«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

Рассказываю как писал мистический детектив/городское фентези в современной Москве, замешанный на славянском фольклоре и с большим количеством аллюзий и отсылок.

На днях книга вышла на Литресе и сразу залетела в бестселлеры, аудиоверсию готовит топовый чтец Илья Дементьев, а печатка обсуждается с издательствами. Ну а я расскажу как дошел до жизни такой.

Пролог

Началось все пару лет назад с маленького отрывка текста, который я по приколу одним вечером набросал и выложил в соцсети уже после написания «Пресс-тура». Хотелось написать что-то эдакое мистическое про Москву, про невидимых глазу обычного человека существ. Так что я накидал пару абзацев, подписчики отрывок похвалили, сказали, что похоже на раннего Лукьяненко (я не знал радоваться или плакать), ну а я успешно про это все забыл на несколько месяцев.

Однако потом мысль о том что же писать дальше стала преследовать меня все чаще. Я понял, что написать что-то мистическое про Москву было бы круто, ведь Москву я люблю, знаю, и нагулял по ней тысячи километров и дней. Я хожу на экскурсии москвоведов, хожу на выставки про Москву, читаю про Москву книжки, слежу за московскими новостями, люблю залезать во всякие неизведанные ебеня как в центре, так и на окраинах. Еще я сразу понял, что хочу сделать это не просто остросюжетной историей, а неким гимном Москве со всей ее красотой и уродством, написать и про ее улочки, и жителей.

Начало работы

Ну а какой у нас считается текст хрестоматийный про Москву и москвичей? Правильно, Гиляровский, «Москва и москвичи». Поэтому рабочее название у меня стало «Москва и мертвичи», да под таким книга и вышла в конце концов, я долго пытался придумать что-то лучше, но как по мне оно ложилось идеально. Намекает на мистику, отсылает к великому, в меру провокационно.

Перечитывал этот томик не раз за два года.
Перечитывал этот томик не раз за два года.

Процитирую тут самого себя, запись в блоге. Что я хотел написать про город:

Большинство последних хитовых книг происходят где-то не в столице. Ну вроде как Москва, понятно все с ней, скучно, ну что там, Кремль, высотки сталинские, Большой театр, Василий Блаженный. Москвичи эти, вечно бегут и не любят приезжих. Дорого все, кофе за 400 рублей, совсем охренели. То ли дело Питер или Урал.

А тут целый свой мир. С областью только по официальным данным 22 миллиона человек, а реально все тридцать. Что хочешь – от стоянок вятичей до небоскребов, от масонских храмов до потерянной библиотеки Грозного. От наполеоновского театра до пирамиды Холода.

Но чтоб про все это знать и писать, надо город любить, со всеми плюсами и минусами. Многие же город воспринимают как место работы и перевалочную базу для отъезда заграницу.

Что еще я точно хотел и не хотел?

– Чтоб было жестко и мрачно. Без всякого ромфанта, янг эдалта и прочей порнографии.

– Чтоб не было фамильяров. Все эти ручные говорящие совы, спутники-волки из мемов про волков, лисицы с 666 хвостами – нафиг.

– Без слащавой любовной линии, сильных мышц и волевых подбородков, закусываний губ и легких придушиваний.

– Практически без магии. Я не хотел чтобы у меня персонажи и потусторонние существа походя разбрасывались файерболлами и защищались магической броней +15 к ловкости. Установка на максимальную реалистичность.

– Славянский фольклор чтобы был не самый банальный. Домовые и лешие уже из каждой книги лезут. Кто там у нас еще есть?

– Неожиданные локации. Москва – куда больше, чем Кремль, Арбат, МГУ и метро. А что у нас в Подмосковье? А что если построить часть сюжета вокруг московских строек? А что если нечисть поселить в креативный кластер с хипстерами? А в каких богемных местах могут проводить время кровососы?

Подготовка

Задумка потребовала большой подготовки по теме нечисти. Еще я почитал кое-чего из хитов жанра и изучил новые истории про Москву. А еще ради одной единственной перестрелки посмотрел десять видео оружейных блогеров с ютуба, чтобы все выглядело натуралистично. Выложу обложки некоторых книг, которые я прочел в поисках вдохновения.

