Как издать комикс благодаря краудфандингу и не разориться

Ключевые советы по подготовке и старту

Стикеры по комиксу «Второе небо»
Стикеры по комиксу «Второе небо»

Привет, DTF! На той неделе мы публиковали статью про подготовку и издание комиксов благодаря краудфандингу. Дублируем её и вам! И поотвечаем на вопросы в комментариях.

Комиксы давно уже перестали быть просто «книжками с картинками». Девятое искусство — так называют этот жанр на стыке литературы, графики и живописи. Возраст аудитории растёт с каждым годом. Сегодня комиксы читают не только дети, коллекционеры или те, у кого они вызывают ностальгию по детству.

Допустим, вы решили создать и издать комикс по своей истории. В голове процесс выглядит довольно линейным: набросать план, сделать по нему раскадровку, отрисовать и предложить издательствам. По факту всё немного (много) сложнее и дольше.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что важно сделать до того, как искать средства на публикацию;
  • как использовать краудфандинг для издания комикса.

Не рубите сук, на котором сидите

Или не ищите возможность опубликовать до того, как поставите точку в истории.

Истории хотят быть рассказанными. Формат комикса выгодно отличается от привычного книжного тем, что помогает раскрыть больше нюансов, используя визуальный ряд в дополнение к тексту. Но изображения далеко не главная его составляющая. Практически любые огрехи художнику простят, если читателя увлечёт сюжет и ему понравятся герои.

Фрагмент комикса «Неблагие времена». Успешно издан на CrowdRepublic!
Фрагмент комикса «Неблагие времена». Успешно издан на CrowdRepublic!

Процесс создания комикса

Основные этапы, которые помогают довести идею до появления материала, готового для публикации.

Сюжет

На этом этапе основная задача автора понять — насколько формат комикса подходит для истории. Возможно, сюжет будет смотреться выгоднее в качестве текста или стендапа? Если без изображений история выглядит тускло — переходим к пункту 2.

Черновой сценарий

Самая первая схема того, что вы хотите уместить в комиксе. Потом она обрастёт деталями и будет не раз редактироваться. Но сначала важно составить костяк, на который будут наращиваться сцены и персонажи. И откуда будут удаляться куски, которые не продвигают историю. Обычно это: знакомство с героями, завязка, важные моменты сюжета, кульминация и развязка.

Чистовой сценарий

То есть тот, в котором вы уверены на этом этапе работы. Обросший деталями, диалогами, прописанными персонажами и локациями. Важно понять, что останется текстом, а что отразится в визуальной составляющей. Автор комикса «Клава и последняя жизнь» — turbo_errin, например, придумывает своим персонажам запоминающиеся приметы и привычки, которые помогают оживить их перед внутренним взором.

Обратная связь и критика

Чтобы проверить, насколько ваша история хороша, расскажите её знакомым и друзьям. Внимательно слушайте критику, просите конкретики. Относитесь к этому, как к социологическому опросу, исследованию. Для обид можно выделить отдельное время (потом).

Первичная раскадровка

Если рисовать — это не для вас, к этому этапу придётся найти партнёра. Довольно часто художники готовы работать в паре с авторами, воплощая визуал по готовому сценарию. Доверьте работу товарищу и по мере готовности рисовки переходите сразу к пункту 8.

Если с рисованием всё ок, самое время распределить части сценария по блокам, блоки — по панелям, а панели — по кадрам. И не забудьте учесть пузыри для реплик и мыслей, а также места под пояснения.

Отрисовка

Один из самых долгих и муторных этапов. Отсканируйте или сфотографируйте первичную раскадровку и проставьте текст сразу. Это нужно, чтобы сэкономить свои силы и не править потом кучу панелей из-за несостыковок размеров пузырей и собственно реплик. После этого — обведите каждую страницу на компьютере, детализируя каждый кадр. Чаще всего для этого используют программы Paint. NET, Comic Life, CLIP STUDIO и Adobe Photoshop. Не забудьте про отступы и запас под корешок на обложке!

Колоринг (добавление цвета)

Даже если комикс чёрно-белый, понадобится прорисовка теней и закрашивание отдельных частей, фона. Ведь важно, чтобы читателю было приятно и удобно скользить глазами по странице, разглядывать детали. Комикс почти готов!

Вычитка и редактура

Неважно, работаете вы в паре с художником или в одиночку. К этому моменту у вас на руках уже есть первый чистовик, а значит, настало время шлифовки! Запаситесь распечаткой и красной (или зелёной) ручкой и начинайте править. Для этого вам придётся перечитывать и перечитывать, и перечитывать — повторить нужное количество раз — комикс до момента, когда вы будете довольны результатом.

Как вариант — можно попросить о помощи людей, чью обратную связь вы спрашивали в пункте 4. Возможно, их комментарии помогут вам усилить работу и убрать опечатки, которые вы пропустили. Всё-таки после n-ной читки взгляд замыливается.

Издание комикса

Если вы добрались до этого этапа — поздравляем, ваш комикс готов!

