопросы, и игра нам просто показывает пару секунд героиню, которая молчит, будто она умственно неполноценная. Наверное, надо порадоваться, что она не снимает шлема, иначе это бы выглядело совсем невыносимо. Молчаливые протагонисты — сквозная проблема многих игр, но нам, как правило, дают за них выбрать какие-то реплики. Тут же — нет.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Видимо, сказывается родовая травма: в Metroid: Other M Самус много говорила и вслух, и про себя, и фанаты эту игру люто возненавидели. И с тех пор она постоянно молчит — даже в тех случаях, когда надо было бы что-то возразить (Metroid Dread) или ответить (Prime 4). Она не немая ведь. А игра очень хочет нам показать, что Самус с этими солдатами братается, что они команда. А она максимум чем их удостаивает — это кивком.

Итак, Самус и четверо солдат оказались на заброшенной планете, обитатели которой давно погибли, но перед этим напророчили появление Избранного Спасителя, который спасёт плоды их цивилизации. Чтобы мы это поняли, игра прямо в лицо нам говорит, что Избранный Спаситель — это мы. Что «плод» цивилизации нам надо самим вырасти прежде, чем забрать, а ещё что телепорт на выход из планеты запрятан за пятью ключами, а это значит, что нужно пройти пять локаций и побить пять боссов. Квест максимально банальный и подаётся со всей тонкостью бревна, стучащего игроку по голове.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Есть и антагонист, который всё время пытается Самус помешать — её коллега, вольный наёмник Сайлукс, ранее появлявшийся в Metroid Prime Hunters с нулём реплик. Хотя в Metroid Prime 4 запредельное количество болтовни, на центрального противника героини разработчики не расщедрились вообще — мы так и не знаем, почему он точит зуб на Самус настолько сильно.

Итак, из коридорных джунглей Самус отправляется во вторую локацию — фабрику. Художникам респект — даже такую локацию они сделали визуально интересной. Но маршрут по ней удручает. Зайти в башню, спуститься к генератору, завести его, подняться. Зайти во вторую башню, спуститься к генератору, сражаясь на каждом этаже, завести его, подняться, сражаясь на каждом этаже. Зайти в третью башню, сдать там на права на виртуальных трассах, чтобы кататься на мотоцикле. Тут возникает ощущение, что ничего от Metroid в игре не осталось.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

А мотоцикл нужен для того, чтобы колесить по огромной пустыне между пятью локациями. В ней ничего нет, кроме входов в небольшие храмы с наградами в духе Breath of the Wild. И если в BotW сам мир был выстроен грамотно — так, чтобы можно было издалека выбрать себе цель и постепенно к ней двигаться сквозь различные преграды и препятствия, а по пути найти ещё несколько привлекающих внимание объектов, то тут это буквально скатерть. Без музыки.

Она не просто безынтересна сама по себе, но ещё и сильно бьёт по желанию исследовать пройденные локации с новыми апгрейдами. В первом MP локации были переплетены между собой лифтами, и из одной в другую можно было попасть разными маршрутами. В четвёртой у каждой локации есть один выход — в пустыню. Долгая загрузка, пять минут езды по пустоте в тишине, ещё одна долгая загрузка, и вы в единственной точке входа в новый уровень.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Третий уровень — ледяной. В нем еще один солдат, к счастью, не такой многословный и с раненой ногой, так что в кадре не мельтешит. И маршрут снова — спуск к генератору, а затем подъём. Но только на пути вниз нет врагов, всё тихо, обильно разложены записки с лором, а по пути назад включается красивейший свет, всё тает и течёт, появляются враги, но становятся доступными все те тупички, куда ранее было не попасть. В этот редкий момент игра ощущается как Metroid Prime.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

А потом иллюзия пропадает. В четвёртом, огненном, уровне компанию Самус постоянно составляют Суровый Сержант и Визжащая от восторга Фанатка. Результат плачевен. В пятый этап является вся толпа. Тут на них начинает лезть орда чудищ, и каждый солдат по очереди остаётся позади, чтобы в одиночку прикрывать друзей. Подаётся это с таким пафосом, будто они приносят себя в жертву (да и это по всей логике должно быть так), но потом все оказываются живыми. То есть вся эта надрывность была пустой, как и остальные диалоги в игре. А локация — просто кишка.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

