93-ий в трёх эпохах: рецензия на роман Ханьи Янагихары «До самого рая»
Американская писательница Ханья Янагихара выпустила уже третью свою книгу — «До самого рая». Многие её могут помнить по произведению «Маленькая жизнь», ставшему уже классикой. Сумбурное, эмоциональное, большое — так можно описать её новый роман. Правда ли он хорош сам по себе? Предлагаю в этом покопаться.
Я не читала книгу «Маленькая жизнь», поэтому сравнений никаких не будет. Я в принципе с творчеством Янагихары только и познакомилась, прочитав «До самого рая». Но одно я поняла точно: я бы не стала это дочитывать, если бы меня так не увлекали язык и повествование и сам лор альтернативной вселенной.
Роман в трёх частях
Первый сюжет разворачивается в 1893 году. Дедушка Дэвида Бингема хочет выдать его замуж за овдовевшего Чарлза Гриффита — у того есть неплохое состояние, но он сильно старшего главного героя. Дэвид же влюбляется в Эдварда Бишопа — в бедного учителя музыки в школе. И у них закручивается роман. Несмотря на противостояние дедушки, на тёмное прошлое молодого учителя и подозрение, что он с Дэвидом ради денег, пара всё же покидает Свободную Америку и переезжает в другую страну. Туда, где не разрешены гомосексуальные отношения.
Второй сюжет также крутится вокруг Дэвида Бингема, действия разворачиваются в 1993. Здесь он уже родом из гавайской королевской семьи, но сейчас живёт в Нью-Йорке и скрывает своё прошлое. Они живут вместе с Чарльзом Гриффитом — богатым адвокатом, что является скрытым носителем ВИЧ. Друзья Чарльза постепенно умирают от СПИДа.
Здесь же идёт вторая ветка повествования — воспоминания отца Дэвида. О выживании отца как наследника распавшейся династии, о том, как друг Эдвард провоцировал его на восстановление королевства. Они даже поселились в Липо-Вао-Нахеле с надеждой, что отсюда всё начнётся. Но ничего не начиналось, они ничего не делали и только чахли на бесполезной территории.
Третий сюжет уже в 2093 годах. Здесь Свободная Америка уже похожа на фашистское государство, откуда не выехать и куда не въехать. Чарли Гриффит — героиня, которая некогда пережила болезнь от вируса, а сейчас страдает эмоциональным расстройством после лечения. Через её видение наблюдаем то, что происходит в те годы, а через письма её дедушки — Чарльза Гриффита — знакомимся с тем, как разворачивались события во время бушующих пандемий, как росла главная героиня и почему Чарльз стал жертвой государства.
В чём смысл
Каждая часть наполнена собственный сюжетом в своей эпохе. Казалось бы, они ничем не связаны между собой, но всё не так. В каждом рассказе есть обязательно Дэвид Бингем, Чарльз Гриффит, Эдвард Бишоп, и другие: Иден, Натаниэль, Питер, др. Все они в каждой части исполняют совсем иные роли и выглядят по-другому. Но их имена остаются теми же, как будто души живут в одних телах, потом перерождаются в новые тела и продолжают жить дальше.
И хоть скромный Дэвид из первой части уже не особо похож на Дэвида их третьей, они идут теми же путями, что и всегда, и испытывают те же эмоции по отношению к определённым людям.
Так, например, в первой части Дэвиду не нравился Чарльз, так и в третьей (когда Чарльз был его некровным отцом), он испытывал то же отторжение. У Гриффита же, наборот, сильная привязанность к Дэвиду на протяжении всех трёх частей. И даже невозможно пояснить почему — как и в жизни, нас тянет к одним людям и отталкивает от других.
Здесь я бы смогла провести параллель с фильмом «Облачный атлас», где режиссёр показал то, как каждая душа реинкарнирует и передвигается с одной эпохи в другую. Это некая мозаика, которую хочется собрать в единую картину, но ничего не получается. И как будто Ханья Янагихара так задумывала: до конца не раскрывает ни одну из историй, и нигде не поясняет, что то или иное значило.
Скучно?
Наверное, немного. Положение книги спасает только удивительный слог и изумительная детализированность бытовых вещей. Но многое в описании не имеет смысла, авторка как будто только растягивает повествование, как в романе «Война и мир». Вроде бы мелочи или рассуждения дополняют роман, но на деле никакого толку от них нет. Если вырезать часть, от книги ничего не убудет.