Геймана я просто перечитывал как образчик городского фентези, а вот с Джемисин я в тексте немного «поговорил». Так же как и с шорт-листером премии «Ясная поляна» Веркиным, Пелевиным (куда без него), поэтами-авангардистами начала века и другими авторами.

Написание

Где-то по ходу работы над «мертвичами» я написал рассказ-тизер «Сестры». Вплоть до последних недель до издания книги я планировал включить его в послесловие, но в итоге он стал частью текста для дополнительного раскрытия лора.

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

Писалось все это два года, правда, была долгая пауза, а 90% текста были написаны начиная с ноября 2022. Вы все знаете что у нас случилось за последние два года, так или иначе часть этих событий просочилась в текст, но политоты вы в нем не найдете.

Приведу пример работы над романом из своего блога:

Написал главу. Добавил в начало стихи Пастернака. Пересмотрел советы и учебники по написанию детективов. Понял, что главе не хватает ложных улик. Добавил одну, серьёзную. Отправил героиню на пробежку обдумывать улики и размышлять о прошлом - появился новый кусок текста. Добавил ей в плеер строчки группы "Флёр". Подумал, что одной ложной улики мало, надо вторую. Пока писал, вторая ложная зацепка приобрела комедийный оттенок. В голове всплыли несколько диалогов из прошлого — отправил в "котел". Подумал, что лучше пусть эта глава будет не третьей, а первой, так интереснее. Переместил. Понял, что Пастернак не в тему, стер. Написал посвящение в начале книги.

Или вот пример:

Забавно как у нас в голове фиксируются какие-то мелкие события, а потом идут в топку писательства. Я, вот, недавно ехал отмечать Масленицу под Коломну и проезжал речку со смешным названием. В новой книге на речке произойдёт важный эпизод.

Фото с той Масленицы.
Фото с той Масленицы.

Вначале была вообще идея сделать экспериментальный роман, где каждая глава была бы написана в разных жанрах. Например, одна в детективном стиле, другая как dossier style novel (этот прием я активно применял в «Пресс-туре»), третья сатирическая, и так далее. Но потом я от идеи отказался, ради цельного восприятия произведения, оставив некоторые элементы и наработки из первой задумки.

По ходу писательства случилась со мной и забавная история, связанная с санкциями.

Поставщик софта Scrivener, в котором я пишу тексты, третья компания, решила в одностороннем порядке санкционировать жителей «некоторых стран» и тупо отозвать лицензии. Выкатили апдейт, который просто убивает вашу текущую версию программы без всяких уведомлений.

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

В общем, я чуть не потерял парочку глав (текст она сохраняет в специальные файлы .scriv) и не поседел, но путем танцев с бубном смог поставить отдельно другую версию программы и вытащить написанное. А потом и вовсе нанес по англосаксам ответный удар, проявив русскую смекалочку и получив от поддержки новую лицензию.

Еще я параллельно занимался изданием «Пресс-тура» на бумаге и выяснил как у нас законодательство относится к мату и маркировке 18+. Все достаточно смешно, смотрите скрин, можно хоть весь текст материться, главное не использовать производные от нескольких слов.

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

Финальные штришки

Наконец, в августе 2023 у меня на руках был первый черновик. Перед этим, в июле, я в последний момент поменял концовку, с идеей которой ходил полтора года. Новая показалась мне органичнее. На момент публикации, после моих правок, корректора, внесения предложений от первых читателей, файл назывался draft_4 и текст вырос на целый авторский лист (40 000 знаков).

Роман получился двухслойным.

Верхний слой – динамичный мистический детектив в современной Москве. Небанальная нечисть, небанальные локации. Прочитавшие вспоминают Секретные материалы, Дозоры (я думаю, я не уйду от этих сравнений) и иже с ними. Нечисть в книге – не зло, а такие же жители Москвы, как и люди. Cреди них есть как законопослушные горожане, так и жрущие людей преступники. Начинается все с таинственного убийства неизвестного писателя Водолазова в Сандуновских банях в центре Москвы.

