«Земля, одержимая демонами» мнение

Ещё одна книга, тематически похожая на те, по которым я уже делился мнением. Но в этот раз она отличается более размеренным и образным изложением. Книга Моники Блэк «Земля, одержимая демонами: Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии» («A Demon-Haunted Land: Witches, Wonder Doctors, and the Ghosts of the Past in Post-WWII Germany») была переведена и издана на русском языке в конце 2021 года издательством «Альпина нон-фикшн». О чем это относительно небольшое произведение (около 350 стр.) и зачем его читать, даже если вы не интересуетесь послевоенной Германией, в отзыве ниже.

«Земля, одержимая демонами» мнение

Не секрет, что во время социально-экономических проблем, появляется определенная категория людей, которая пытается спекулировать на страхах и неуверенности большого числа населения. Я имею в виду магов, целителей, ясновидящих и т.д. Иногда непонятно, делают ли они это сознательно, или движимы внутренним запросом граждан и просто являются неким «инструментом» общества.

Планета Земля будет уничтожена атомной войной или самолетами со смертоносными лучами. Звезды столкнутся, и их части упадут на землю, вызвав цепную реакцию, которая уничтожит мир. Самым ужасным было пророчество о снеге, таком густом и непроницаемом, что погребет под собой все живое.

Моника Блэк в своей книге говорит о феномене иррациональных слухов и страхов послевоенной Германии в период с конца 40х по 50е. Всемирный потоп, нашествия мышей, смещения земной оси, видения Девы Марии, слухи о колдунах и ведьмах – частая тема на страницах газет и в разговорах между людьми. Но более детально автор повествует о главном явлении той эпохи, целителе Бруно Грёнинге. Он ездил по Западной Германии, собирая огромные толпы людей, проводил сеансы коллективных исцелений.

Страждущие покупали воду, в которой он мылся и днями не сходили с места ради возможности его увидеть. Он раздавал шарики из фольги со своими волосами и ногтями, и больные говорили, что они помогают им в борьбе с болезнью.

Уголовная полиция Штутгарта допрашивала Грёнинга в течение двух дней в начале 1955 г., допытываясь: «Если кто-то придет к вам с тяжелым случаем туберкулеза, есть ли шансы на улучшение его состояния?» В своем обычном афористическом и ущербном в отношении синтаксиса стиле целитель ответил: «Я дам этому человеку совет: в случае, если он до тех пор не уделял особого внимания своему телу, сделать это и наверстать упущенное, но теперь уж как следует, и впредь, будучи внимательным к своему телу, не думать о своей болезни». Грёнинг также процитировал Парацельса, врача эпохи Возрождения и эталона натуропатов всех мастей: «Каждая болезнь излечима, но не каждый человек».

Он получал сотни писем в которых авторы делились с ним своими страданиями: болезни, смерть близких, вина, разочарование, страх. Но Моника Блэк аргументирует и утверждает - всё это связано не только с войной, но и с тем что случилось позже. Денацификация.

Описываются причины, по которым денацификация послевоенной Германии вызывала отторжение, недовольство и непонимание населения. Люди видели, что отсутствуют четкие критерии вины. По словам автора, многие жаловались на произвольность сроков интернирования, неравные пайки и чувство, что погрязшие в преступлениях сильнее получали меньшее наказание. Очень часто люди спрашивали себя: «Разве мы не делали то, что нам приказали?», «Разве мы не выполняли свой долг?», «За что нам такое?». Для этого явления есть даже свой термин. Всякий раз, когда люди перечисляют свои добродетели и перестают задаваться вопросом об истоках провала имеет место теодицея - поиск скрытого смысла событий, первопричин, если непосредственные причины кажутся неудовлетворительными.

Назревало противоречие. Люди чувствовали себя виновными, но не могли говорить об этом, не могли признаться себе в этом. Похоже, что оттуда и появились люди, подобные Грёнингу. Немецкое общество выбрало их «для врачевания своих мучений – не только болезней и ран, но и проявлений тревожности и внутреннего надлома, которые было гораздо труднее увидеть».

На мой взгляд, главная ценность книги в том, что она призвана внести свой вклад в межкультурный и межисторический диалог, помогает определить, «что правильно» и «что истинно» в различных контекстах массовых социальных явлений текущей эпохи. Кроме того, она является мощным предостережением. Предостережением, которое как никогда актуально сейчас.

5050
Начать дискуссию