Как менялся образ Некроманта в массовой культуре

Как менялся образ Некроманта в массовой культуре

Благодаря различным играм и произведениям жанра фэнтези мы привыкли воспринимать Некроманта как Тёмного мага, способного поднять из мёртвых целую армию зомбаков, скелетов, призраков и даже големов, а ежели ему суждено уйти в вечность, то тот неизбежно перерождается в Лича. Но так было далеко не всегда. Образ повелителя мертвых претерпел множество изменений за все годы его существования в массовой культуре. Надобно сказать, что изначально Некромант ничего общего с воскрешением не имел. Но, прежде чем начать говорить про полномочия этого загадочного персонажа, необходимо разобраться с тем, откуда возник термин "некромантия".

Слово "некромантия" происходит от позднелатинского слова necromantia, которое, в свою очередь, было позаимствовано из постклассического греческого языка - νεκρομαντεία ( nekromanteía, соединение древнегреческих слов -νεκρός ( nekrós, «мертвое тело») и μαντεία ( manteía, «гадание»). Термин "некромантия" был впервые задокументирован в трудах Оригена Александрийского в 3 веке нашей эры. Классический греческий термин - ἡνέκυια ( nekyia) был взят из эпизода "Одиссеи" Гомера, в котором главный герой посещает царство Аида. Также имеются три термина - νεκρομαντεία на эллинистическом языке; necromantīa на латыни и necromancy - на английском языке 17-го века.

Ранняя, более древняя некромантия была тесно связана с шаманизмом и даже возникла из этого течения. Это такая религиозная практика с выходом в духовный мир. Классические некроманты обращались к мертвым «смесью пронзительного писка и низкого гудения», что сравнимо с бормотанием шаманов в состоянии глубокого транса и иногда вызывали духов предков. Некромантия была распространена на протяжении всей древности с записями о ее практике в Древнем Египте, Вавилонии, Древней Греции, Риме, Персии и даже в Китае. Также есть версия о широком распространении некромантии как практики гадания среди народов Халдеи (особенно герметистов, или «звездопоклонников» ) и Этрурии.

Вавилонских некромантов называли манзазуу или шаэтемму, а вызываемых ими духов называли этемму. В конфуцианстве Китая некромантия рассматривается как поиск благословения от умерших предков посредством ритуальных проявлений сыновней почтительности. Первое древнейшее описание некромантии в литературной сфере встречается в упомянутой мной выше "Одиссее" Гомера. Под руководством Кирки/Цирцеи, могущественной волшебницы, Одиссей отправляется в подземный мир (катабасис), чтобы получить представление о своем предстоящем путешествии домой. Для этого ему необходимо призвать дух провидца Тиресия, однако он не в силах этого сделать без помощи других.

Как менялся образ Некроманта в массовой культуре

Поэма, написанная гекзаметром, содержит много описательных ссылок на ритуалы некромантии, которые непременно должны совершаться вокруг ямы с огнем в ночные часы, и Одиссей обязан следовать определенному рецепту, который включает в себя кровь жертвенных животных, чтобы приготовить возлияние, которое духи будут пить, пока он читает молитвы как призракам, так и богам подземного мира - Аиду и Персефоне. Подобные практики, варьирующиеся от приземленных до гротескных, обычно ассоциировались с некромантией. Ритуалы могли быть довольно сложными, включая магические круги, жезлы, талисманы и заклинания.

Некромант мог также окружить себя болезненными аспектами смерти, которые часто включали в себя: ношение одежды умершего и употребление в пищу продуктов, которые символизировали безжизненность и разложение - пресный черный хлеб и неперебродивший виноградный сок. Некоторые некроманты даже заходили так далеко, что принимали участие в увечьях и поедании трупов. Эти церемонии могли продолжаться часами, днями или даже неделями, приводя к возможному вызову духов. Часто они исполнялись в местах погребения умерших. Кроме того, некроманты предпочитали вызывать недавно ушедших, исходя из того, что их откровения были произнесены более ясно.

Этот срок обычно ограничивался двенадцатью месяцами после смерти физического тела; по истечении этого периода некроманты вместо этого вызывали призрачный дух умершего. В то время как некоторые культуры считали знания мертвых безграничными, древние греки и римляне считали, что отдельные тени знают только определенные вещи. Кажущаяся ценность их совета могла быть основана на том, что они знали при жизни, или на знаниях, которые они приобрели после смерти.

