Т. Парацельс и др. "Элементали"

В XVI в. швейцарский алхимик, врач и натурфилософ, называвший себя Парацельсом (1493-1541), разработал теорию, которая должна была связать греческие и римские духи природы и его собственные медицинские, христианские и оккультные убеждения.

Четыре элемента духов природы

Парацельс утверждал, что демоны, которые считалось, вызывают душевные заболевания, - не сверхприродные, а природные существа. Находясь посредине между плотью и духом, они, по его мнению, были способны питаться, разговаривать, спать и размножаться, подобно людям. Однако, подобно духам, они могли изменять свой облик и с огромной скоростью перемещаться сквозь пространство.

Парацельс разделил этих существ (элементалей) на четыре группы в соответствии с четырьмя стихиями (элементами), которые считались фундаментальными структурными единицами природы со времен Аристотеля:

• Элементали воздуха, или сильфы;

• Элементали земли, или гномы;

• Элементали огня, или саламандры;

• Элементали воды, или ундины.

Он полагал, что Бог создал этих существ для того, чтобы они были хранителями четырех стихий – сокровищ мира, которые люди могут уничтожить или расхитить, если оставить их без защиты. Например, гномы живут в подземных пещерах, чтобы охранять драгоценные руды и минералы земли.

Элементали и люди

Хотя элементали похожи обликом на людей, они отличаются от них тем, что не имеют бессмертной души. Умирая, они вновь растворяются в той стихии, из которой были созданы. Элементали отличаются от людей и в том, что каждый их вид сотворен только из одного элемента. Благодаря особенности их природы они действуют на более высокой частоте колебаний, чем люди. Но, поскольку в человеке содержатся все четыре элемента, особо чувствительные люди могут настраиваться на эти колебания и общаться с элементалями. Более того, почти каждый человек может ощутить, как велико умение элементалей концентрировать силы природы – например, во время извержения вулкана, торнадо или землетрясения. Даже во время сильных гроз люди осознают стихийную мощь ветра (воздуха), дождя (воды) и молнии (огня).

Сильфы

Парацельс считал сильфов элементалями воздуха и ветров. Они выглядят как юные, прекрасные, стройные и веселые девы, но ростом немного ниже земных женщин. Их настроение и темперамент переменчивы и непостоянны.

Хотя родная стихия сильфов – воздух, они обитают на вершинах гор. Благодаря своей эфирной природе сильфы имеют самую высокую энергетическую частоту среди элементалей.

Авторы последующих эпох, такие как Мэнли П. Холл (1901 – 1990), дополнили образы сильфов и других элементалей. Поскольку сильфы – воздушные существа, Холл предположил в своей книге «Тайное учение всех веков», что их задача – создавать причудливые формы снежинок и собирать облака. Для этого сильфы нуждаются в помощи ундин, которые обеспечивают их необходимой влагой. Холл высказал также мысль о том, что греческие музы – сильфы, которые собираются в воздухе вокруг художника или поэта, вдохновляя его своим уникальным пониманием красоты и творений природы.

Гномы

Согласно Парацельсу, элементали земли – гномы, обитающие в пещерах и других подземных местах. Это гротескные существа ростом 30 – 45 см. Большинство гномов выглядит как старички с длинной белой бородой и круглым животиком, одеты они обычно в зеленое или красновато-коричневое.

Земля – родная стихия гномов, а потому они с легкостью выбегают из под древесных пней и могут исчезнуть, растворившись в дереве или в земле. Некоторые сообщества гномов живут в огромных подземных дворцах, построенных из алебастра и мрамора, а правит ими король гномов по имени Гоб.

Гномы – хранители сокровищ земли: минералов, металлов и драгоценных камней. Их работа – врезать кристаллы в камни и растить рудные жилы. Об отношении гномов к людям ученые придерживаются разных мнений. Некоторые считают, что гномы дружелюбны и всегда готовы прийти человеку на помощь. Парацельс, однако, предупреждал, что гномы могут быть злыми или проказливыми, до тех пор, пока человек не завоюет их доверие.

Саламандры

Элементалем огня Парацельс считал саламандру. По его описанию, саламандра – существо красного цвета с сухой кожей, похожее на тонкий язык пламени, с сердитым нравом. Плиний старший описывал саламандр как ящериц с чешуйчатой кожей около 30 см длиной.

Согласно средневековым поверьям саламандры необходимы для существования пламени – без них невозможно высечь искру с помощью спички, кремня или огнива. Леонардо да Винчи писал, что саламандры питаются огнем.

