Врата аниме №2 | Жанры: сёнен. Что это и каким бывает?

В новом выпуске проекта «Врата аниме» мы начинаем разбираться в жанрах аниме.

Что такое сёнен? Почему это жанр не только про бои и драки? И какой журнал оказался важной вехой в его становлении? В этом эпизоде: район Акихабара, пошлая манга 60-х, подростки-мангаки, волейбол и Тетрадь смерти.

Краткая расшифровка

ОТКУДА ТАКИЕ ЖАНРЫ?

В самом центре столицы Японии, Токио, есть район, который с 2000-х годов стал одним из главных туристических мест города, Акихабара. Это район, который заполнен магазинами для фанатов старой японской техники, игровых приставок, аниме и манги.

Именно в районе Акихабара расположен самый большой в мире магазин манги — Мандраке. Он занимает восемь этажей огромного черного здания. Там можно найти все – от эротических романов 60-х до игрушек по современной романтической комедии.

Врата аниме №2 | Жанры: сёнен. Что это и каким бывает?

Главный вопрос у всех покупателей: как разобраться в этом многообразии?

В одном произведении может быть от одного тома (как в книге) до, в среднем, скажем, 20 томов. А в некоторых случаях их может быть и под сотню. И это только одно произведение этого автора. Если сортировать все по фамилиям авторов – найти новую интересную мангу будет почти невозможно.

Что делать с толстыми журналами с выходящей мангой? Как отсортировать их, если там выходят разные произведения? И как нам, простым читателям, выбрать нужный журнал в магазине?

В конце 50-х годов издатели манги решили эту проблему, начав делить свои произведения не по жанрам как таковыми, а по демографии. На кого та или иная манга рассчитана.

Если манга, а потом и аниме рассчитаны на аудиторию мальчиков от 7 до 18 лет — то это сёнен. Если на аудиторию мужчин от 18 лет – это сейнен. Для девочек выделяются также две категории — сёдзе для девочек-подростков и дзёсэй – уже для совершеннолетних девушек. Совсем в отдельную категорию выносятся порнографические манга и аниме – хентай.

Постепенно внутри каждой демографии стали вырабатываться свои правила и свои устоявшиеся формы. Они в итоге и сложились в то разделение аниме – про которое мы ошибочно говорим «жанры» и которое обсуждаем сегодня.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СЁНЕН?

1968 год. Уже вышла культовая работа Осаму Тэдзуки — Астробой, про которую мы говорили в прошлом эпизоде. Аниме начали смотреть на домашних телевизорах. Индустрия манги, а вместе с ней и аниме – начали свой взлет.

Журналы, в которых публиковали мангу для подростков, Weekly Shounen Sunday и Weekly Shounen Magazine уже продавались сотнями тысяч копий. В них печатались культовые работы первых мангак и, по сути, создателей того вида манги и аниме, к которому мы привыкли.

Видя этот рост издательская компания «Сюэйся» также захотела испытать себя в публикации манги для подростков. Они уже печатали ежемесячные сборники манги, но еженедельного журнала у них не было.

Сложность была в том, что все именитые мангаки, которые могли привести с собой фанатскую базу, уже были подписаны другими издателями, и переманить их было почти невозможно.

Тогда издатель решил пойти на риск. Создавая первый выпуск Shounen Jump, «Сюэйся» пригласила малоизвестного 23-летнего мангаку Го Нагаи и предложила ему создать четыре манги, а потом продолжить ту, которая окажется популярнее всего.

Нагай согласился. Он написал четыре истории, одна из которых, комедийная манга Harenchi Gakuen, произвела настоящий фурор.

Нагай подошел с присущей молодому человеку дерзостью и сделал Harenchi Gakuen довольно откровенной и местами даже пошлой мангой. Сейчас все проказы главных героев кажутся невинными, но для 60-х годов нарисовать девушку, у которой видно трусы – это был верх бунтарства.