Как менялся образ Некроманта в массовой культуре

В Библии также есть упоминания о некромантии в поздний эллинистический период. Практикующие подобное называются «колдунами костей» и искренне презираются. Так, в Книге Второзакония есть прямое предостережение израильтянам воздержаться от участия в ханаанской практике вызова духов умерших, а закон Моисея в Левите (20:27) даже предписывает за занятие некромантией исключительную меру наказания - смертную казнь. Ярчайшим примером некромантии в Библии является случай, когда царь Саул приказал Аэндорской Ведьме (насчёт того, являлась ли эта женщина ведьмой - большие сомнения) вызвать дух пророка Самуила из подземного мира Шеола (позже ставшего Преисподней/Адом) с помощью ритуальной ямы для заклинаний. Это описано в 1 Царств 28:3–25.

Как менялся образ Некроманта в массовой культуре

При этом стоит учитывать, что персонаж Саул не был приговорен к смертной казни, но он получил ее от самого Бога Яхве. Этот исход подразумевается в 1 Паралипоменон 10:13: «И умер Саул за преступление свое, которое он сделал против Господа, против слова Господня, которого он не соблюл, а также за то, что спросил совета у того, у кого был душевный дух, чтобы вопрошать это». Римский поэт Лукан в произведении «Фарсалия, или Поэма о гражданской войне» («Bellum civile sive Pharsalia») передаёт, что накануне битвы против Юлия Цезаря при Фарсале (9 августа 49 года до нашей эры) военачальник Секст Помпей Магн подобно библейскому Саулу, также обратился к самой известной ведьме Эрихто, чтобы она сделала пророчество. Оживив свежий труп павшего на поле битвы воина, Эрихто напророчила поражение от Юлия Цезаря, что впоследствии сбылось.

В Средние Века полномочия некромантов несколько расширились. Теперь практика рассматривалась как "анастасис" - концепция воскрешения из мёртвых, которое требовало именно помощи Самого Господа Бога. Некромантия же включала в себя вызывание демонов, принимавших облик духов с намерением причинить вред кому-либо и стала известна под термином "малефициум". Одной из отмеченных общих черт среди практиков некромантии было обычно использование в создании мазей и зелий определенных токсичных и галлюциногенных растений из семейства паслёновых, таких как: чёрный паслен (иное название - "Morel", откуда и произошло имя героини рассказа Эдгара По - Мореллы), белена, дурман, белладонна или мандрагора.

Как менялся образ Некроманта в массовой культуре

Некромантия также рассматривалась и как синтез астральной магии из арабских верований и даже экзорцизма - популярной в те времена духовной практики изгнания демонов из человека, полученной из христианских и еврейских учений. Арабские влияния очевидны в ритуалах, которые включают фазы луны, положение солнца, день и время. Окуривание и акт захоронения изображений также встречаются как в астральной магии, так и в некромантии. Христианские и еврейские влияния проявляются в символах и формулах заклинаний, используемых в ритуалах призыва.

И хотя церковью подобное запрещалось и строго возбранялось, тем не менее, даже среди христиан находились те, кто был не прочь попрактиковаться в некромантии. В некоторых случаях этой практикой баловались и простые ученики или посвященные в более низкие чины. Их связывала вера в манипулирование духовными существами, особенно демонами, и магические практики. Эти практикующие почти всегда были грамотными и хорошо образованными.

Большинство обладало базовыми знаниями экзорцизма и имело доступ к текстам по астрологии и демонологии. Канцелярское образование было неформальным, а университетское образование было редкостью. Большинство из них прошли обучение в рамках ученичества и должны были иметь базовые знания латыни, ритуалов и доктрин. Эта ситуация позволила некоторым честолюбивым священнослужителям даже сочетать христианские обряды с оккультными практиками.

В ритуалах по-прежнему использовали магические круги, но затем к ним добавились ткань и пергамент. Заклинаниями же являлись не пустые слова от балды, а именно - библейские стихи и даже молитвы, что уже выглядело слишком кощунственно. Но существовал и иной текст призыва для некромантов под названием Гептамерон, который объяснял функцию круга следующим образом: «Но поскольку величайшая сила приписывается Кругам; (Ибо они являются определенными крепостями для защиты от злых духов;) ...». Жертвоприношения также уже не ограничивались одними животными - для проведения обряда следовало реальное убийство людей. Средневековые практикующие верили, что с помощью некромантии они могут добиться трех целей: манипулирования волей, иллюзий и знания:

