А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

Мы привыкли к тому, что всё знаем с высоты сегодняшнего дня. Вложенные школой знания о всемирной истории очень часто являются в некотором роде упрощенными, гиперболизированными и клишированными. С одной стороны это хорошо, поскольку такой метод позволяет вложить в головы максимально большого количества детей максимально большой объем информации. А с другой стороны, это создает стереотипное мышление, а также иллюзию всезнания. Казалось бы, что мы не знаем о средневековье? Всё же и так понятно, инквизиция, костры, рыцари, антисанитария и беспробудное невежество. А вот не всё так очевидно и однозначно, а ярким примером этого является инквизиция и трактат "Молот ведьм". С одной стороны, это реальный исторический памятник, который является символом охоты на ведьм. С другой стороны, его текст зачастую видят очень... поверхностно, фрагментарно, упуская много сопутствующих деталей эпохи. Изначальный план предусматривал рассказ об этой книге, но поискав немного информации о сопутствующих темах, понял, что всё не так просто. Давайте разбираться и подробнее посмотрим на мой экземпляр:

Обложка выглядит довольно презентабельно, не стыдно поставить на видном месте полки. А теперь самое интересное - содержание:

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

Как видите, она состоит из трех разделов, поэтому и мы будем смотреть на этот памятник мысли с трех сторон.

А начнем мы не с начала, а с того, когда была учреждена инквизиция, или если официально: Святой отдел расследований еретической греховности. Если кратко и без большого количества дат, то во времена, когда папская власть уже не была незыблемой в Европе. Инквизиция довольно любопытный феномен, который заслуживает внимания, хотя бы потому, что официально она не была расформирована. Однако возникает вполне закономерный вопрос: "Зачем был сформирован этот специальный отдел?" Ответ лежит в событиях, которые происходили в то время, а точнее в неудачах руководства церкви.

Итак, крестовые походы на расширение границ, инициатором которых был Святой престол, закончились не очень хорошо. Страны-участницы потеряли в этих военных компаниях значительные человеческие и материальные ресурс, получив взамен лишь толику сокровищ. Поэтому монархи всё ещё уважали решения и просьбы, которые исходили из Рима, но уже действовали по своему усмотрению. Кроме того, церковь лишилась своей реальной ударной силы - рыцарских орденов. Часть орденов потеряла свою мощь на Священной земле, а часть не пережила "мирного служения". Ярким примером являются судьба тамплиеров во Франции. Подробнее об этом можно посмотреть в этих книгах:

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

Нас интересует вот такой момент: высший эшелон светской власти захотел прибрать к рукам экономические мощности этой организации, поэтому его участников разогнали, осудили за выдуманными обвинениями и разграбили имущество. При этом папская власть не смогла этому противостоять, поскольку монарх указал на свое право крови решать внутренние вопросы по своему усмотрению, тем самым поставив первые линии, которые отделяли светскую и духовную власти. Что из этого следует? Ответ прост. Католическая церковь к этому времени уже была довольно взрослой организацией, поэтому действовала максимально разумно: если не получилось распространить свою власть на внешнем периметре, значит нужно укреплять власть внутри. Сказано - сделано. Для укрепления своей вертикали нужно было что-то делать с конкурентами, которых уже развелось немало. Да, да, вам не показалось, уже к 14 веку начали появляться различные религиозные направления, которые основаны на христианстве, но отклоняются от католических догматов. Причина этого все такая же простая - ошибки. Что тогда, что сейчас даже толика власти, возможностей наглядно демонстрирует пороки человека. Люди видели, что священники не были олицетворением сдержанности и святости, подливало масла в огонь налоговое бремя от церкви.

