PS1: Логотип с душой и копирайт-подвохом

Все как мы любим

Картинка со звуком. Правда со звуком - можно включить

Логотип, который мы заслуживаем

Недавно наткнулся на крайне занятный факт: легендарный логотип с буквами PS, появляющийся на второй части загрузочного экрана Playstation 1, - это не растровый пререндер, а полноценная 3D модель.

Вещь, о которой никогда не задумывался, но, почему-то, было приятно узнать о такой детали. Учитывая, что автор ролика приложил ссылку на гитхаб репо с распаковщиком, которым можно извлечь сам логотип из любого лицензионного образа.
Неожиданно, но, спустя 30 лет можно собственноручно взглянуть на него с любой стороны.

А при наличии старого советского 3D принтера нужно всего лишь...

Модель

Две буквы насчитывают 560 треугольников, что почти столько же, как у модели Крэша Бандикута. Или двух Ларочек Крофт.

Две Лары этому логотипу!
Две Лары этому логотипу!

Сам логотип рендерится в 640x480. При этом, моделька хранится не в биосе консоли, а берется напрямую с каждого диска вместе с текстом лицензии.
Хранится это все в так называемой lead-in области, куда, обычно, закидывают служебную информацию. Эта область имеет размер около 9MB, что вносит свое ограничение. А моделька весит всего 14KB - гораздо меньше, чем потенциальное растровое изображение.

Почему так?

Логотип и текст участвовали в первичной проверке лицензии:
Диск содержал зашифрованный SCEX-код в структуре CD ("wobble groove"), который консоль проверяла при загрузке. Если хэш секторов с логотипом и лицензией не совпадал, PS1 выдавала знакомое многим: "Please insert PlayStation format disc."

Я, в свое время, пытался запустить на первой плойке недавно купленный San Andreas, потому что пека был где-то далеко и в городе. А я в деревне - и только с плейстейшон.
Грустно смотря на красный фон и буквы "Please insert PlayStation format disc" я искренне не мог понять, за что Вселенная со мной так поступает.

Логотип был, конечно, защищён копирайтом, и Sony требовала его включения на все лицензионные диски. Без их одобрения разработчики не могли выпускать игры — иначе использование "PS" было бы незаконным.

И, естественно, пираты. Копируя диск, они либо пропускали SCEX - и игра не запускалась на приставках без чипа - либо были вынуждены копировать сектора с логотипом, рискуя получить повестку в суд за нарушение авторских прав.

На деле же защита работала так себе. Свапать диски умел каждый уважающий себя обладатель первой плойки - обладателям "черных" CD автоматически добавлялось +50 к уважению во дворе - что уж говорить про чиповку?

К поздним ревизиям PS1 - например, PSone - Sony вообще убрала проверку секторов, и матёрые пираты, вроде Paradox, начали вставлять свои логотипы и тексты в заставки.

Сама новость, конечно, не нова — Reddit знал об этом ещё в 2022. Но возможность лично распаковать 3D-модель и поработать с ней вернула и освежила старые воспоминания, как тот самый jewel с Дино Кризисом, который ты случайно нашел в нижнем ящике стола.

17
2
7 комментариев