Предсмертная записка: что общего между последними творениями великих писателей

Что же меняется в стиле, подтексте и морали автора, когда на горизонте карьеры виднеется смерть?

Предисловие

За века литература расплодилась на сотни жанров и тысячи сюжетов. Единственным, что возвышается над всеми смыслами и идеологиями, остается признание смертности и неминуемого конца любой истории. Всем известен порядок жизни: писатель заканчивает одну книгу и начинает новую. Но что происходит с текстом, когда автор осознает, что здесь, на этом творении, цепочка завершается? Давайте разбираться.

Предсмертная записка: что общего между последними творениями великих писателей

Толстой и его "Путь"

Граф Лев Николаевич Толстой - это пример вечного самоуничтожения. Сначала молодой писатель исследует войну и ее повседневность в первых своих рассказах 1850-х. Жестокость, сущий реализм и никакой пощады. Да и сам Толстой писал, что в юности считал себя нигилистом. Однако затем уходит в философию и самокопание. Наглядным примером будет "Смерть Ивана Ильича", где главными героями выступают уже не Война или Бытие, а новая проблема - Смерть.

Данная книга наконец открыла мировоззрение автора, которое он скрывал за талантливой, но бездушной прозой. Иван Ильич - обычный судейский чиновник, который начал умирать слишком рано и быстро(по его мнению). Толстой максимально натуралистично описал непринятие и отчаяние человека перед неминуемой гибелью. После "Смерти Ивана Ильича" читатель оставался в состоянии полного опустошения, будто умирал вместе с главным персонажем. Книга показала, как Толстой понимает смерть, но Льву Николаевичу было этого мало - он хотел победить это явление.

В глубине души Иван Ильич знал, что он умирает, но он не только не привык к этому, но просто не понимал, никак не мог понять этого.

"Смерть Ивана Ильича", Книга

В конце 19-го века автор кидается на новый для себя жанр, а именно религиозные трактаты. Граф все сильнее ощущает приближение смерти, тем не менее объяснение этому процессу так и не может найти. Из-за этого Толстой намерен переизобрести христианство в своих текстах "В чём моя вера?" и Царство Божие внутри вас", которые сразу же были запрещены.

Толстой читает Евангелие
Толстой читает Евангелие

В 1910 году, за месяц до смерти, был написан трактат "Путь жизни". Произведение можно описать одним словом - принятие. Абсолютное принятие скорого конца и окончательное принятие своей философии. Заканчивают трактат, неудивительно, главы «Смерть» и "После смерти", а вот сам автор прощается с читателем словами «Жизнь – благо». Видимо, Лев Николаевич таки отыскал разгадку смертности человека, ну или сделал вид, чтобы нам было спокойней.

Этот мир не шутка, не юдоль испытания и перехода в мир лучший, вечный, а этот мир, тот, в котором мы сейчас живем, – это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны нашими усилиями сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем

Лев Толстой, Писатель

Набоков и роман,

Писатель-эмигрант всегда отличался высокомерием и литературной смелостью. Писал о чем хотел, когда хотел, и, собственно, где он этого хотел. Может Набоков не боялся даже смерти и также отыскал свою "разгадку"? Этого, к сожалению, мы узнать не сможем, так как свою последнюю работу "Лаура и ее оригинал" 78-летний автор дописать не успел. "Game Over" настиг Набокова неожиданно, а потому литературоведам пришлось самим "дописывать" тайный смысл этой странной книги.

Пожилой Набоков
Пожилой Набоков

Историю написания романа тоже нельзя назвать ординарной. В своем завещании Владимир Владимирович(он же Набоков) приказал сжечь рукопись, но вдова писателя сжалилась и сохранила сие творение. Сама же, она, передала указание Набокова его сыну, который также не справился с этой ролью. Мужчина даже поведал журналистам, что однажды призрак отца наведался к нему в гости, и дал разрешение на публикацию романа.

Владимир Владимирович со своей женой
Владимир Владимирович со своей женой

Скоро роман опубликовали, но всеми любимая смелость писателя не была обнаружена. Работа представляла из себя жизнеописание девушки Лауры, которая изменяет своему мужу, а в остальном просто существует. В работе не было ни иронии над литературными трудами как в "Даре", ни тебе романтической эпопее, как это было в "Лолите".

Весь труд можно было сравнить лишь с его главной героиней, так как книга была такой же пустышкой. Мне роман тоже не зашел, но пару пасхалок я все же уловил. Например несколько раз упоминался Гумберт Г. Гумберт из той же "Лолиты", а муж Лауры страдает на боль в ногах, как страдал Набоков незадолго до смерти.

Что за диковинная штука — жизнь! Мы норовим восстановить против себя как раз те силы рока, которые мы хотели бы задобрить.