Человек — это худшее наследие, потому что человек непредсказуем по определению.
«До самого рая» нужно смотреть целиком. Кусками она не выглядит так насыщенно, так интересно, как могла бы быть. И до сих пор есть такое ощущение, как будто лежит некий ключ-разгадка, который смог бы открыть смыслы и тайны этой книги. Но, увы, в свободном доступе его не найти. А если найдёшь, какой шанс того, что полка окажется совершенно пустой?
Альтернатива
Интересен взгляд на альтернативную вселенную, когда существует Свободная Америка с разрешёнными однополыми браками, с тем, что белым женщинам здесь можно учиться и даже голосовать, и при этом — ущемление прав темнокожих, которым не выдают гражданство.
Со временем Свободная Америка уже становилась менее похожей на «свободную». К 2093 году однополые браки уже не разрешались ради того, чтобы возобновить нормальную рождаемость в государстве. Есть комендантские часы, есть обыски квартир и определённые правила, которые нарушать нельзя, иначе правительство расценит это как измену государству.
Янагихара писала третью часть, словно вдохновившись произведением Оруэлла «1984». Она пыталась выразить некую антиутопию, но в действительно это и осталось попыткой. На деле же я не смогла прочувствовать ту напряжённую в стране атмосферу, из-за которой люди не могут позволить себе в удовольствии из-за промытых пропагандой мозгов. Люди чувствуют себя там совершенно спокойно: кто-то умудряется ходить в некие дома, где встречаются со своими любимыми, кто-то ходит к продавцам, что торгуют запрещёнкой. И всё это происходит вот, практически перед глазами у государства.
Люди в начинающей антиутопии жаждут информации, они изголодались по ней, они готовы убить за нее. Но с течением времени жажда проходит, и за несколько лет ты забываешь вкус, забываешь восторг от того, что узнал о чем-то раньше всех, поделился с другими, утаил секрет, настоял, чтобы твой собеседник поступил так же. Ты освобождаешься от груза знаний: ты учишься если не доверять государству, то по крайней мере отдаваться на его милость.
Почему только мужчины?
Невозможно не обратить внимание на то, что авторка делает акцент на гомосексуальных мужчинах, а лесбиянок, как и гетеросексуалов обходит стороной. Наверное, так и было задумано, чтобы переиначить историю и показать её с иного ракурса. Но такое ощущение, что буквально всё завязано здесь на мужчинах, словно в них заключён весь смысл жизни. Или всего лишь способ показать их с чувственной и ранимой стороны?
Болезнь
Болезнь как явление, болезнь как душевная рана, болезнь как пандемия становится в романе ключевым моментом. В каждой части есть человек, который чем-то болеет. В третьей — болезнь берёт верх над многими людьми, вирус убивает всё на своём пути, а если оставляет в живых, то эта личность уже не способна полноценно жить.
Я была в восторге от описаний вечера, когда умирающий Питер общался со своими друзьями, зная, что завтра его уже не станет. Эти сцены пробирали до мурашек.
А моменты, когда наследник гавайского королевства хотел возобновить государство, но не мог совладать даже с самим собой? Меня потрясла сцена, когда его сын, Дэвид, принёс домой мясо, наругался на отца, что тот не в состоянии что-то делать, толкнул его. А отец упал. Упал и лежал всё то время, пока сын отсутствовал. Просто потому, что у него не было уже ни физических, ни моральных сил на что-либо. Даже на существование.
Болезнь подкашивает жизнь Чарли, лекарства забирают у неё шанс в будущем рожать детей, оставляет физические следы от лечения и отнимает самое дорогое — возможность нормально любить и чувствовать.
Если в первой части болезнь — это всего лишь фон, то начиная со второй части, это чума, противостоять которой нет возможности.
Красиво
и пресно. Но пленительно несправедливо. Так бы я ещё раз описала «До самого рая». Каждую страницу читаешь с надеждой, что найдёшь золото. Читаешь, читаешь и… его всё нет. Оказывается, копал не в той стороне и не в тот период.
Вдобавок к тому, конец также отрублен, как и другие части. Открытый финал даёт нам возможность представить, что происходит дальше, но к чему всё это и зачем? Всё также неясно.
Произведение понравится тем, кто любит читать о душевных страданиях, любовных стенаниях, о рассуждениях про человеческие взаимоотношения. Но тягомотиной покажется тем, кто жаждет быстрого развития событий, приключений и ярких сцен.