"Метла системы" Дэвида Фостера Уоллеса: роман-диплом между серьезностью и постмодернизмом
На обложке - Влад Колосажатель, он же Уголино Значительный

Пока я продолжаю в третий раз читать "Бесконечную шутку" (как раз прочитал эпизод Эсхатона), вот статья о дебютном романе Дэвида Фостера Уоллеса "Метла системы". "Метла" в 3,676 раза короче "Шутки", раз в 10 проще и по-молодецки лихо рассказывает о ключевых для ДФУ темах, которые обретут затем зрелую форму в 1200+страничном левиафане.

7373

У ДФУ на русском вышел сборник его эссе от издательства Гонзо, и там влиятельный труд E Unibus Pluram и эссе из сборника про лобстера, с которого советуют начинать знакомство с этим автором. Мне также советавали начинать с Кратких интервью с подонками.

Что в его романах отпугивает, это непоятное его отношение к литературе, как таковой. Он получал хоть немного удовольствия от творчества или для него вся проза это экспериментальная платформа для пост-модернистких, мета-модернистских методик, социального комментария, раскрытия философских конецптов и т.п.? Пинчон всё-таки воспринимается, как развлечение, как интеллектуальная свобода творчества, а не циничное целенаправленное орерирование языком. Интересно, когда ИИ научится писать пост-модернистские метанарративные романы?

1
Ответить

Ответ на вопрос, получал ли он удовольствие, есть в его же эссе - "Природа веселья". Но у ДФУ специфический подход, удовольствием через страдание я бы это не назвал, скорее через скуку, рутину, цикличность и крепко сжатые зубы, ради каких-то моментов искреннего наслаждения и удовлетворения.

Что до отношения к литературе, то это тоже хорошо раскрыто в его эссе и некоторых интервью. Да и из биографии можно почерпнуть информации, например о том, как он преподавал в Помона-колледже. Мне кажется человек, который не любит литературу и не получает от неё заряд хоть каких-то эмоций помимо пищи для ума, преподавать не стал бы, ибо это превратится в мучение.

И ещё мне нравится как его мета-авторское настроение просачивается в рассказах, порой с ухмылками и выпадами то в сторону образа писателя и его работ, то в сторону читателей. Это хорошо прослеживается в рассказе "Октет".

3
Ответить

Так Уоллес как раз против цинизма в литературе и за искреннее выражение чувств, не занавешенных иронией и прочими постмодернистскими прикрышками.
Получал ли удовольствие, неизвестно, но вот страдал порядочно.

Ответить