Гумберт Гумберт

Неужели нобелевский лауриат и главный эмигрант литературной сцены решил уйти на покой с таким слабым текстом? А может писатель, в своем стиле, просто написал в своей "предсмертной записке" то, что было интересно лично ему. Несомненно сюжет только набирал обороты и кульминация романа была впереди, но есть ли некий посыл в творении Набокова, мы так и не узнаем.

Эх, лучше бы его сожгли.

Жизнь -безумный всадник. Смерть — обрыв нежданный,немыслимый.

Владимир Набоков, Цитата из повести "Смерть"

Борхес, Данте, Беатриче

Предсмертная записка: что общего между последними творениями великих писателей

Великий аргентинский прозаик прожил долгую жизнь(86 лет). В отличии от Льва Николаевича, Борхес весь свой литературный путь освещал темой смерти и ее неизбежности. Неудивительно, что последним произведением автора стала работа "Девять очерков о Данте". Символизмом так и хлещет: очерков девять, словно кругов ада, Данте - как главный христианский писатель, в общем Борхес действительно ожидал скорую кончину.

Данте и Беатриче
Данте и Беатриче

Саму работу, как и всю библиографию автор завещал своей новой жене Марии Кодамо. Японка вышла замуж за 86-ти летнего писателя за два месяца до его смерти и вдохновила его на публикацию новой работы(а не писал Борхес уже давно). Все очерки были посвящены Беатриче - умершей возлюбленной Данте, которая в "Божественной Комедии" восседает возле Девы Марии. Также и в Кодамо, писатель видел нечто сакральное, и считал, что в любви к ней и было его спасение.

Читаю анализ Борхеса, начинает казаться, что автор уже успел побывать во всех девяти кругах, настолько детально был описан мир Данте. Видимо ради Марии, автор был готов даже на "изучение" ада. Конец своей жизни Борхес встретил слепым, больным, но безусловно счастливым человеком, в жизни которого, даже в 86 лет, присутствовала своя Беатриче

Беатриче для Данте значила все. Данте для Беатриче - видимо, немного, может быть, ничего. Из милосердия и любви мы пытаемся забыть этот горький раздор, для Данте - неизгладимый. Я читаю и перечитываю слова о перипетиях их призрачного свидания и думаю о двух влюбленных, грезившихся Данте в урагане круга второго и оставшихся (пусть он даже не понимал и не признавал этого)

Хорхе Луис Борхес, Девять очерков о Данте

Агата Кристи и детектив длинною в жизнь

Еще одним писателем, которая всю свою деятельность посвятила сугубо одной теме - загадочности смерти - была Агата Кристи. Правда, Кристи использовала смерть в рамках подопытного кролика, постоянно забавляясь с этим явлением. Сам жанр, детектив, ставил для себя цель рационализировать понятие смерти. В начале истории, читателя ожидала ужасная картина убийства, но за ней следовало изящное объяснение происшествия. Английская писательница написала свыше сотни таких объяснений не втягивая туда философию и религию. Но вдруг, в 1977 году, посмертно была опубликована автобиография Агаты Кристи, где читатель наконец познакомился с мировозрением автора.

Агата Кристи в старости
Агата Кристи в старости

Книга была написана в Нимруде, древнем городе в Месопотамии. Сама Кристи, в составе экспедиции, находилась там несколько недель. И пока ее муж занимался поискам реликтов, писательница занималась поисками историй из своей жизни, которые отлично подошли бы для ее последней прозы. Поклонники детективов буквально молили автора издать мемуары: все надеялись, что где-то на страницах этой книги, они смогут познать секреты написания главных творений Кристи.

Почти вся книга посвящена первой половине жизни Агаты, и лишь финальные 70 страниц написаны о старчестве и закате карьеры писательницы(видимо самому автору не очень хотелось вспоминать об этом).

У меня было очень счастливое детство. Милые моему сердцу дом и сад, мудрая и терпеливая Няня, мама и папа, горячо любившие друг друга, сумевшие стать счастливыми супругами и родителями

Агата Кристи, О своем детстве

Увы, но свое творчество Кристи почти не упоминала. Единственное что порадовало фанатов, так это история создания главного спутника ее детективов - Эркюля Пуаро. Однажды, наблюдая за бельгийскими беженцами в её родном городе Торки, писательница и придумала своего бельгийца, ставшего впоследствии знаменитым сыщиком. А первый роман с Пуаро в главной роли, был написан на спор, после размолвки Кристи со своей сестрой на тему таланта молодой писательницы.

Для каждого из нас приходит время, когда смерть кажется заманчивее жизни. Но это проходит — и горе проходит, и грусть.

Эркюль Пуаро, Детектив

В книге также были затронуты темы эмиграции, этичности пожизненного заключения за убийство и конечно же религии(как без нее). Но главная тема моей статьи это "предсмертная записка", и про нее Агата Кристи не позабыла. "Автобиография" была изящно подытожена финальной строкой, что закончила не только данную книгу, но и творчество гениальной романистки.