Школьники буквально обменивались Shounen Jump, вырывали страницы и показывали друзьям. Фурор был таким, что родители этих самых школьников начали протестовать против выхода журнала. Издательству пришлось отбивать свой новый хит и его автора.

«Сюэйся», увидев успех Нагая, решили сделать ставку на молодых авторов. В противовес Weekly Shounen Sunday и Weekly Shounen Magazine, которые выпускали работы живых классиков.

Но вместе с молодостью, приходит и безрассудство, с которым издателю приходилось работать. Так, другой популярный мангака, Хироши Мотомия, как рассказывают его коллеги, никогда не говорил о манге, все, что его интересовало – это девушки. Неудивительно, что когда у Хироши появилась девушка, он решил уделить ей больше внимания и без разрешения издателя решил закончить свою мангу, убив главного героя и написав в конце «Конец».

Врата аниме №2 | Жанры: сёнен. Что это и каким бывает?

Хироши уехал к девушке, но довольно быстро осознал, что хочет рисовать мангу. Но что было делать с опубликованной концовкой? Неужели придумывать новую историю?

Когда Хироши вернулся в издательство, он обнаружил, что его редактор стер окончание главы и выпустил ее так, а для Хироши оставил страницу с подписью «Пиши, что было дальше».

Ради успеха журнала издателям Shounen Jump приходилось раз за разом сражаться с обстоятельствами, с безрассудством мангак и даже с их родителями. Так, два 16-ти летних подростка Такаши Шимада и Йошинори Накай из города Осака решили попробовать себя в манге. Они подали несколько своих работ на конкурсы и неожиданно заняли призовые места.

Shounen Jump, конечно, захотел опубликовать одну из работ и заказать ее продолжение. Но родители юных мангак наотрез отказались отпускать детей в Токио. Тогда главному редактору и издателю Shounen Jump пришлось совершить поездку в Осаку, чтобы переубедить их. Они пообещали сами найти подросткам работу, если их манга не взлетит. Позже они признавались, что не имели ни малейшего понятия, как они бы это сделали.

Манга Kinnikuman, конечно, в итоге взлетела
Манга Kinnikuman, конечно, в итоге взлетела

Shounen Jump быстро стал самым популярным журналом с мангой в Японии и самым известным за ее пределами – именно благодаря тому, что в нем молодые и безрассудные авторы писали работы для таких же молодых читателей.

Именно манга из Shounen Jump в итоге сформировала тот вид сёнена, который мы знаем сейчас. И главной его отличительной чертой стала постоянная череда препятствий, боев и сражений на пути героя к мечте. Ровно как издатели Shounen Jump сражались практически за каждую успешную мангу, так герои публикуемой ими манги сражались со своими врагами и соперниками за каждый шаг на пути к мечте.

Если вы видите в главных ролях аниме молодого парня, у которого есть мечта — стать хокаге, стать королем шаманов, стать самым успешным баскетболистом или найти убийц своего отца – если на своем пути он сталкивается с врагами или соперниками, и побеждает их – если на этом пути он находит союзников и друзей, которые тоже следуют за своей мечтой, – то перед вами сёнен.

И как Shounen Jump за несколько лет достиг тиража в миллион копий еженедельно, так сёнены про битвы и преодоления в итоге заняли главное место в мире аниме.

А КАКИЕ ВИДЫ СЁНЕНОВ БЫВАЮТ?

Бои и сражения – это не всегда драки на мечах или кулаках.

Сомневаюсь, что издателям Shounen Jump, которые работали в тесных офисах за компьютером или листами бумаги, приходилось драться. Разве что в детстве. Однако сражения у них были, как вы поняли, – огого.

