Цена креативности: Нужно ли быть сволочью, чтобы преуспеть?

В этом выпуске мы расскажем о наиболее скандальных эпизодах в карьерах знаменитых архитекторов, проливая свет на те поступки, которые можно было бы назвать мудацкими.
В подкасте "Чертилы" мы обсуждаем все эти не потребства с шутками и бранными словами. Присоединяйся.

Флеминг против Голдфингера

Один из первых проектов современного модернизма. Erno Goldfinger's house on Willow Road, London, UK
Один из первых проектов современного модернизма. Erno Goldfinger's house on Willow Road, London, UK

Часто работа архитекторов сталкивается сопротивлением. Порой свежие и новаторские проекты не нравиться жителям соседних домов, особенно когда ради новаторства приходиться сносить что то для них привычное.

Говорят, что его резкий и бескомпромиссный архитектурный стиль так возмутил создателя Джеймса Бонда Яна Флеминга, что он увековечил архитектора, назвав одного из своих самых известных злодеев — Орика Голдфингера. В одноименной книге, выпущенной в 1959 году, этот персонаж олицетворяет антагонистический дух, вызванный противоречивым архитектурным проектом.

Другие дома на этой улице. Willow Road, Hampstead (courtesy of Chestertons)
Другие дома на этой улице. Willow Road, Hampstead (courtesy of Chestertons)

Здание архитектора вызвало резкую критику среди местных жителей, предпочитавших изящные виллы эпохи Георга XVIII века на Уиллоу-роуд. В их глазах, приземистое, коробкообразное бетонное сооружение выглядело чуждо на фоне элегантных построек. Даже сегодня, посетив Уиллоу-роуд, можно увидеть, как этот проект выделяется на фоне георгианского величия. Сам Флеминг был в числе тех, кто выступал против сноса коттеджей ради реализации данного проекта.

Заха Хадид и работа на диктатуру:

Zaha Hadid Architects: cтадион в Катаре 
Zaha Hadid Architects: cтадион в Катаре 

Именитых архитекторов часто нанимают на работу в странах где так сказать политический режим и условия труда мало соответствуют общепризнанным.

Условия труда в Катаре: Хадид столкнулась с критикой из-за условий труда на строительных площадках её проектов в Катаре. Её высказывания по поводу смертей мигрантов на стадионе Аль-Вакра вызвали широкий общественный резонанс. Она заявила, что решение вопросов условий труда не входит в её обязанности, что многие восприняли как бездушный подход.

Однако Хадид не намеревалась быть политически нейтральной или безразличной. Её точная цитата звучала так: "Я не имею отношения к рабочим. Я считаю, что это проблема, которую должно решать правительство. Надеюсь, что эти вопросы будут урегулированы".

Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra 
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra 

Порой получается так, что Революционный и Невероятный проект, настолько революционен и невероятен что ему тяжело ужиться с реальностью. И то ради чего проект строился уже не может выполнять свою функцию.

Станция Витра была описана как больше искусство, чем функциональное здание. Истории, что ворота гаража слишком наклонены для того, чтобы вместить пожарные машины, служили основой для критики. В итоге здание использовалось в основном как выставочное пространство и место для культурных мероприятий, став самой маленькой, но заметной частью комплекса зданий Vitra.

Ле Корбюзье и политические взгляды:

Вилла Савой Архитектура Ле Корбюзье 
Вилла Савой Архитектура Ле Корбюзье 

Самый влиятельный архитектор в мире, который перетряхнул всю современную архитектуру и практически ее придумал, мог симпатизировать тем кого все осуждали.

Фашистские и антисемитские обвинения: Политические взгляды Ле Корбюзье стали предметом серьёзных споров. Его связи с фашистскими группами в 1930-х годах и симпатии к авторитарным режимам, таким как Италия Муссолини, вызвали широкую критику.

Этот аспект его жизни заставляет задуматься о том, как его политические взгляды могли повлиять на его архитектурные принципы и проекты.

  • «Это абсурд. Ле Корбюзье также общался со многими архитекторами, близкими к коммунизму, [и] люди думали, что он был коммунистом точно так же».
  • Редактор отдела искусств BBC Уилл Гомпертц утверждает, что подобные политические противоречия в мире французского искусства можно проследить по крайней мере до середины XIX века, до скандала вокруг дела Дрейфуса, когда еврейский солдат французской армии стал козлом отпущения за преступление, которого он не совершал.

Заключение:

Питер Айзенман и его спорная архитектура.

Эти истории показывают, что даже великие архитекторы могут быть причастны к спорным и скандальным ситуациям. Их проекты и поступки вызывают не только восхищение, но и критику, заставляя задуматься о сложной связи между творчеством, личностью и общественными нормами. Пока мы ими восхищаемся нужно не забывать что и такую "темную" сторону имеет их творчества.

Если тебе показалось эта статья слишком сухой, тебе не показалось.
Приходи послушать развлекательный подкаст об архитектуре, там говорим то же самое, только больше, и интереснее.
Больше спорных историй из жизни архитекторов в подкасте "Чертилы"

11
3 комментария

Я почему то подумал, что архитекторшу будут критиковать за похожесть стадиона на женский детородный орган в момент раскрытия. Будучи немного в теме, мне видятся эти проблемы проблемами белых богатых людей, а на нашей российской почве давление застройщиков на архитекторов приобрело несколько иные причудливые формы - имея одну пятую площади суши, мы строим человейники с придомовыми территориями для парковок и зелени в условно в две-три сотни квадратов. Междомовые качественные дороги отсутствуют десятилетиями, ну и стены из пено-говна, что проблема повесить шторы.

С проблемой белых и богатых согласен. А вот про эстетические характеристики тут спорно. Почему то когда строят небоскребы мы как то привыкли к тому что это на мужской орган похоже а тут на другой. И пофиг. У Заха Хадид вообще сложная архитектура.
Цель сего поста привлечь внимание к подкасту) а он развлекательный, а если ты хочешь по серьезке угореть и поговорить или послушать про архитектурную индустрию то ищи подкаст "стекло бетон" там мы чаще всего говорим про проблемы и современные кейсы проектирования.

1