Разворот комикса «Второе небо»
Разворот комикса «Второе небо»

Как запустить крауд-кампанию на печать комикса

Согласитесь, самое приятное в творчестве, помимо самого процесса — возможность поделиться результатом с другими людьми. И тут вопрос в том, что для вас важно: показать себя или показать и заработать. В первом случае можно выложить комикс на один из веб-ресурсов, таких как тематические группы в социальных сетях, DeviantArt, «Комиксолет» и другие. Мы поговорим о втором. Так как задача — публикация при малом бюджете, рассмотрим один из самых распространенных среди комиксистов вариант.

Но прежде считаем важным проговорить то, что будет полезно сделать в любом случае:

  • Завести поклонников своего комикса (и таланта). Аудитория, которая готова поддержать вас — важная составляющая успеха. Для этого можно частично показывать в соцсетях процесс отрисовки. Также это хороший способ получить обратную связь и протестировать персонажей.
  • Участвовать в конкурсах. Возможность засветиться и создать/укрепить свою репутацию в сообществе. В качестве вознаграждения работы победителей часто печатают в качестве отдельных изданий или в составе альманахов — плюс публикация в вашу копилку!
Как издать комикс благодаря краудфандингу и не разориться

Во время пандемии многие комиксы ушли на краудфандинговые площадки.

  • Комикс BRZRKR, созданный в соавторстве с чудесным Киану Ривзом, собрал на Kickstarter 1,5 миллиона долларов из запрошенных 50 тысяч. Неплохо, да? Поклонники жанра часто спонсируют крауды, так как это возможность получить лимитированное издание и мерч, который не попадёт в розницу.
  • На печать ограниченного библиотечного издания комикса «Терминатор. Буря. Одним выстрелом» собрали у нас на CrowdRepublic почти в 4 раза больше денег, чем планировали — 385 тысяч рублей.
Как издать комикс благодаря краудфандингу и не разориться

Площадками для сбора средств активно пользуются не только независимые комиксисты, но и издатели. Например, «Книжки с картинками», «МИФ», Alpaca и другие.

Крауд-кампания позволяет:

  • напечатать комикс с учётом запроса читателей;
  • получить обратную связь от целевой аудитории;
  • расширить целевую аудиторию и укрепить доверие к бренду.

Лучше всего в продвижении проекта показывают себя: публикации в тематических и фан-сообществах, сарафанное радио, СМИ.

Ключевые советы по подготовке и старту крауд-кампании

  • За две недели до старта проекта расскажите о нём всем в своём окружении. Всем. Это даст людям время переварить эту новость и спланировать бюджет, если им захочется вас поддержать. Да, это сложно — нужно преодолеть стеснение. Выбор за вами: никого не беспокоить или получить поддержку и напечатать свой комикс.
  • Также заранее устройте опрос в соцсетях, где вы делитесь новостями о комиксе, с вариантами наград. Так вы сможете понять, какие из них наиболее актуальны для вашей аудитории, и какие деньги люди готовы за них платить. Самые популярные награды: особые обложки, подарочные боксы с изданием. Также для мотивации можно использовать бонусы за достижение сверхцелей, которые получат все спонсоры по завершении сбора в дополнение к выбранной награде. Это могут быть плакаты, наклейки, фигурки или дополнительные истории, оформленные в отдельное издание.
  • Когда станет понятно, что вы будете предлагать в качестве наград, просчитайте бюджет так, чтобы не уйти в минус (в идеале заработать) и оправдать доверие участников вашего крауда.
  • Будьте на связи с теми, кто поверил в ваш комикс-проект. Держите их в курсе всего происходящего на проекте — до, во время и после, даже если это задержка при отправке наград или другие форс-мажоры. Попросите кого-то из друзей помочь вам с ответами на вопросы по доставке, если организуете её сами. Или делегируйте площадке.
  • Оформление проекта — очень важная часть. Пользователи крауд-площадок в чём-то похожи на специалистов HR — на просмотр каждой кампании тратятся считанные секунды. Поэтому необходимо, чтобы описание было понятным и цепляющим.
  • Для первого крауда ставьте срок сбора 1-2 месяца, чтобы было больше времени на раскачку и распространение информации о комиксе.
Разворот манги «Последнее путешествие девочек» — на её издание тоже собирали на CrowdRepublic
Разворот манги «Последнее путешествие девочек» — на её издание тоже собирали на CrowdRepublic

CrowdRepublic специализируется на комиксах, настольных играх и книгах. Наша аудитория — фанаты жанра, увлечённые люди, которые ценят хороший сюжет, многогранность мира и персонажей.

Мы стараемся уделить внимание каждому проекту, а с публикацией и шлифовкой кампании помогает менеджер. У нас вы можете оформить централизованную доставку наград участникам со склада — и не придется собирать адреса и договариваться с курьерской службой.

Можно прийти на крауд-площадку без денег, но не пытайтесь начинать без веры в свой проект. Людям интересно быть частью чего-то классного. Многие хотят помогать тем авторам, у которых горят глаза, которые стремятся разделить свой интерес с ними.

22 показа
818818 открытий
5 комментариев

никак

Ответить

Путешествие Девушек стоит читать? Атмосфера норм, или милая херня?

Ответить

Атмосфера норм, но это всё равно «девочки делают милые вещи»

Ответить

А потом конечно главное чтоб его покупали

Ответить

"а с публикацией и шлифовкой кампании помогает менеджер" - а цена менеджера и прочее?) это же тоже надо учесть при формировании бюджета, чтоб не уйти в минус. или есть бесплатные консультации?

Ответить