Прочитано I

Всем привет, после большого количества прочитанной литературы и макулатуры начал понимать, что постепенно прочитанное забывается, дабы хоть немного исправить данный момент с нового года делаю краткие записи о прочитанных книгах, возможно кому-то будет это почитать и вынести что-либо для себя.

Отказ от всех систем. Марта Уэллс

Прочитано I

Первой книгой в новом году для меня стало совершенно случайное произведение, и я бы прошёл бы мимо, но награды «Хьюго», «Небьюла» и «Локус» выглядели слишком притягательно, к тому же на тот момент я давно не читал фантастики

Приведу аннотацию, которая должна побудить интерес будущего читателя:

В далеком корпоративном будущем каждая космическая экспедиция обязана получить от Компании разрешение, снаряжение и специальных охранных андроидов. Но в условиях реальной экономики безопасность — не самое главное. На далекой планете команда ученых проводит исследования, а их охраняет мыслящий андроид Компании. После того как он «хакнул» свой модуль управления, он получил свободу и стал называть себя Киллерботом. Люди его не интересуют и все, что он действительно хочет, — это смотреть в одиночестве скачанную медиа­теку с 35 000 часов кинофильмов и сериалов. Однако миссия и сама планета оказываются гораздо опаснее, чем в брифинге Компании. И Киллерботу придется выяснить, что происходит и как он со всем связан.

Аккуратный плевок в сторону капитализма, потенциально интересный главный герой — инфантильный ИИ, щепотка исследований планеты и намёки на будущие неприятности.

По итогу же всё складывается не так однозначно, намёки смещаются, интересные темы уходят на второй план, а на первый, из глубин западной действительности, выбираются жуткие и непонятные химеры.

Основным действующим героем произведения является Киллербот, я не знаю что хуже, его имя или то, что от бота в нём не так уж и много. Выращенный репликант, пост-человек, собственность Компании, существо крепче, сильнее и, возможно, умнее среднего человека не выглядит и не описывается интересно, его интересуют только многочисленные сериалы, он боится взаимодействия с людьми и своих чувств, в его прошлом есть загадка, но она не спасает положения. Автор не старается выписать Киллерботу отдельное мышление, он думает как обычный человека, максимум со слегка атрофировавшимися человеческими качествами и, если честно, сказать что-либо интересное о Киллерботе нельзя, автор просто взяла шаблонного ребёнка-зверя и натянула на него маску робота.

Интересным развитием событий могло бы быть постепенное развитие Киллербота как личности, понимание и принятие им своих чувств, постепенный сброс мизантропского панциря и встраивание в социальую структуру человечества, но в книге это происходит со скоростью прогулки лиллипутов в летний погожий денёк, вполне возможно что в дальнейших книгах это действительно приведёт к чему-либо интересному, но после прочтения данного произведения я не хочу читать продолжение.

Сюжет не блещет какими-либо интересными ходами и проблематикой, он достаточно линейный, в нём есть небольшое количество подкинутых читателю загадок «на подумать», но они не особо интригуют, к тому же решаются они достаточно скучно.

Интересным может показаться окружающий мир, ведь это по сути своей реализация некоей формы либертарианства в космических масштабах, с главенством корпораций и сотрудниками-гражданами, но, увы, всё это потенциальное великолепие служит лишь фоном, а самое важное влияние данного миропостроения на сюжет является обоснование того, почему разумный, по сути, человек — раб.

Неожиданным ударом становится незаявленная в аннотации, но активно присутствующая в тексте произведения тема гендеров, гендерных ролей, сексуальности и изменения общества под влиянием данных факторов. Многожёнство, многомужество, третий пол, корпорации-семьи, брачные контракты и многое другое. Интересно было бы мне прочитать о таком будущем? Да, но, увы, как и всё в этой книге данная тема является лишь фоном и оказывает минимальное воздействие на сюжет и даже Киллербот тут подчёркнуто асексуален.

Язык написания тоже не вызывает восторгов, он достаточно обычный, похожий уровень можно увидеть в средней русской фантастки, на самиздате или author.today.

Вывод

Лёгкая научная фантастика ближнего пошиба, скорее даже космоопера, в основе линейный сюжет про обретшего свободу воли робота, решившего, однако, потреблять поп-культуру, а не творить добро и причинять геноцид кожаным мешкам. Читается легко, даже слишком, герой маленькими шагами постепенно теряет свой мизантропский панцирь и, по ходу книги, начинает доверять людям. Из социально-интересного можно отметить корпоративисткое будущее, размытие гендерных ролей, появление новых полов и использование искусственного интеллекта в главной роли, последнее, впрочем, глобального значения в мироощущении не добавляет. Главным недостатком может считаться завышенные ожидания от наград и, мне кажется, я знаю откуда эти награды взялись.

Искусство войны. Сунь-Цзы

Втором произведением, давно мозолившим мне глаза стало «Искусство войны» Сунь-Цзы.

Прочитано I

Все мы знаем Сунь-Цзы как мыслителя, философа и военного, активно делящегося своей безграничной мудростью с обитателями интернета:

Я такой хуйни не говорил

Сунь-Цзы, Китайский стратег и мыслитель

На удивление, трактат о войне действительно оказался трактатом о войне, тут можно увидеть слова о применении полученных в ходе битвы повозок, разграблении захваченных территорий и о важности понимать то, как думает вражеский полководец, написан текст интересно, что удивительно практически нет всей мутной восточной философии, знакомой нам из фильмов, пацанских пабликов и слов разнообразных сектантов, мысли Сунь-Цзы чёткие и прямые, как наточенный до бритвенной остроты клинок и практически не оставляют намёков на двойное толкование.