Уже перед самым выходом книги случилось забавная история. В Сандунах во время реставрации обнаружили панно с мифическими существами, я шутил, что это тизер-кампания моего романа.

Сандуны после реставрации, фото панно я не нашел.
Сандуны после реставрации, фото панно я не нашел.

Нижний слой – разнообразные аллюзии, отсылки, диалог с другими авторами, гипертекст текущих событий и теорий заговора. Нижний слой верхнему не мешает, но если вы его считываете, думаю, получите больше удовольствия от книги. Есть в тексте и ирония и юмор, они немного уравновешивают жесткую историю.

Еще в тексте много музыки. Я даже попытался немного реабилитировать «Короля и шута», ведь то, как их творчество использовали в недавнем сериале мне совсем не понравилось. А еще, например, вы можете встретить на страницах книги строчки «Кровостока», Lorde, «Комсомольска» и Уоррена Зивона.

Ну и, конечно, в книге очень много Москвы. Один читатель сказал мне что получал удовольствие от чтения книги параллельно с прогулками по описываемым местам в гугл-панорамах. Я попытался передать противоречивый дух города с его богатством и бедностью, сверхсовременными небоскребами и древними белокаменными палатами, кривыми переулочками и широкими шоссе.

Идея обложки была моя. Во-первых, я сам дико устал от дженерик рисованных фентези-обложек со всякими мифическими существами или мальчиком и девочкой. Во-вторых, как прикажете выделять книгу среди сотен других в магазинах? Вот посмотрите что творится по тэгу «сильная героиня», кек (если что, эта не та сильная героиня, что превозмогает патриархат, как ныне модно). Так что помимо цели создать определенный настрой, обложка имела цель четко выделиться среди конкурентов и быть заметной.

Скрин сделан на этапе предзаказа. 
Скрин сделан на этапе предзаказа. 

Мой первый набросок обложки, который уже допиливали с художником:

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

А вот что мне в какой-то момент предлагал художник (это драфт, частично 3д-модель, частично нейросетка):

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

Немного о готовящейся аудиокниге. Илья Дементьев – диктор с 20-летним стажем и «Голос года» премии Электронная буква 2022. Илья озвучивал кучу известных авторов, например: Перумова, Панова, Идиатуллина, Богданову, Устинову, Свечина, Кабира. Короче, за аудиоверсию я спокоен, выход ее по плану в январе 2024 года.

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

Ну а что дальше у меня? Уже в четверг я еду на кинопитчинг, буду представлять всем крупным студиям страны заявку на сериал по «Пресс-туру». Есть идея коллаба с другими авторами мистического жанра. Конечно, буду подаваться на всякие премии. Ну и, наверное, надо начинать думать о чем будет третья книга.

Спасибо что прочли!

Ну и немного спойлеров напоследок. Для тех, кто уже прочитал.

Галерея о том, как шла работа над сюжетом и сколько я его переигрывал. Это далеко не все записки, но тут можно посмотреть как менялась структура, прочесть про некоторые нереализованные идеи и не вошедшие в финальный текст задумки. Для финальной главы я нарисовал схему дома, где происходит действие, чтобы натуральнее описать сцену перестрелки.

Спойлеры!!!

А мой любимый момент работы над книгой – когда корректор приняла моего вымышленного поэта-авангардиста и его стих за настоящие и писала мне, что не может их нагуглить. Это было настоящим признанием работы, значит я удачно вписал его в плеяду реально существующих поэтов начала века типа Бурлюка, Хлебникова и Крученых.

«Москва и мертвичи». Написал городское фентези, хотя не собирался писать городское фентези

Теперь точно все!

169
73 комментария
48
Ответить

«Опишите Россию одним фото»

10
Ответить

Поздравляю с окончанием работы! Успех первой книги давил на тебя во время работы над второй?)

10
Ответить

Спасибо! Очень давил, первая книжка задала планку и я хотел сделать лучше в плане языка, сюжета, раскрытия персонажей.

7
Ответить

ООООО, ты ж чел, который "Пресс-тур" написал. Тупа крут, больших тебе деняково-творческих успехов

9
Ответить

это я, да, спасибо!

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить