Символизм. Герменевтика. Летов

Символизм. Герменевтика. Летов

Символизм

Человеческая жизнь невозможна в вакууме, одновременно с нами существует множество других людей, неодушевленных предметов, природных явлений, словом, для индивида мир делится надвое: на внутреннюю и внешнюю реальности. Однако, несмотря на такое двоемирие, человек в состоянии взаимодействовать сразу с двумя мирами, причем происходит это мгновенно и неосознанно. Значит, существует «механизм», прокладывающий дорогу между внутренними и внешними категориями. Этот «механизм» принято называть человеческим Я или же главенствующим началом.

Но из-за того, что наше Я находится на стыке реальностей, процесс приобретения информации о внешнем мире немного искажается, и к объективному знанию прилипают кусочки нашего субъективного восприятия, поэтому одни и те же вещи вызывают в людях разный отклик. Дорога, строительством которой так усердно занято наше Я, приобретает индивидуальные черты.

Сырьем для построения этой незримой дороги служат символы, они имеют четкую форму (будь то тело, изображение или слово и т. п.), в то время как их смысловое содержание не имеет никаких ограничений, и в теории количество трактовок стремится к бесконечности, нужно только их найти.

Конечно, такой хитрый процесс не мог не заинтересовать людей искусства, решивших возвести принцип неоднозначности суждения в абсолют, что породило целое направление в искусстве — символизм, затронувший множество художественных школ, но раз уж тут собрались любители литературы, предлагаю сосредоточиться именно на ней.

Герменевтика

Очевидно, что символизм существовал и до того, как стал обособленным направлением искусства, ведь в сущности все вокруг нас — символы, даже самые незначительные на первый взгляд вещи. Поэтому еще древние мыслители (например Платон в диалоге «Кратил») рассуждали о том, как наиболее эффективно работать с более глубинным уровнем реальности. Результатом этих дум стала герменевтика — философия познания, собравшая в себе инструментарий, позволяющий наиболее полно трактовать символы.

Основополагающей идеей литературной герменевтики стал принцип множественности описаний, согласно которому произведение имеет неограниченное количество одинаково верных толкований. Стремясь применить этот принцип на практике, герменевты создали «герменевтический круг» — замкнутую модель, объясняющую взаимообусловленность интерпретации и понимания текста, как бесконечное движение от целого к частному и обратно, в рамках системы произведение-читатель-традиция.

Что из себя представляют произведение и читатель вполне понятно, но вот с традицией все гораздо сложнее. У многих не совсем полное понимание этого термина: зачастую в умах людей традиция есть нечто, полученное нами из прошлого, поэтому она часто приобретает негативную окраску, расцениваясь как пережиток, от которого нужно избавиться. Но если проникнуть в суть понятия, то сразу же на поверхность вылезает истинная сущность традиции: она выступает связующим звеном между человеком и вечным, т. е. традиция существует сразу в трех временах относительно человека: до, во время и после его жизни. Можно сказать, что традиция служит для человека нравственным фундаментом.

Выходит, что в системе произведение-читатель-традиция последняя выступает как бы точкой опоры, от которой человек может оттолкнуться для формирования своей интерпретации текста.

Поэтому основной техникой герменевтики является раскрытие общего смысла с помощью более детального рассмотрения составляющих целого и обратно, т. е. каждая итерация толкования, весь процесс которой запустил толчок традиции, дает читателю более комплексное понимание текста.

Летов

Теперь зная, что такое герменевтический круг и в чем заключается принцип его работы, можно применить теорию на практике, проанализировав настоящее произведение.

Я выбрал песню Игоря Федоровича Летова «Вселенская большая любовь» исключительно из личной «большой любви» к творчеству «Гражданской Обороны». Так же хотелось бы отметить, что моя трактовка может отличаться от вашей, и, как мы выяснили выше, это абсолютно нормально. Поэтому, если вы поняли строки песни иначе, то обязательно напишите об этом в комментариях!

Гражданская Оборона — Вселенская Большая Любовь

Первое, что нужно сделать согласно герменевтическому анализу — отыскать глобальную идею произведения, этот процесс называется предвосхищением смысла. Просто слушаем песню и обращаем внимание на те части текста, понимание которых вызывает трудности.

Впервые прослушав эту песню, у меня сложилось стойкое впечатление, что она о недостижимости «вселенской любви», меня очень привлекли постоянные вопросы, которые Летов задает в тексте:

  • А вдруг всё то, что ищем обретается при вскрытии телесного родного дорогого себя
  • А вдруг всё то, что ищем — далеко за горизонтом на смертельной истребительной дороге всё на север
  • А вдруг всё то, что ищем прямо где-то здесь смеётся например—внутри зеркально-новогоднего фонарика

Лирический герой будто бы никогда не чувствовал «вселенской любви», он знает о ее существовании, но на вопрос где она и что из себя представляет — ответить не может, он в вечном поиске благодати.