Не столько назад, через прошлое, сколько вперёд — к началу всего, к той себе, которой ещё предстояло взойти на борт корабля, и этот корабль должен был пронести меня сквозь годы. Я не связывала себя ни временем, ни местом повествования, останавливалась там, где хотела, совершала скачки то вперёд, то назад — по желанию

Агата Кристи

Кафка и беспощадная Смерть

Всем известна ужасная судьба Франца Кафки: детство провел в насилии, молодость в больницах, а старость, увы, испробовать не успел. Из-за туберкулеза гортани, койка стала его главным рабочим местом, где он и создавал свои шедевры. Увы, но его безмерный талант был оценен лишь после смерти.

Предсмертная записка: что общего между последними творениями великих писателей

Все его работы переполнены темой безсмысленности нашего существования. Кафка будто писал уже мертвым. В "Превращении" Кафка разубеждает читателя в доверии к людям(даже самым близким). В "Процессе" показывает мир, как один сплошной бюрократический конвейер. Ну а в повести "Лабиринт" добивает нас мрачным выводом - выхода нет.

Спрашивается, чем для Кафки была смерть? Ответ: смерть была его жизнью. Никаких "записок" искать не приходится, так как каждое произведение было написано австрийцем словно завещание. Собственно, большую часть своих творений он и завещал своему товарищу, который вскоре раскрыл гениальность Кафки публике.

Предсмертная записка: что общего между последними творениями великих писателей

Может австрийский писатель тоже знал больше чем мы, но его "правда" нам бы точно не понравилась.

Я пришел к выводу, что избегаю людей не затем, чтобы спокойно жить, а чтобы спокойно умереть




Франц Кафка, Дневник

Творчество, как спасение

Подводя итоги, хочу отметить, что для описанных мною авторов, творчество стало лекарством, шансом на спасение. Кто-то боролся со смертью философией и религией, как Толстой и Борхес. Другие же, по примеру Кристи и Кафки, превращали тему смерти в отличный материал, из которого затем создавали свои истории. Иные авторы ставили себя выше этого явления, а потом спокойно умирали, оставляя читателя без ответов - это я конечно о Набокове.

Но все таки Смерть была и остается главной спутницей в карьере любого писателя. Стивен Кинг, Анджей Сапковский, Борис Акунин и даже Дарья Донцова - все они тоже оставляют "предсмертные записки" в своих творениях, пытаясь по своему(методы описаны выше) бороться с неизбежным закатом карьеры. Но безусловно, вся надежда лежит только на нас, читателях, которые и должны уловить незаметное "прощай" в книгах любимых авторов.

9898
24 комментария

Материал хорошо начался. Про Толстого и про Кристи тоже, но вот о Борхесе и Кафке написано совсем немного. Да и Набокову можно было уделить чуть больше символов. Не читал его дневников и писем, но вдруг он писал о чем-то личном в своих книгах и это увидел его биограф или кто-то из учеников?

Понимаю, что порой сложно вынести в текст всю глубину мысли — сам страдаю этим и могу, обработав массу материалов, вывести из них самую суть, но не оставив красивые зацепки и намеки для продолжения мысли уже у читателей.

Я думаю, что в эпилоге стоило соединить всех этих людей чуть сильнее. Может быть, сказать, что Кафка мог бы с интересом обсудить идеи Льва Николаевича или Набоков бы поспорил с Борхесом о жизни и смерти.

7
Ответить

Согласен на 100%. Кому-то уделил меньше времени сугубо из-за меньших познаний. В следующей статье будет все более сбалансировано. Спасибо за отзыв

3
Ответить

детство провел в насилииВ каком, пардон, насилии, провёл детство Кафка? Родители у него были авторитарного характера, если память не изменяет, да, но не вводи читателей в заблуждение.

Ответить

Кафка о своем отце(дневник)
«Я не хочу сказать, что это(отец писателя выбросил его на балкон, где Франц и проспал всю ночь) было неправильно, по-видимому, ночного покоя тогда нельзя было достичь другим способом, я хочу только тем самым охарактеризовать твои методы воспитания и их воздействие на меня. Тогда-то я, пожалуй, сразу послушался, но это повредило моей душе»
«Спустя годы я всё ещё страдал от мучительного представления, что огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, может без всякой причины ночью подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, – вот, значит, каким ничтожеством я был для него»

13
Ответить

Хз, но для меня это и есть точное описание домашнего насилия

11
Ответить

что общего между последними творениями великих писателейЧто же меняется в стиле, подтексте и морали автора, когда на горизонте карьеры виднеется смерть?После этих строк ожидал большего, а получил... Или всё выше перечисленное это "незаметное", которое я должен был уловить?

3
Ответить

Окей, учту. Но было бы лучше, если в комменте бы детальней указывали на огрехи. А так, сам не знаю, над чем надо работать... 

2
Ответить