Дэниел Галуэй «Симулакрон-3» — фантастические выходные #13

Тринадцатый этаж в поддельном мире на проводе.

by JoeyJazz
by JoeyJazz
Daniel Francis Galouye

Дэниел Фрэнсис Галуэй (1920—1976) —американский лётчик-испытатель, журналист и писатель-фантаст.

Первый роман писателя «Слепой мир» (Dark Universe, 1961) был номинирован на премию «Хьюго».

В 2007 году Галуэй стал лауреатом премии имени Кордвайнера Смита (Rediscovery Award), присуждаемой посмертно авторам, «чьё творчество оказалось незаслуженно забытым».

Большим поклонником творчества Галуэя себя называет известный британский эволюционный биолог и популяризатор науки Ричард Докинз.

Сегодня мы поговорим о самом знаменитом произведении автора — романе «Симулакрон-3» (Simulacron-3, 1964). Альтернативное название — «Поддельный мир» (The Counterfeit World).

Известности произведения поспособствовали две экранизации: немецкий двухсерийный «Мир на проводе» (Whelt am Draht, 1973) и американский «Тринадцатый этаж» (The Thirteenth Floor, 1999).

«Всё страньше и страньше...»

Дэниел Галуэй «Симулакрон-3» — фантастические выходные #13

2034 год. Гениальный учёный, разработчик электронных симуляций и технический директор Reactions, Inc. Хэннон Фуллер близок к завершению работы над своим самым совершенным созданием — симулятором социального окружения «Симулакроном-3».

Проект, разработанный под крылом «Предприятий Сискина», могущественного магната, призван решить давно назревшую общественную проблему — растущее влияние Ассоциации сборщиков информации (в другом переводе — Ассоциации социологов; в оригинале — The Association of Reaction Monitors), сотрудники которой обладают правом денно и нощно проводить различные маркетинговые исследования и социологические опросы, помогающие корпорациям и политическим деятелям оценивать, соответственно, спрос на тот или иной товар, или популярность того или иного политического решения.

Симулятор, который планируют населить десятью тысячами так называемых единиц реакции, компьютерных моделей, имитирующих поведение реальных людей, должен полностью снять с общественности бремя постоянных и обязательных соцопросов.

Но чем ближе время запуска «Симулакрона-3», тем больше проблем, трагедий и загадочных обстоятельств это событие окружающих.

Дэниел Галуэй «Симулакрон-3» — фантастические выходные #13

За неделю до вечеринки, устроенной Сискиным в честь запуска симулятора, в результате несчастного случая погибает Фуллер. Ассоциация сборщиков информации бьёт тревогу и проводит постоянные акции протеста — так велико количество её членов и так велика вероятность того, что «Симулакрон-3» поголовно лишит их работы.

В свою очередь, занявший должность Фуллера в Reactions, Inc. Дуглас Холл становится свидетелем того, как прямо у него на глазах исчезает глава службы безопасности компании Мортон Линч, за минуту до этого заявивший, что смерть Фуллера не была случайной.

Холлу предстоит разобраться в таинственных обстоятельствах гибели своего начальника, причинах исчезновения Линча, а также роли Ассоциации и Сискина в происходящих событиях.

Далее присутствуют спойлеры.

<i>«В последний раз, Люк, я — твой отец, и это антикрыло, а не спойлер»</i>
«В последний раз, Люк, я — твой отец, и это антикрыло, а не спойлер»

Cogito ergo sum

Рене Декарт

Читателю, хорошо знакомому с научно-фантастическим жанром, мир, в котором живёт главный герой романа Дуглас Холл, сразу покажется подозрительным. Наделённые особыми полномочиями и правом практически круглосуточного опроса населения представители Ассоциации сборщиков информации, чьи личные номера до боли похожи на числовые обозначения единиц реакции Симулакрона-3, не оставляют возможности не обратить внимание на крайнее сходство этого мира с симулятором Фуллера.

<p> <i>Storm over city by bisbiswas</i></p>

Storm over city by bisbiswas

В сознание же самого Дугласа Холла понимание того, что с его миром что-то не так, приходит через череду необъяснимых явлений и событий.

Во-первых, его донимают в последнее время участившиеся припадки, после которых у него появляются провалы в памяти.

Во-вторых, прямо у него на глазах пропадает Мортон Линч.

В-третьих, и это становится триггером для осознания Холлом своего пограничного состояния, Мортон Линч пропадает из воспоминаний окружающих людей. Мало того, Линч замещается в реальности другим человеком, знакомство и долгую дружбу с которым Холл совершенно не помнит.

Способные пролить свет на происходящие события подсказки, которые перед своей смертью для Холла оставил Фуллер, одна за другой исчезают.

Штатный психоэлектронщик Reactions, Inc. Эвери Коллингсворт, в свою очередь, находит простое и, казалось бы, логичное объяснение состоянию Холла, а именно: долгий контакт с симулятором оказал пагубное влияние на его психику и вызвал состояние симул-паранойи — навязчивой идеи о том, что мир вокруг также является симуляцией.

