Культурные отсылки в Warhammer 40,000: образ науки и технологии

Как современный взгляд на науку и технику создал образ технологии в мире Вархаммера 40000.

В предыдущем выпуске речь шла о примархах-предателях. В этом мы расскажем про науку и технологию в мире Warhammer как отражение современного взгляда человека на техносферу.

К тому моменту, когда человек сформировался как вид, орудия труда сопровождали его эволюцию уже более двух миллионов лет. Совокупность орудий труда и обеспечения жизнедеятельности, а также сопутствующей культуры, стали техносферой. Она сопровождает каждого человека с момента рождения и до самой смерти, а в нынешнюю эпоху техносфера начала влиять на людей и до их рождения. Сеттинг Warhammer 40000, как квази-научная фантастика, не стал исключением.

В нем роль технологии и науки заметно больше, чем в более «просвещенных» сеттингах вроде Звездных войн или "Доктора Кто". Примечательно, что при всех заимствованиях из Дюны, в сороковнике нет даже половины от "бутлерианского джихада" и его последствий. При запрете на разумный искусственный интеллект, в Вархаммере не было полного слома техносферы врагами технологий после восстания Железных людей. Там нет запрета на киборгов, на биологические модификации, на когитаторы. Более того, в недавнем бэке Чернокаменной крепости появляется персонаж-Железный человек, стремящийся разгадать секрет древней технологии крепости.

В Далеком темном будущем есть только две фракции, само существование которых не зависит полностью от технологий, и которым не приходится полагаться на технику для выживания — это тираниды и демоны. Все остальные фракции, в число которых входят и варвары орки, и возвышенные эльдары и прагматичные некроны полностью полагаются на свои инструменты, чтобы выжить в бесконечной войне. Некроны и друкхари вполне вписываются в распространенный в фантастике образ "немагической” или “антимагической” древней могущественной расы".

Даже используя варп-магию, психически активные расы часто создают на ее основе варп-технологии. Не просто творят абстрактные чудеса, а делают силы варпа элементом индустрии. Например, это есть в производстве и эксплуатации пси-титанов Ордо Синистер или демонических машин. Согласно Третьему Закону Кларка, достаточно развитая технология неотличима от магии. Но работает он и в обратную сторону. Достаточно подробно объясненное и достоверно воспроизводимое чудо будет технологией при всем магическом антураже.

Реликвия прошлого
Реликвия прошлого

В некотором смысле эта условность является одним из столпов фантастики 80-х. Еще не умерли последние свидетели «мира будущего» 20-х годов, строившие проекты городов-фабрик на волне индустриализации. Космический триумф 60-х был всего лишь поколение назад, а на востоке тысячами заводов чадит "безбожный коммунизм". Внутри индустриального мира блестит мир постиндустриального будущего. Кризис 70-х и 80-х превращает многие пышущие жаром заводы Англии в поросшие мхом руины. Премьер-министр Маргарет Тэтчер закрывает шахты и заводы, ликвидирует железные дороги. Старые районы Англии, во многом колыбель Индустриального мира, превращаются в дикое поле и трущобы.

Но память о "мире машин и людей-техников" еще остается в бывших индустриальных районах. Тэтчер не убивает старых рабочих, она просто оставляет их без средств к существованию. Рабочие семьи без работы и денег живут случайными заработками или на маленькие пособия. Именно в такое переходное время и начали творить создатели Вархаммера. Их родители еще застали заводы, еще получали образование и работали за станками. А поколению их детей остались лишь память о былом величии и рудиментарные бытовые навыки. Мир индустрии ассоциируется с образом жизни родителей и ностальгией старших поколений. Это и сформировало образ науки и технологии в галактике, поглощенной войной.

Технология абсолютно необходима для выживания. За исключением Имперских Святых или других редких чудес, у людей есть только инструменты, доставшиеся им от далеких предков. И скромный лазган, и массивный Титан сотворены руками людей. Империум человечества даже более техноцентричен, чем его аналоги из других сеттингов. В его основании лежат технологии: Астрономикон и Золотой Трон. Даже его маги-псайкеры увешаны имплантами, которые удерживают их от гибели.

Старый Вархаммер, например, визуальная стилистика Бланша, многое взял из мрачных, но высокотехнологичных реалий киберпанка. Там угадываются черты и эстетики города-улья, и футуристического вооружения из "Бегущего по лезвию" и "Судьи Дредда".

John Blanche
John Blanche

Несмотря на постоянные повторы ключевых фраз про стагнацию и забытое наследие прошлого, нам показывают развитие технических линеек. Изменяется и адаптируется, например, силовая броня. Аудитория сеттинга крайне неоднозначно приняла технологические новшества Коула, в первую очередь примарисов. Но при этом сюжетная линия Коула интересна многим и потому, что показывает привычный нам подход к технике. Коул горд тем, что создаёт и совершенствует вещи. Он сам говорит об этом будущему примарису в рассказе Гая Хейли "В мрачной тьме".

Император предстает в образе не только великого полководца и харизматика, но и как ученый, великий хранитель знаний древности. Более того, он описан как один из немногих, кто продолжает экспериментировать и создавать новое, от болтера до примархов. Очень ярко прописано его взаимодействие с учёными в "Повелителе человечества" Аарона Дембски-Боудена. Там он говорит с техножрецами на одном языке, и прямо в кадре мы видим его за работой.

Примархи наследуют способность своего Отца понимать и управлять технологиями и науками. В некоторых это выражено сильнее, как страсть к ремеслам у Вулкана, Ферруса Мануса и Пертурабо. Другие же любят больше науки как способ познания мира, например Магнус. Но факт остается фактом — среди Примархов нет ни одного примитивиста и луддита. Они не идеализируют дикую жизнь палеолита, не мечтают уничтожить технику. Даже среди тех, кто вырос в диких мирах, нет технофобов. Таким образом, люди в далеком темном будущем неотделимы от своей технологии.

В следующей серии мы расскажем, как сеттинг сформировался в реалиях исторической Британии.

Над материалом работали Анастасия Борисова и Андрей Хочанский. Редактор — Антон «Нерпач» Скнарь. Текст читал Антон Кондаков.

1010 показов
2.8K2.8K открытий
11 репост
11 комментариев

Ересь на уровне урока литературы и "занавесок, символизирующих глубокую депрессию автора".

Вселенная Вархаммера слишком велика и самобытна для того, чтобы ее грести "под одну гребенку". Сейчас хорошо разработаны периоды 30-31к, Война Зверя, Махариус и 40-41к. Темная Эра Технологий и Век Железных Людей описаны крайне слабо. Каждый из периодов принципиально отличается в подходах к науке и научному знанию в пределах каждой из фракций.

Про влияние "свидетели мира будущего из 20-х" говорить в гримдарке?.. Жанр sci-fi появился в 30-е. Ладно еще "отцов фантастики" вспомнить можно из 40-50х, с "Рунным Посохом" Муркока и его множественными вселенными из фэнтези, но совсем-то глупости заворачивать не надо.

К тому же, большая часть лора Вахи прописана не в 80-е (когда предтеча всего Rogue Trader появился только в 1987), а в поздние 90-е, нулевые и десятые - взять что наиболее популярные редакции Кодексов, что серию Ересь Хоруса, что Осаду Терры, что Темный Империум. Тут не "коптящий совок на Востоке" вдохновлял, а гораздо более глубокие вопросы британской жизни. Да, если вы не знаете - практически все более-менее значимые авторы по Вахе британцы. Которым это вот все за проливом без особого интереса.

В общем и целом - возьмите себе что попроще, если не разбираетесь в вопросе. Вот правда.

Ответить

Коротко: с миру по нитке.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо за теплый отзыв)

Ответить

Пишите ещё, интересный взгляд на вселенную

Ответить

Читается как какой нибуть исторический ревизионизм. "Это все неправда что ии запрещен и мы дюну слизали, это западный вымысел, вон у нас даже один робот есть".
Кроме дюны вархамер еще слизал Nemesis the Warlock, в котором деградация сообщества в инквизиторскую империю привела к тому, что старых роботов-строителей переделывают в требушеты а мануалы почитают как святые свитки. Вот тут возможно запечатлен момент зачатия механикуса.

Ответить

Спасибо за наводку.

Сейчас так все документы по космической программе 50-60-х читают ))

Ответить