Работу над будущим «романом о дьяволе» М. А. Булгаков начал в период 1928-1929 гг. , и к 1930 полностью завершил. Однако, после уже упомянутой волны травли в прессе, Булгаков сжигает готовую рукопись, из которой чудом сохранилось несколько черновых глав. В этом варианте, который носил название «Копыто инженера» или «Чёрный маг», главный героем был Велиар Велиарович Воланд, прибывший в современную автору Москву для того, чтобы вершить правосудие над лжецами, взяточниками и воинствующими атеистами, а после предать огню погрязшую в грехе «красную столицу». Эта версия, а также последовавшая за ней вторая редакция, были более остросоциальны и наполнены сатирой, чем «Мастер и Маргарита». Так, распространяемые Воландом деньги превращаются в руках граждан то в бумажки с надписью «Религия- яд, береги ребят», то в «пятьдесят штук троцкистских прокламаций самого омерзительного содержания», а сам Воланд смеётся над словосочетанием «классовый суд». Столкнувшийся с колдовством и предсказанием скорой смерти буфетчик бежит не в больницу, как в итоговом варианте романа, а в церковь, но видит, что церковь закрыта, а священник теперь занимается аукционными торгами. Нечистая сила нашла прибежище в Советской России гораздо раньше прибытия Воланда, которое стало итогом всеобщего безбожия. При этом дьявол даёт грешникам шанс покаяться, он рассказывает советским литераторам-богоборцам Антону Берлиозу и Ивану Безродному (в окончательной редакции- Михаил Берлиоз и Иван Бездомный) о безвинно казнённом при Понтии Пилате философе Иешуа, а после предлагает растоптать нарисованный на песке портрет Иисуса. После недолгих сомнений, Безродный топчет портрет, а более старший Берлиоз отказывается «остановить юного безумца», оба они решают этим свою судьбу.
Почему-то после прочтения в голове возникла сцена из еще одного произведения сталинской эпохи - второй части "Ивана Грозного" Эйзенштейна, которую не допустили к показу
Наверное, этот демонический образ Ивана Грозного, который очень уж Сталину не понравился, и Воланд как злой-добрый покровитель творца.
Как человек, чьей темой дипломной работы был радиоспектакль по мотивам романа Михаила Афанасиевича Булгакова "Мастер и Маргарита", говорю и пишу: огромное спасибо!
P.S. Басилашвили в образе Воланда мой любимчик ^_^.
Вам спасибо!
Валентин Гафт эту роль тоже шикарно сыграл.
Отличный лонг! Спасибо!
Спасибо, стараюсь))
Хороший текст! Спасибо! Освежил переслушивание!
Благодарю Вас!