Связь между саламандрами огнем имеет очень древнее происхождение. В одном из текстов иудейского Талмуда (ок. 200 – 500) говорится, что саламандра рождается из огня и человек, помазавший свое тело ее кровью, может выйти невредимым из пламени. Возможно, это поверье родилось благодаря тому, что реально существующие в природе ящерицы-саламандры вылезают из дерева, в котором прятались для зимней спячки, когда дерево поджигают.

ГОМУНКУЛ - (терм. Парацельса) - человек, созданный химическим путем. Есть описание нескольких способов создания: Положить в реторту мужского семени и держать при температуре 40 град. сорок дней. Появившееся там существо надо питать человеческой кровью 40 недель при температуре лошадиной внутренности, после чего существо получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи. Далее этого Парацельс не идет из-за боязни вредных последствий некромантии. Он говорит, что оккультисты его времени делали гомункулов из воска, земли и металлов (андроиды); их обладатели были неуязвимы, пользовались богатством и почестями.

Из яйца черной курицы выпустить белок величиною с боб и дополнить мужским семенем, замазать отверстие, приложив кусочек девственного пергамента, слегка смоченный. Положить яйцо в навоз в 1-й день мартовского новолуния, и через 30 дней из него выйдет маленькое чудовище. Его надо спрятать в тайное убежище и кормить семенем нарда (lavandula spica) и земляными червями. Пока оно живо - неизменное счастье будет сопровождать владельца.

Ундины

Согласно Парацельсу, у элементалей воды, прекрасных ундин, облик женщины, хотя иногда они могут являться в виде рыб или змей. У ундин нежная холодная кожа и прекрасные голоса, которые можно различать в шуме водопадов. Подобно духам воды, ундины обитают в лесных омутах, озерах, ручьях и даже водопадах.

Как и русалки, ундины могут принимать полностью человеческий вид, чтобы вступать в браки с земными мужчинами. В некоторых сказаниях они делают это, желая обрести человеческую душу. Однако месть ундины земному возлюбленному, предавшему ее, может быть ужасной. В одной немецкой легенде рассказывается об «ондине», которая обнаруживает рыцаря, поклявшегося быть ей верной «с каждым дыханием, пока он бодрствует», спящим в объятиях другой женщины. В отместку она насылает на него проклятье: если он когда-нибудь заснет, его дыхание будет у него отнято, и он умрет.

Труды Парацельса нашли своё отражение и в литературе. Так, знаменитый роман "Ундина" Фридриха де ла Мотта Фуке, опубликованный в 1811 году, основан на отрывке из книги Парацельса о нимфах, в котором он рассказывает, как ундина может обрести бессмертную душу, выйдя замуж за человека. На русский язык он был переведён Жуковским, который описал события книги гекзаметром в подражание Гомеру, и Ниной Жирмундской. А уж Ганс Христиан Андерсен переработал эту теорию обретения бессмертной души Морской Девой в союзе с человеком через призму религии, вдохновляясь уже произведением Фуке.

Рабочим названием известной сказки было "Дочери воздуха", то есть духи, которые, по изначальному замыслу Андерсена, могут также обрести бессмертные души, совершая добрые дела за триста лет в надежде когда-либо оказаться в Царствии Божием/в Раю. В конце истории один из этих духов объясняет отчаявшейся Русалочке, что они делают столько добра для человечества, сколько могут, чтобы в конце этих лет они могли получить бессмертную душу и "принять участие в счастье человечества". Духи также говорят ей, что именно из-за того, что Русалочка отказалась убить Принца и провела так много времени в страданиях - телесных (из-за того, что в уплату за зелье Ведьма ей отрезала язык и каждый шаг отдавался болью, словно по лезвиям ножа) и душевных (из-за того, что Принц всё-таки не ответил взаимностью на её чувства и женился на более набожной и добродетельной Принцессе), она "поднялась [сама] в духовный мир" и может присоединиться к ним и пройти испытание. Но и то зависело теперь не от любви человека к Русалочке, которой не было вовсе, а от хорошего поведения детей, тогда как плохое прибавляло к сроку ещё кучу лишних дней.

Многие литературоведы, включая и Памелу Трэверс, обвиняли Андерсена в нелогичности и абсурдности финала, ведь Русалочка должна была погибнуть навсегда. Однако, другие критики, включая Серена Баггесена и Джеймса Массенгейла, утверждали, что концовка сюжета сказки является естественной частью структуры истории как религиозного повествования. В 1837 году, вскоре после завершения своей рукописи про Русалочку, Андерсен написал другу:

"Я не позволял, как де ла Мотт Фуке в "Ундине", чтобы обретение русалкой бессмертной души зависело от чужеродного существа, от любви человека. Я уверен, что это неправильно! Это во многом зависит от случая, не так ли? Я не потерплю такого в этом мире. Я позволил моей русалке следовать более естественным, более божественным путем".

77
Начать дискуссию