Неюбилей: 9 лет назад вышел последний номер журнала "Если"

Просто небольшой пост памяти

Невеселая дата: в декабре 2012 года вышел последний номер классического журнала "Если".

Неюбилей: 9 лет назад вышел последний номер журнала "Если"

Для тех, кто журнал не застал: его основали в 1991 году, еще при Союзе, как аналог американских журналов фантастики вроде Asimov's SF, Locus и, прошу прощения за невольный каламбур, Analog.

Это единственный российский литературный журнал, публиковавший только фантастику, сумевший продержаться на российском рынке с 1991 по 2012 годы, печатавший лютую годноту, часто впервые на русском, и с просто звездным редакторским составом, отбиравшим произведения: Булычев, Стругацкий, Лукин, Дяченко, Дивов, Лукьяненко и многие другие.

Собственно, убить журнал смогло лишь странное желание редакции сохранить его только в печатной форме (и это в 2012 году — к примеру, Litres, крупнейшая площадка по продаже электронных книг, основана в 2005, "Альдебаран" еще раньше).

"Если" потрепыхался еще немного, и с 2015 по 2017 годы было выпущено 6 разрозненных номеров — в другом формате, с уже меньшим количеством новых произведений — но никаких адекватных мер по сохранению журнала редакция так и не приняла. Жаль, но он так и умер единственным в своем роде.

Если ли сейчас острая потребность в литературном журнале такого формата? Мне кажется, да. Такой квинтэссенции хороших текстов на трехстах страницах я почти нигде не видел. Сейчас, разумеется, недостатка в рассказах в сети не наблюдается, но много хороших текстов в одном месте я как-то не встречал. Если подскажете, где ими можно разжиться в похожем формате, я буду благодарен :)

На последней странице последнего номера журнала было приведено обращение редактора к читателям. Полностью цитировать его не буду, но посмотрите на эти несколько абзацев:

Прощаться с друзьями всегда невесело. Но мир стремительно меняется (тем и интересен), и кто-то за ним просто не поспевает. Чаще - люди, но порою и целые державы.
Законы об авторском праве в отношении интернета у нас крайне смутные, да и те совершенно не работают. Это бедствие не только нашего журнала, но всех не «гламурных» изданий, а также издательств, выпускающих художественную литературу, и сотрудничающих с ними авторов.
И все-таки не могу удержаться от вопроса. Ведь распространяют журнал в Сети не дети, взрослые люди, так неужели, видя наше издание, они не понимают, что при фактическом отсутствии рекламы и государственной поддержки (о чем мы сообщали неоднократно) их совокупный «труд» ведет «Если» к гибели, сокращая поступления от продаж, которые, собственно, и позволяют содержать редакцию, выплачивать гонорары авторам и оплачивать печать номера?
Вообще, крайне любопытна психология человека, готового лишить себя, а главное - многие тысячи поклонников фантастики (в том числе и своих «абонентов») общения с любимым журналом, лишь бы на время привлечь к собственному сайту новых пользователей.
Может быть, отсутствие желания хотя бы задуматься о человеческих категориях и есть примета нового мира?
К сожалению, всё в нынешнем году сошлось в фокусе: и решение издателя, и диктат фирм-распространителей, и возрастающая бесплатная раздача «Если» в Сети, и массовый выброс на рынок разного рода «читалок». Но если с первыми двумя обстоятельствами редакция все-таки могла бы совладать, то справиться с последними нам не под силу.

А. Шалганов, Главный редактор журнала "Если", 2012 год

Что тут еще можно сказать? Выживают сильнейшие и наиболее приспособленные. К сожалению, это относится и к издательствам.

Напоследок я хотел бы поделиться с вами рассказом, который считаю лучшим из всего, что печатал "Если". Боюсь, этой ссылкой я нарушаю чьи-то авторские права, но пусть правообладатели меня простят: рассказ слишком хорош, чтобы так и пропасть на страницах выпуска журнала, напечатанного двадцать два года назад.

Всем хороших книг и отличного Нового Года!

33 показа
1K1K открытий
13 комментариев

Почти десять лет, как ушла эпоха.
Когда-то лично знал ряд авторов и оформителей журнала. В начале 2000-х родственники присылали мне свежие номера, а потом уже я обязательно покупал "если" в киосках аэропортов, когда летал к родственникам, или в Иркутск к, тогда ещё будущей, жене.
Боюсь, единственная адекватная мера, которая могла бы спасти журнал - патреон или аналоги - а к подобным вещам в среде фэнов и авторов старой закалки всегда было строго отрицательное отношение. (Которое я, в некотором роде, могу понять)
Так же закат журнала совпал со смертью БН (Бориса Натановича Стругацкого). И это не случайно -БН был, во многом, "источником силы" журнала, придавал ему вес и уникальность.

Ответить
Автор

Я все номера читал в библиотеке :) Денег дома не было ни на что, так что я с трепетом ждал каждый месяц нового номера. Был самым преданным ждуном, библиотекари даже откладывали номер для меня, так что я брал его в руки первым, иногда еще даже до внесения в каталог хД
Мне больше нравились старые номера, с кучей переводных рассказов, они были совсем разными. В поздних номерах российских авторов было где-то две трети. а для всех зарубежных номеров установили странное ограничение - упоминание русских или россии в любом виде, но все равно читать было офигенно)

Ответить

Очешуенный журнал. В детстве, в библиотеке перечитал все выпуски что были, что и далее выписывались. Периодически мониторю авито, в надежде, вдруг кто выписывал его и можно будет купить.

Ответить

У меня много номеров с 1993 по 2015

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Тираж на пике был 14 000 экземпляров. Не так уж и мало для нишевого издания, но на всю страну точно не хватало)

Ответить

Годный рассказ.

Ответить