  • Манипуляции с волей воздействуют на разум и волю другого человека, животного или духа. Демоны вызываются, чтобы причинять другим различные несчастья, «сводить их с ума, воспламенять их любовью или ненавистью, добиваться их благосклонности или принуждать их совершать или не совершать какое-либо дело».
  • Иллюзии включают в себя оживление мертвых или создание еды, развлечений или способа передвижения.
  • Знания якобы обнаруживаются, когда демоны предоставляют информацию о различных вещах. Это может включать выявление преступников, поиск предметов или раскрытие будущих событий.
Как менялся образ Некроманта в массовой культуре

В наши дни некромантия более широко используется как термин для описания манипулирования смертью, часто с помощью ритуальной магии или какого-либо другого вида оккультной церемонии. Современные спиритические сеансы, медиумизм (ченнелинг) и спиритуализм граничат с некромантией, когда якобы вызываемых духов просят раскрыть будущие события или секретную информацию. Некромантию также можно представить как ветвь теургической магии с намерением призвать определённое божество.

Позднее некромантия стала отдельным направлением в магии. В настоящее время многие начинающие маги прельщаются некромантией, считая, что она даёт большую силу и возможность предсказывать будущее с очень высокой точностью. Некоторыми магами считается, что при помощи некромантии (во время вызова умершего) можно навести сильные порчи и проклятия на любого человека.

В произведениях жанра фэнтези понятие «некромантия» стало трактоваться в более широком ключе. Данный термин подразумевает взаимодействие с миром мёртвых, использование его энергии, управление миром мёртвых. Соответственно некромант — это тёмный маг или даже жрец, практикующий такого рода действия. Это может быть управление мёртвыми телами (создание нежити), использование для заклинаний негативной энергии (т. н. иссушение, похищение жизни) или разговор с мёртвыми, традиционный вызов духов. Иногда Некромант предстаёт как «мертвец наполовину», нежить (обычно бывший некромант, сохранивший после смерти свой разум и свою силу, называется Личём), но в большинстве упоминаний он — живой человек.

Возродил интерес к некромантии американский писатель-фантаст Говард Филлипс Лавкрафт, затронув в своих произведения полумифическую книгу «Некрономикон», представляющую собой средневековый арабский гримуар. Что касается Лича, то его придумали позже, уже в XX веке. В некоторых ранних произведениях фэнтези, таких как «Империя некромантов» (1932) Кларка Эштона Смита, термин «лич» использовался как общее обозначение для любого трупа, оживлённого или нет, задолго до того, как понятие стало использоваться в фэнтезийных ролевых играх. Современный архетипический образ лича как разновидности оживших мертвецов происходит от одного из первых сводов правил для ролевой игры Dungeons & Dragons (Greyhawk, 1976), написанных Гэри Гайгэксом и Робом Кунцем.

Само слово «лич», используемое как архаичное название безжизненного тела используется, к примеру, в рассказе Амброза Бирса «Смерть Халпина Фрейзера», где встречается во введении. Упомянутый выше Мастер Ужасов Лавкрафт также упоминал лича в рассказе «Тварь на пороге» (1937), в контексте истории о человеке, тело которого после смерти попало во власть колдуна. Такой атрибут, присущий высшим личам, как украшенный драгоценностями череп, взят из раннего рассказа Фрица Лейбера Thieves' House.

Персонажи, напоминающие личей, встречаются в самых разных произведениях фэнтези. Характерными чертами Лича являются процесс мумификации, когда на скелете практически не остается плоти, а внутренние органы помещаются в филактерию (канопы - ритуальные сосуды). Лич лишается чувств боли, радости, усталости, но, в отличие от другой нежити, не испытывает бесконтрольного желания убивать. Личём зачастую представал не только некромант после смерти, но и обычный могущественный колдун, который жаждет остаться таким и после того, как завершит свой земной путь.

Существуют в некоторых сказках и редкие разновидности Личей, такие как демиличи (высшие личи, от тела которых мог остаться лишь череп) или драколичи (погибшие разумные драконы). К Личам вполне можно отнести и нашего Кощея Бессмертного из славянской мифологии, и Лорда Саурона из произведения Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» и даже Лорда Волан де Морта из серии романов Дж. Роулинг про Гарри Поттера.

6060
31 комментарий

К Личам вполне можно отнести и нашего Кощея Бессмертного из славянской мифологии, и Лорда Саурона из произведения Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» и даже Лорда Волан де Морта из серии романов Дж. Роулинг про Гарри Поттера.Волдеморта и Кощея можно, Саурона нельзя. Это абсолютно, совершенно другое на концептуальном уровне.

10
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ты говоришь я демон - так и есть
Со мною не видать тебе удачи

5
Ответить

Навеки моё дело - зло и месть!
Для демона не может быть иначе!

8
Ответить

А как же Перумов...

5
Ответить

Неужели некромант???

5
Ответить