Одним из самых известных сёненов из середины 2000-х и до сих пор является аниме «Тетрадь смерти». Аниме, в котором все сражения, здесь я это слово беру в кавычки, происходят не на кулаках, а в интеллектуальном пространстве. Если не вдаваться в детали, главная идея этого сериала в том, что детектив должен найти таинственного убийцу преступников, а убийца – должен узнать настоящее имя детектива, чтобы его убить. Они знакомятся, общаются, не зная тайн друг друга, и всячески пытаются эти тайны выведать. Все еще противостояние, но совсем не грубой силы.

Врата аниме №2 | Жанры: сёнен. Что это и каким бывает?

Или другой пример из числа самых популярных аниме – «Хайку» или «Волейбол». Аниме, в котором все сражения – это матчи между волейбольными командами в чемпионате. Мы следим и болеем за одну команду и ее членов, в то время как почти у каждого из их противников тоже есть мотивация стать успешными и выйти в финал.

Получается, что внутри сёненов есть также разделение на поджанры – в зависимости от того, какие бои и какой тон будет в произведении.

Самая распространенная форма и которую часто принимают за единственную – это баттл-сёнен. Манга или аниме где бои – это буквально бои. На мечах, на кулаках, бластерах или с помощью магии.

Чаще всего в такой манге повторяется один и тот же мотив – экзамена или турнира. Главный герой должен окончить обучение и войти в взрослую жизнь через череду боев со своими друзьями или соперниками. Такое было в «Наруто», «Моей геройской академии», «ХантерХантер» и других аниме. Некоторые сериалы так и вовсе построены на череде дуэлей героев, как, например, «Покемон».

Бой из турнирной арки аниме «Наруто»
Бой из турнирной арки аниме «Наруто»

После баттл-аниме второй популярный тип – это, конечно, спортивное аниме или манга. Еще такие произведения называют спокон (от японских слов спорт и сила воли). Главные герои спокона — это всегда молодые спортсмены, талантливые, целеустремлённые и твердые духом, а сюжет описывает их становление, победы над трудностями, спортивную карьеру, борьбу с соперниками и повседневные будни. По статистике 60% аниме для детей в Японии – это споконы.

Аниме «Волейбол»
Аниме «Волейбол»

Третий тип – это комедийный сёнен. Именно манга и аниме в этом стиле обычно самая долгоиграющая. Комедия может быть как отдельная – про быт и жизнь обычных людей в разное время и в разных мирах, так и вписанная в тот же спортивный жанр или баттл-аниме.

Например, одна из самых длинных манг, «Котикамэ», про полицейского и его будни — это именно комедийный сёнен. И у него вышло уже больше 200 томов.

У «Котикамэ», конечно, есть и экранизация
У «Котикамэ», конечно, есть и экранизация

Наконец, последний тип – это оригинальные работы, которые сложно вписать в один из предыдущих поджанров. Та же «Тетрадь смерти», которую я упоминал раньше, сложно назвать баттл-аниме и оно уж точно не комедийное или спортивное произведение.

С годами шаблоны, которые закрепились в сёнене с 60-х годов, стали изнашиваться. И Shounen Jump, продолжающий быть передовым журналом с тиражом в почти 3 миллиона копий, стал выпускать все больше сёненов именно последнего оригинального типа.

Все чаще стала размываться и грань между сёненом и сейненом (мангой для взрослых мужчин). Если в 60-х волну протестов вызвала невинная манга Го Нагаи, где было видно женские трусы, то сейчас видеть в Shounen Jump истории про геноцид, про огромных титанов, которые отрывают людям головы, про подростковые отношения или даже секс – становится нормальным и даже привычным.

Вслед за изменениями в мире — меняется и подход к сёнену. Особенно учитывая, что Shounen Jump остается верен себе и продолжает полагаться на новых молодых мангак (хотя и старая успешная манга там тоже выходит, конечно).

Но неизменным для сёнена вот уже шестьдесят лет остается главное: молодой герой, препятствия на пути и далекая цель впереди.

Больше интересного у нас на Youtube и в телеграм-канале, подписывайтесь.

99
Начать дискуссию