Стал ли я Богом Войны после прочтения данного произведения? Конечно нет, однако даже мне, человеку живущему спустя несколько тысячелетий после смерти данного мужа удалось вынести несколько умных мыслей, вполне применимых к современной жизни, в том числе и мирной.

Отдельно стоит отметить интересный момент, на расшифровку трудностей перевода трактата текста отведено в несколько раз больше, чем, собственно, на трактат.

Советую прочитать данное произведение, оно очень маленькое, ёмкое по содержанию и интересное.

Мы – Легион. Мы – Боб. Деннис Тейлор

Третьим и последним в этот раз произведением снова станет фантастика, только на этот раз она будет научно-ориентированной.

Прочитано I

Снова обратимся к официальным источникам, призванным привлечь наше внимание:

Так грустно погибнуть молодым и богатым! Но Боб был парень не глупый и успел застраховаться от… смерти. Шли годы, наука не стояла на месте, и вот пришло время воскреснуть. А что, если воскреснуть не в человеческом теле, а в теле машины? А что, если это не просто машина, а межзвездный космический корабль, и корабль не простой, а с функцией самовоспроизводства? Да это же мечта любого айтишника!

Вселенная ждет тебя, Боб! Но помни, враг не дремлет…

Опять фантастика ближнего времени, ИИ, пусть и бывший ранее человеком, в главной роли, но на этот раз нам обещают покорение космоса и более научный подход.

Для начала расставим все точки над ё: перед нами в большей степени производственный роман, только в нём главный герой это не стахановец и даже не потерпевший крушение космонавт, а разум нашего современника, управляющий космическим кораблём и, соответственно, увеличивать он будет не только производство чугуна и картошки, но и других редкоземельных металлов и внеземной репы, а так же строить производственные цепочки и толкать научный прогресс вперёд единолично.

Главным плюсом данного произведения, по моему мнению, является применения понятных и находящихся на краю научного прогресса тенденций в более развитом виде, тут нет варп двигателей и ядерных пепельниц с ядерными же двигателями, зато активно применяются 3d принтеры и используются зонды фон Неймана, пусть и в немного изменённом виде, так что тем кому хочется почитать про многолетние полёты от планеты к планете, связанные с этим трудности и возможности эту проблему обойти милости прошу.

Удивительно, но такая тонкая книжка вместила в себя множество сюжетных линий, развивающихся параллельно, причём все из них, по решаемым в них проблемам, вполне тянут на отдельные произведения, сюжетные линии создают ощущение глубины космического пространства, приходит понимание, что перед космосом и царящими в нём возможностями все проблемы Боба, да и мои тоже, мало чего стоят.

Трудно говорить о сюжете и не заспойлерить происходящее, я не могу сказать что в тексте много неожиданных моментов, но они есть и все они, по меньшей мере, приятные, добавлю только, что в книге есть и экшен, с расчётом траекторий учитывая притяжение крупных объектов, и строительство, и небольшие философские затравки к личности, душе и разуму Боба, и политика, в общем, приятное разнообразие.

Язык написания достаточно функционален, не стоит ожидать от него чудес, читать он не мешает, мысли доносит ясно, его хватает для описания как бытовых, так и душевных моментов.

Вывод

Приключенческая фантастика ближнего пошиба, в главной роли разум человека из 21-го века в веке 22-ом, используемый в роли интеллекта для космического корабля. Очень приятно показан масштаб вселенной и миниатюрность Боба в ней путём совмещения множества сюжетных линий, вполне могущих занять отдельное произведение. Из технических интересностей отсутсвие варпа/подпространства, зато применения пусть и ускоренного, но полёта сквозь бескрайний космос, а так же использование 3d-принтеров в роли строителей, буквально, всего, за место невнятных отговорок фантастов прошлого.

Послесловие

Причины написания данного текста я высказал в самом начале, дополню только что в первоначальном замысле было написать про семь книг, увы, данное желание оказалось нереализованным, писать даже такой простой функциональный текст на удивление сложно и отнимает много времени, так что если я соберу свои силы в кулак и если это хоть кому-то будет интересно, буду постепенно писать про всё что прочитал и всё что читаю в этом году маленькими порциями.

77 показов
690690 открытий
8 комментариев

По поводу «Хьюго», «Небьюла» и «Локус» ...если произведение написано недавно, то это скорее антиреклама, так как часто такие награды выдаются за современные повестки, а не литературные таланты...имхо

Ответить

Тоже намедни читал Сунь-Цзы. Как ни странно, основные постулаты я понял гораздо раньше из "Маркетинговых войн", где авторы разбирают конкуренцию и ходы крупных компаний с точки зрения Сунь-Цзы. Оригинал же сложен для восприятия и требует неоднократного прочтения и хорошего абстрактного мышления.

пс. искусство войны работает. в свое время настолько повысил в ранг в кс (тогда сурс) что меня забанили даже. еще лучше показывает себя в старке

Ответить
Автор

В доте и лоле тоже вполне себе работает, отдельной возможность после прочтения будет чтение цитат из книги своим сопартийцам, когда они протупили, с целью повышения их температуры и своего настроения

Ответить

Вот именно что забывается. Поэтому всегда забавляют прихваты в кино, когда персонажи общаются цитатами из книг.

Ответить

Я в свое время просто завел эксельку, но позже что то бабил на ведение

Ответить

Искусство войны слишком распиаренно и полный кал

Ответить
Автор

"Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него."
Что сказать то хотел?

Ответить