Каким будет роман будущего? Линор Горалик "Имени такого-то"

В ходе беседы со мной писатель Александр Снегирев сказал, что происходит трансформация литературного процесса в сторону небольших рассказов. Глядя на то, что происходит на издательском рынке, становится понятно, что он абсолютно прав: Драгунский, Идиатуллин, Матвеева, Некрасова, да и тот же Снегирев в прошлом году выпустили сборники короткой прозы.

Тогда моя девушка возразила ему: «неужели эра романов подходит тем самым к концу»? И долгое время у меня не было ответа на этот вопрос, пока я не познакомился с творением Линор Горалик «Имени такого-то» - роман в 192 стр. При том, можно вспомнить, что это не вот что-то из ряда вон выходящего. Например, у Владимира Сорокина «Сердца четырех» - 202 стр.

Каким будет роман будущего? Линор Горалик "Имени такого-то"

Но здесь интересно другое: «Имени такого-то» - прямой итог влияния интернета. Именно Сеть позволила, если хотите, сократить роман, который вместо одной недели можно прочесть за один день.

И что произошло? На примере, Линор Горалик хочу показать:

👉1. Фрагментарность текста. «Имени такого-то» дробится на 30 с лишним глав, т.е. автор показывает какие-то эпизоды и каждый фрагмент - самостоятельное высказывание. Горалик отказывается от описания персонажей. Здесь очень-очень важны диалоги. Именно они и придают атмосферности, именно через них формируется полная картина.

👉2. Способность автора напрямую честно коммуницировать с читателем. Кратко о сюжете: октябрь 1941 года. Немецкие войска приближаются к Москве, а работающая в тяжелейших условиях психиатрическая больница имени такого-то ждет приказа об эвакуации. В атмосфере тревожного ожидания чувства героев достигают высочайшего накала, а больничный и военный быт становится все более осязаемым.

Но здесь мы видим человечность персонажей. Без всяких покровом соцреализма. Персонажи действуют каждый сам за себя, ненавидят друг друга, подставляют - миф о все общем единении перед лицом опасности развеивается в следующем диалоге:

⁃ «Кошелечки попрошу», - сказал человек с булыжником

⁃ Мы врачи, - сказал Гольц. - Мы идем в больницу спасать пациентов. Немедленно пропустите нас.

⁃ Мы простые советские граждане, рабоче-крестьянский класс, - весело сказал человек с пистолетом. Завтракать идем. Только нам денежки нужны.

В этом фрагменте вся честность перед читателем. Нет никакого единения. Когда война - каждый сам за себя. Можно сказать, что это своеобразная декларация своей позиции. И в романе каждый персонаж со своей позицией.

👉3. Основа произведения «живой материал». К написанию этой книги автор готовилась много лет, опираясь на историю сложнейшей эвакуации московской больницы им. Алексеева (более известной как «Кащенко»).

Кроме того, у этого произведения нет как такового начала, но и нет и логического окончания. Что случилось с героями? Мы вряд ли узнаем, потому что произведение - это лишь фрагмент жизни автора.

___________________________

Как вы думаете, какой этот роман будущего? Согласны с моим предположением?

Если вам понравились мои размышления, то переходите в мой тг-канал. Там еще больше интересных фактах о книгах и литературом процессе:

Подписывайтесь:)

22 показа
179179 открытий