Простые проповеди на воскресной службе уже не так помогали, поскольку репутация была подмочена (в основном из-за не очень постного способа жизни священников), а претензий у людей уже накопилось достаточно. Нужно была действовать силовым путем, но для этого нужно было состыковаться с местной властью. И вот тут лежит огромный момент, который все упускают из вида. Церковь никого не казнила, поскольку не имела такой власти над подданными суверенных государств. В этом лежит чисто юридический план мироздания, который в это время уже нельзя было игнорировать, ведь светская власть поумнела. Только местная власть имела такое право, поэтому если инквизитор приходил в город, где ему не оказывали содействия - приходилось уходить ни с чем. Ведь, как известно, решение суда, которое нельзя исполнить не стоит и бумаги, на которой оно написано. Именно поэтому вопрос юридического характера был настолько важным, что его вынесли в отдельную часть Молота ведьм. Вот такой крутой поворот получается. Как я уже писал, светская власть уже стала понимать и считать свой интерес, поэтому соглашалась на помощь в несомненно святом деле, но с условием - принять несколько решений, удобных местным лоббистам. Коррупция, договорняки были уже тогда, как не удивительно это осознавать. Больше всех преуспели в этом вопросе испанцы, которым нужно было перераспределить деньги у зажиточных евреев и мавров. Именно денежный вопрос был во главе стола, поэтому 2/3 осужденных не сжигали на кострах, а наказывали штрафом, конфискацией имущества или изгнанием без копейки за душой (конфисковали целые поместья и цеха, которые превращались в огромные деньги для короны и церкви). Многие зажиточные граждане хоть и приговаривались к казни, но избегали эту участь. Причина также кроется в увесистом мешке: родственники платили городской страже и осужденный убегал, а инквизиторам оставалось только сжечь чучело с именем беглеца. Так сказать, теперь этот человек официально мертв, поэтому ему придется скрываться под чужим именем и всё такое. Подробнее эти моменты можно почитать в этой маленькой книжке, к которой мы еще вернемся:

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

С последней третей частью книги мы разобрались, поэтому продолжим. Вторая часть посвящена способам отличить ведьму от нормальной женщины. Как это не удивительно, но к деятельности инквизиции это имеет очень посредственное отношение, поскольку официальная позиция Святого престола была против охоты на ведьм. Им было не до того, ведь ведьмовство не так вредило делам церкви, как набирающая ход реформация. Это звучит немного странно, ведь демонология была предметом научных изысканий теологов на добрые 2 века. Тем не менее, так бывает. Дело в самом названии: Святой отдел РАССЛЕДОВАНИЯ ЕРЕТИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. Другими словами, само название говорит об основном занятии - поиск и уничтожения противников догматов церкви - еретиков. Ведьмы были скорее отступники, которых силы зла переманили на свою сторону дабы вредить людям из тени. Их злобная природа не раз доказывалась в теологических исследованиях по демонологии, но ведьмы не призывали людей в свои ряды. В то же время, каждый местный лидер групп новых верования активно проповедовали свои взгляды простым людям. Понимаете к чему клоню?

В то же время имели место известные процессы против ведьм (хотя их было меньшинство), о которых мы знаем благодаря довольно современной фиксации судебного процесса, который был разработан именно инквизицией. А вот на это месте остановимся подробнее. В те далекие годы представители инквизиции разработали и ввели в обиход подробную (со скидкой на время) систему дознания, судебного процесса, фиксации оного, которые перекочевали в светскую жизнь. Затронем такой неотъемлемый вопрос как пытки. Инквизиторы собрали наиболее популярные способы дознания и распределили их по группам, установили регламент применения в сутки каждого вида пыток и основания для применения определенной группы. Другими словами, чем тяжелее преступление, тем более суровую пытку можно применять сразу, но с ограничением по времени применения.

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

На первый взгляд звучит это страшно и цинично, но давайте вспомним время действия. Государство и власть имущие лица уже многие века применяют пытки для получения нужной им информации, да что там говорить, еще пять веков после деятельности инквизиции такие методы будут применять повсеместно. Тут стоит сказать, что инквизиторы были в некоторой степени ограничены установленными правилами, а также необходимостью фиксации всего процесса. Также как и современный уголовный процесс требует протоколирования следственных действий, инквизиторы записывали все, что они делают: кто ведет дело, против кого, кто помогает, какие есть доказательства, какое признание они добиваются и приговор. Благодаря большому количеству сохраненных протоколов, мы и узнали о деятельности инквизиторов. В свою очередь палачи королей или других заинтересованных лиц вообще ничем не были ограничены, кроме продолжительности жизни "клиента". Из чего можно сделать вывод, что на фоне других "деятелей", инквизиторы не выглядят худшими. Однако вернемся к ведьмам. Чтобы разобраться, кто искал дам на метлах, посмотрим на эту книгу:

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

Возникает закономерный вопрос: "Если инквизиция не принимала активное участие в охоте на ведьм, тогда кто это делал?" Как ни странно, но обычные горожане и селяне. Были стихийные охоты на ведьм, где принимали участие все, кому не лень, но имели место и профессионалы этого дела. Они были самого разного сословия, образования и материального положения, но все мирские люди: кто-то был глубоко уверен в богоугодном деле, а кто-то был авантюристом. Некоторые из охотников писали свои трактаты об особенностях этой деятельности, описывали занимательные случаи, давали комментарии последователям и новичкам.

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

Зачастую, инициаторами разбирательства были простые крестьяне, которые "уличали" кого из своей деревни, общины в богопротивной деятельности. А почему так получалось? Посудите сами, голод, болезни, войны, неурожай накаляли людей, поэтому деструктивному потоку энергии нужно было найти место для разрядки. А заложенный на животном уровне механизм уничтожения того, кто отличается от всех, без труда находил жертву. Светская власть и церковь не принимали активного участия в этом процессе, скорее были наблюдателями. Опять таки, всё дело в деньгах: пускай они засудят свою ведьму и дальше будут платить налоги, десятину в церковь, чем призывать к порядку за какую-то простолюдинку. Инквизиторы проводили следствие при поддержки местной милиции/жандармерии, изобличали ведьму, а народ был доволен собой и результатом.

А не найдется ли у вас минутка поговорить о святой инквизиции?

И тут внимательный читатель задаст вопрос: "Если охота на ведьм не была основной деятельностью инквизиции, то почему "Молот ведьм" имеет официальный статус от церкви?" Это очень правильный вопрос, ответ которому - кликбейт и находчивость. Да, вам не показалось. Дело в том, что оригинальное издание на первой странице имело буллу Папы, однако не с благословением на воплощение в жизнь написанного далее. Наоборот, эта булла как раз и говорила, что ведьмы существуют, но их не нужно преследовать. Но как тогда, так и сейчас, люди пропустили мимо ушей содержание буллы, а удовлетворились тем, что для этой книги такой документ есть - перед вами памятник кликбейта. А привлечение известного теолога в качестве соавтора гарнировало успех - вот она находчивость, которую сложно переоценить. Да, кто-то из охотников прямо руководствовался Молотом, как настольной книгой, но это не означает, что она была единственной в своем роде.

А теперь уже можно немного рассказать о способах отличия ведьмы от ревностной католички. И тут современный читатель будет немного смущен, потому что многие признаки связаны с проявлением... импотенции. Вот казалось, где логика, может автор книги извращенец?! Не спешите с выводами, а учтите, что половая жизнь в то время, существенно отличалась от современных взглядов. К тому же, никто не отменял механизм незнания - если человек чего-то не понимает, он найдет способ пояснить это чем-то понятным. Плохой урожай - происки диавола, война началась - это все ведьмы сбили с толку мудрого правителя, нет детей - это происки соседки Клементины, она точно ведьма. Ход мысли, думаю понятен. Отдельной кастой ведьм по призванию являются травницы, лекари и прочие врачеватели. Любой ученик медицинского университета скажет насколько современная медицина еще далека от идеала, а теперь представьте эффективность лечение ангины или гангрены с помощью трав и молитв. Представили? Тут мы возвращаемся к предыдущей цепочке размышлений: вылечили - точно ведьма, ведь сосед Йохан скопытился на прошлой недели от этой заразы; не вылечила - залечила падла и ведьма, сжечь её. По этой же причине под горячую руку попадают поветухи. Современные технологии и столетия опыта акушерства не гарантируют 100% выживаемости новорожденных, а тогда... вы сами понимаете. Убитая горем мать готова была не то, что свидетельствовать против женщины, а горло перегрызть. И если вам кажется, что это дремучая древность и люди поумнели, то... подумайте еще раз.