И когда кажется, что падать уже некуда, игра находит новые способы удивить. Вечно назойливый Майлс сообщает, что хромой снайпер хочет что-то передать Самус. Приезжаю в лагерь, где сидят все солдаты — снайпер ограничивается дежурной репликой. Нет, надо найти его именно в пустыне, чтобы он дал чип… и потом ехать назад в лагерь, чтобы Майлс этот чип установил. Кстати, по такому же принципу Самус получает все улучшения своей пушки: мало найти что-то, надо ещё Майлса повидать (через два лоадинга и пять минут пустоты).

Полученный от снайпера чип даёт возможность собирать части робота, которые я ранее находил, но ничего не мог с ними сделать. То есть надо ещё раз объехать все места, где они лежали. А что потом? А потом игра говорит - «Помнишь, я тебе говорила про зелёные кристаллы в пустыне, которые нужны, чтобы растить какой-то там макгаффин? Ты собрал всего треть нужного количества, время пылесосить пустыню ещё часик-другой». В голове не укладывается, как такие решения кто-то посчитал хорошими.

В финале же Самус и её друзья сходятся в бою с Сайлуксом. Да, постоянно болтающие солдаты гадят до самого конца, до последней катсцены. Игра пытается выдать это за драматичную кульминацию, но выглядит и звучит это нелепо.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Что имеем по итогу? Практически вся Metroid Prime 4 – это череда линейных локаций, проходить которые надо под аккомпанемент постоянной раздражающей болтовни никчёмных недоперсонажей. Единственное исключение — пустыня, по которой надо часами наворачивать круги, разбивая лицом кристаллы.

Какой-то лор лежит всего в двух локациях. Его мало, и он шаблонный. Сканировать окружение вдвойне неинтересно, потому что всё дублируется — игра считает, что копии врагов и объектов в новой локации уникальны, поэтому вот дверь в лаборатории, она заслужвиает такого же внимания, как дверь на заводе или дверь на энергостанции. Вот враг-прыгун джунглевый, пустынный, огненный, водяной, пещерный. Разница между ними минимальна.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Вообще, по сути, в игре всего два основных типа врагов, не считая мелочь типа жучков. Прыгуны и роботы. Да, у роботов бывают джетпаки, телепортация или щиты, но выглядят эти вариации плюс-минус одинаково. Учитывая, как много в игре стрельбы, хотелось бы чего-то большего, но увы.

Да и апгрейды оставляют желать лучшего. По большей части это пушки из первой части плюс лассо из третьей — выбор хороший сам по себе, однако они продолжают функционировать как просто ключи, не давая никакой эмерджентности. Отдельно мне не нравится их подача: в этой игре всё «психическое». Нужно взять психический визор, чтобы увидеть психические платформы, и психические ботинки, чтобы на них встать, а потом психокинезом запустить психическую бомбу в специальный психический слот, чтобы открыть психический замок. Это звучит слишком уж глупо; с тем же успехом это слово можно было бы заменить на «волшебный». И волшебные розовые дорожки в вакууме смотрятся нелепо и подрывают правдоподобность сеттинга.

Metroid Prime 4 | старая механика, новые минусы

Даже на каждый плюс найдётся своё «но». Музыка хороша, но включается она обычно вместе с генератором, так что очень долго приходится ходить в тишине. И ездить. Арт-дизайн локаций хорош, но на пустыню и солдат без боли не взглянуть. Боссы бывают неплохи, но часто автоприцел фиксируется на той их точке, что неяузвима, и нужно, как в третьей части, корректировать угол стрельбы, что не очень удобно.

Всё лучшее, что было в Metroid Prime 2 и 3, они позаимствовали у первой части, а всё худшее в них было своё, новое (исключение, как мне верно напомнили, - боссы в MP2). В Metroid Prime 4 проблема та же, только она усугубилась. Новое слишком душит старое, а старому уже 23 года. Я, конечно, рад возможности снова поиграть во что-то с любимой механикой, но… Но всегда есть «но». И не одно.

14
2
2
2
15 комментариев