Дэниел Галуэй «Симулакрон-3» — фантастические выходные #13

Совладать с одолевающим его разум безумием Холлу не помогают ни неожиданно объявившаяся спустя много лет дочь Фуллера Джинкс, тепло относящаяся к Холлу, но что-то явно от него скрывающая, ни скрытые политические игры Сискина, частью которых он становится, ни возобновившееся полицейское расследование гибели Фуллера, в котором Холл становится главным подозреваемым.

<i>Whispers of the spectrum  by darink</i>
Whispers of the spectrum by darink

В конечном итоге Холл находит объяснение происходящему: его мир и правда симуляция, обитатели которой, проявив волю и разработав избавляющий от бремени соцопросов симулятор, обрекли себя, сами того не понимая, на гибель — запрет деятельности сборщиков информации остановит поток данных, являющийся первопричиной существования мира Дугласа Холла.

Видя, что не могут своим традиционным методом — переориентированием памяти различных единиц реакции — остановить переход виртуального общества от соцопросов к услугам симулятора Фуллера, администраторы верхней реальности планируют удалить мир Холла и начать формирование симуляции заново.

Сам Холл является альтер эго разработчика своего мира — настоящего Дугласа Холла (Дугласа Холла-1), со временем пристрастившегося к безнаказанным убийствам и издевательствам над обитателями своего детища — причина припадков и провалов памяти главного героя, управление над которым брал верховный кукловод. Будучи неспособным доступными ему методами остановить крах Ассоциации сборщиков информации Холл-1 готовит симулированный мир Холла-2 к отключению и перезагрузке.

Тщетными оказываются попытки симулированного Холла вразумить своё верховное всемогущее Я — мегаломания Холла-1 прогрессирует, так что судьба обречённого на удаление виртуального мира его больше не волнует.

Тем не менее финал романа оставляет главного героя Дугласа Холла-2 победителем ситуации и с заслуженным счастливым концом. Ему чудом, не без помощи Джинкс, оказавшейся реальной женой Холла-1, удаётся выйти на верхний уровень реальности и, заручившись там поддержкой, привести обитателей своей симулированной родины в будущее отличное от полного уничтожения.

В свою очередь читателю предлагается хорошо задуматься о природе реальности собственного мира и о том насколько глубоко виртуальна личность Дугласа Холла-2, вышедшего на первый (первый ли?) уровень «реальности», но так и оставшегося плодом воображения писателя, чей текст дал ему жизнь в виде электрохимических связей в мозгу читателя, на базе знаний последнего о своём собственной мире, который не факт, что сам является реальным...

От приступа излишнего солипсизма, в случае чего, читателя должно избавить проговариваемое автором классическое декартовское:

Я мыслю, следовательно я существую.

В «Симулакроне-3» (1964) Галуэй «поженил» маркетинговые и социологические исследования со стремительно развивающимися информационными технологиями. В результате в виде компьютерной симуляции в его произведении мы видим предтечу современных маркетинговых алгоритмов, которым сегодня подчинены все рыночные исследования крупных корпораций.

На фоне стремительно разворачивающегося сюжета с «играми разума» и неожиданными поворотами в духе произведений Филипа К. Дика, автор поднимает ряд серьёзных философских вопросов о природе человека и окружающего мира. Галуэй ставит интеллект во главу угла определения разумной формы жизни — «мыслю, следовательно существую».

В «Матрице» (1999) машины использовали людей как батарейки. В «Симулакроне-3» задачей симуляции является мягкое управление обществом, подчинение его интересам крупных промышленных корпораций и правительства, которые используют «Симулакрон» как тестовую площадку для каждого принимаемого решения, влияющего на жизнь граждан.

Единицы реакции симулятора Фуллера не осознают, что являются лакмусовыми бумажками для апробирования различных новых товаров и законов. Те из них, кто узнают правду своего искусственного существования приходят в ужас и быстро сходят с ума.

Автор предлагает читателям задуматься не только о том, что они, возможно, являются частью симуляции, но и наводит на мысль о том, что наша реальность в чём-то настолько примитивна, что с лёгкостью и незаметно для нас может быть заменена виртуальностью.

Конечно, симулятор Фуллера, в своём практическом смысле, выглядит лишь бледной тенью современного информационного паноптикума, в котором алгоритмы имеют практически беспрепятственный доступ к цифровому следу и потребительским решениям миллионов и миллионов людей, пользующихся Интернетом.

Может быть интересно:

P.S. Небольшая задачка для знатоков американского английского (подсказка в комментариях):

Фамилия автора (Galouye) произносится как:
Галуйе
Галуи
Галуй
Галой
Галуей
Галуэй

Далее: И при чём тут Мик Джаггер?

11
2 комментария