В целом, вторая часть про ведьм самая уморительная для современного человека, однако тогда это не была шутка. Хотя, глядя на некоторые общественные заблуждения, предрассудки, задумываешься, а был ли рост человека, или он остался на том же дремучем уровне. С этим тоже разобрались, теперь первая часть, самая толковая (на мой взгляд).

Первая часть Молота ведьм поднимает довольно щепетильный вопрос: как же так, если Бог сотворил мир, наполнил его добром, но терпит существование зла. Этот вопрос ставил палки в колеса христианской догме долгие годы, но теологи были довольно находчивыми людьми, поэтому придумали и обосновали решение этой проблемы. Если не углубляться в теологию, то решение состоит из двух основных постулатов: 1) свободная воля человека и 2) попущение бога. В книге больше уделено внимание второму аспекту, нежели первому. Идея попущения бога вытекает из логической дилеммы всесильного. Напомню в чем идея: если бог всесильный, то может ли он создать камень, который не сможет поднять. Если создаст и не поднимет - он не всесильный, потому что не поднял. Если создаст, но поднимет - всё равно не всесильный, потому что камень не соответствует начальному условию. Авторы книги немного перефразировали эту дилемму: если бог всесильный, то почему он не может сделать мир без зла. Если зло есть, то это не изъян в силе, а попущение, которое не влияет на мировое бытие. Это очень классное решение, граничащее с элегантностью. Помните, как Воланд говорил, что без зла нельзя будет говорить, что есть добро. Авторы Молота ведьм говорят об обратном: добро может существовать само по себе, ему не нужно доказывать или еще как-то себя проявлять на контрасте. А зло, это досадное недоразумение, которое настигает слабых верой людей. Его можно сравнить с открытым огнем, от которого можно пораниться по своей неосмотрительности, но тем не менее огонь остается в быту человека. Тут мы подходим к свободной воле - человек сам волен решать дотронуться к огню или нет.

Вот я и разложил эту книгу по полкам, но остался еще один вопрос: "Если все так, как сейчас было рассказано, то почему инквизиция вошла в историю в совсем другом обличии?" Всё просто - историю пишут победители, а реформация победила. Пока инквизиция старалась тушить очаги восстания, деятели реформации вели слаженную пропаганду против церкви и её представителей. Довольно известный инквизитор Томас Торквемада был мишенью для самых разных словесных нападок, поэтому информация о её деятельности и нравах не совсем достоверная. Казалось бы, массовая пропаганда и насаждение идей будут поставлены на службу намного-намного позже, но нет, первые примеры успешного применения этого оружия вы видите воочию. На это можно поставить точку, надеюсь, что у вас сложилось более обширное, более ясное впечатление о чем, когда и кем написана книга "Молот ведьм".

1818 показов
1.5K1.5K открытий
34 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Подробнее эти моменты можно почитать в этой маленькой книжке, к которой мы еще вернемся:Зачем возвращаться к какой-то маленькой книжке росийского нонейма, если есть признанный трехтомник Генри Ли, где все эти моменты разложены по полочкам?

Ответить

Тоже не понимаю, как говоря об Инквизиции и не упомянуть Генри Ли. Для обывателя это лучшее по этому вопросу. Из пяти представленных книг "Молот ведьм" Крамера на слуху, Чайку видно, три остальные какие-то ноунеймы, кто писал эту Всемирную историю...

Ответить

По причине объема, трехтомник не каждый осилит. Так почему бы не взять для наглядности что-то небольшое и лаконичное? 

Ответить

Пик охоты на ведьм вообще не относится к католичеству и инквизиции, это все Реформация. Помню читал протоколы допроса английской ведьмы, у которой был кот по имени Сатана, который заставлял ее молиться в церкви на латыни. Потом Сатана обозлился, потому что у ведьмы не было денег и она продала пряжу из его лукошка. Послать немного бабла - котоСатана был слишком мелок. :-(

Ответить

Вспомнил книгу, где читал.
"Демонология эпохи Возрождения." Там еще есть великолепный трактат об инкубах Синистрари.
https://vk.com/doc-95211955_440497355

Ответить

Тема интересная. Добавлю в закладки чтобы почитать позже и конечно никогда эти закладки не открою. Но все равно спасибо. 

Ответить