Его угнетает окружающая действительность, о чем нам говорят открывающие слова песни: «пустое небо», «листопад», «погоня наугад»:

  • Небо пустого цвета. Нас пожирает листопад
  • Исход из слепого лета и вслед погоня наугад

Очевидно, что не существует цвета пустоты, а листопад не в состоянии никого съесть, но Летов превращает эти явления в символы, переводит их в разряд субъективной реальности. Состояние тоски нередко сопровождается апатией, когда и цвета становятся «пустыми», т. е. лишенными смысла, как и человеческая жизнь без «любви», превращается в «погоню наугад».

Выходит, что первоначальная оценка произведения крайне депрессивна, что меня не устраивает, я не чувствую удовлетворения от нее. Это недовольство найденным смыслом — важнейший мотив герменевта, лишь найдя смысл, который не оставляет за собой чувство незавершенности, можно прекратить итерации герменевтического круга.

Значит, нужно углубиться в детали текста, позволить им в полной мере раскрыть общее содержание. Обращаем внимание на следующие строки:

  • Моя бездонная копилка в пустоте
  • Моя секретная калитка в пустоте

В припеве появляется главный символ песни — таинственная калитка в пустоте, которая почему-то принадлежит лирическому герою. И тут начинается вторая итерация герменевтического круга.

Рассмотрев внимательнее вступление песни мы обнаружили важную деталь: лирический герой, изначально пребывая в пустоте (бездуховной реальности), точно знает, что существует выход из нее — «калитка в пустоте». Но, чтобы найти ее нужно приложить немало усилий, что Летов подчеркивает, называя калитку «секретной».

При этом реальность за пределами пустоты тоже жаждет воссоединения с живой и рефлексирующей душой, о чем говорится в строке:

  • Моя голодная копилка в пустоте

Обнаруживается новый смысл: конечно, герой угнетен бездуховностью окружающего мира, но в нем поддерживает силы иная реальность, скрытая за «калиткой в пустоте». Герой готов «Зашить ледяную рану», но продолжить поиски «Большой вселенской любви», которая точно так же жаждет его прибытия.

Стоит понимать, что герменевтика — не просто свод инструментов для работы с текстами, а целая философия, особый подход к жизни, позволяющий человеку не терять интерес к жизни, постоянно открывать для себя новые истины, не останавливаясь на достигнутом, искать свои личные смыслы, а не копировать чужие.

3636
21 комментарий

После чтения статьи мне становится безумно обидно, что на главной висит какая-то порнография, а не вот такие вот работы. Теперь очень хотелось бы увидеть анализ песни «Долгая, счастливая жизнь». И «Русское поле» впридачу.

8
Ответить

Да, за русское поле двачую. И прыг-скок.

Ответить

Вообще поэзия Летова очень многослойна, и с годами в ней всегда можно обнаружить что нибудь новое. После основательного знакомства с японской литературой, я сильно удивился найдя в «Дурачке» отсылки к Акутагаве. При желании наверняка можно и что-нибудь от Дадзая отыскать…

4
Ответить

При желании можно и сову на глобус натянуть.

2
Ответить

Что за отсылки?

Ответить

Смысл надо искать не в одной строке, а в финальной строфе целиком:

Моя волшебная игрушка в пустоте
Моя волшебная игрушка в пустоте
Моя голодная копилка в пустоте
Моя секретная калитка в пустоте

Я думаю, что лирический герой, не ищет выход из пустоты через калитку, а ищет опору внутри себя — калитка может быть символом не выхода, а входа на территорию дома (выше есть слова: «заглядывать в чужие окна, пытать счастливые дома»), то есть калитка связана с поиском своего места, дома.

Голодная копилка является символом преодоления страданий, полученных в столкновении с тяготами жизни. Вот герой движется по жизни, постепенно ведет любого человека к смерти-северу: «На смертельной истребительной дороге всё на север». Но он слишком пострадал, получил рану на этом пути: «Зашить ледяную рану и впредь давиться леденцом».

Волшебная игрушка может символизировать начало жизни, ещё далекое от смерти и холода. А стремление обрести теплый дом связанно с желанием залечить раны (попытка найти ответы просто через преодоление «телесного, родного, дорогого себя») и найти силы внутри себя на новые поиски этой вселенской большой любви, которая побеждает смерть.

4
Ответить