Чудотворные горы. Гао Синцзянь

<i>Soul Mountain. Gao Xingjian. Translated Mabel Lee</i>
Soul Mountain. Gao Xingjian. Translated Mabel Lee

Гао Синцзянь – франко-китайский драматург, прозаик, художник, фильммейкер и исследователь литературы, нобелевский лауреат 2000-го года.

«Чудотворные горы» - роман о паломничестве, пронизанный автобиографическими мотивами, метафизическое путешествие и краеведческий трактат с отсылками к истории Китая. Герою поставили ошибочный диагноз – «рак легких», - и, чтобы отгородиться от «настоящего» общества он решается на путешествие к горе Лишань в провинции Шэньси. Альтер Эго автора, также писатель, собирает истории и песенный фольклор, попутно исследуя территории бассейна реки Янцзы. В пути ему встречаются мужчины и женщины, одухотворенные старцы и даосы, отшельники и дети.

По структуре роман – модернистский, диалоги напоминают Беккетовские, размышления - прустовский поток сознания, а использование второго лица в повествовании - приемы Карлоса Фуэнтеса. Рассказ делится на части по лицам, в зависимости от того, кто выступает в роли рассказчика.

«Я» - повествование – лирические отступления с флэшбеками в детство и другие яркие периоды жизни героя. Воспоминания могут быть счастливыми или проникнутыми болью и страданием. Герой рассказывает о дяде, сестре, жене и детях, и пытается найти себя во взаимоотношениях с ними и миром.

«Ты»- и «Он» - повествование – две грани одного сознания. Реальность смешивается со снами и вымыслом. Сознание героя ведёт диалог иной раз с собой, в другой – со встречными попутчиками. Рассказчик часто повествует нам об истории Китая и делает краеведческие и мифологические отсылки к «Каталогу гор и морей».

«Ты»- и «Она» - повествование – рассказ о взаимоотношениях с женщинами, любви и сексе. Женщина – символ радости, удовольствия, боли и страдания. «Она» может быть реальной попутчицей или собирательным образом женского начала.

Чудотворные горы. Гао Синцзянь

Все повествовательные лица рассказчика грани одного сознания, это могут быть мысли героя или стороннее наблюдение, перемещение от субъекта к объекту и обратно. Но неизменной остается паломническая цель рассказчика – гора Лишань – символ обретения свободы и внутреннего покоя, переосмысление своего «Я» и своего нового состояния. А, если нет согласия с собой, то духовное путешествие – вполне оправданный выбор.

88
2 комментария

Это в рамках разворота на Восток..?

3
Ответить

:)) Не, люблю читать литературу разных стран)

Ответить