Начнем с плохого. Прочитав 2/3 всей трилогии, я все еще не понимаю, зачем нужна часть ПОВов. Часть из тех, на кого я катил бочку раньше, получила развитие... Нет, не так: один персонаж получил развитие, а один уже был хорошим, просто его линия продолжается. Итого, имеем два хороших ПОВа: принц Союза Орсо и дочка Догмэна – Рикки. Последняя – с оговоркой на то, что ей выдали пропуск на мэрисью. Остальные персонажи – они просто есть, они обычные, они незаурядные. В первой трилогии персонажи могли на первый взгляд показаться клишированными, но все они получали некий нехарактерный твист, а то и несколько, по мере развития событий. Так, например, Логен, показанный стремящимся к искуплению и благородству, начинает сечь в капусту детишек и друзей, а Джезаль вроде как превращается в благородного и умудренного, но тут же срывается еще ниже своего изначального уровня после пары льстивых предложений. Байяз – маг, теряющий силу и не способный даже на пару заклинаний подряд, к концу концу расставляет все по местам в вопросе о том, почему в фентези великие маги не правят миром. А чего только стоил Никомо Коска! Простые же ребята, вроде того же Догмэна, подчеркивали неординарность остальных вокруг. Можно сказать, что в спин-оффах тоже были ординарные персонажи, но спин-оффы короткие, а обилием персонажей они просто наполняли сцену действием и разными взглядами на происходящее. В новой трилогии кто-то хитрожопый, кто-то тупой, но в целом в них нет искры. Они взаимозаменяемые и в целом заменяемые любой болванкой. Иногда глава следующего персонажа – это глава того, с кем вместе действует и находится рядом предыдущий. А некоторые герои вторую книгу подряд повторяют свое ворчание по поводу прошлого. Да, так делали и Глокта с Логеном, но они делали не только так. У новых персонажей архетипы даже не киношные, а видеоигровые.
Всегда плюсую Аберкромби, ничего не могу с собой поделать. Да, мне тоже показалось, что если большинство предыдущих книг были на пять баллов (кроме Red Country, получается, что она была не исключением, а тревожным звоночком), то обе книжки новой трилогии на четверку. Меня даже не то, что молодняк какой-то блеклый вышел больше всего раздражало, часть молодняка нормальная. Но вот эта Санта-Барбара, когда вот вам и Дочь Джезала/Глокты, вот вам сын Фенри, вот вам дочь Догмана, а так же вот помните в оригинальной трилогии был такой персонаж? А вот он еще не умер! А вот помните этого? А вот вам еще wink-wink nudge-nudge! Все это создает не столько ощущение прошедшего времени, как наверное Джо хотел, сколько вот реально дух такого мексиканско-бразильского мыла. Плюс самоцитирование никогда никого особо не красило.
Повестка в книге несомненно есть, я еще очень удивилась, что Аберкромби не добавил трансгендеров и небинарных, кхе, персон, а только мигрантов и гомосексуалистов. Читать противопоставление Орсо и Лео в свете отношение к педерастии и Джаппо было одновременно кринжевато и смешно. Вот беженцы у него получились достаточно органичные, но опять же – если в первых пяти книгах у нас была какая-то отдельная группа людей, те же гуркхи, то они обычно показывались с точки зрения серой морали. А вот тут получилось, что все мелкие POV за беженцев люди с трудной судьбой, и один ученый-атеист, другая - маленькая девочка, потерявшая отца, и т.д. Вот это уже повесткой, конечно, прямо таки разило.
Во вторую очередь беда с глобальным сюжетом. В первой трилогии Байяз задал эфемерную конечную цель – вернуть артефакт и сразиться со своим врагом. Все остальные персонажи и события так или иначе, но вращаются вокруг этого. Этот глобальный сюжет не перетягивает одеяло на себя, он просто придает происходящему больше смысла и логики. В спин-оффах есть сеттинг и сразу же тоже задается конечная цель, пусть и не такая значимая, но зато очевидная и твердо сидящая в сознании читателя.
Как мне кажется, отсутствие сюжетного твиста и макгафинов, за которыми бы охотились люди не так страшно, и даже то, что цель более аморфная, чем в "Героях" и "Мести..." тоже было бы не страшно. Сама по себе индустриализация и французская революция интересные штуки, т.к. в рамках сюжетов появлялись разве что в стимапанке, да и то, в классической "Машине различий" уже была более поздняя индустриализация, ну и куча подражателей застревали именно в викториане. Но вот тут две беды – тема революции затрагивается в первом романе, а потом быстро сходит на нет, что бы, видимо, возникнуть в третьей книге (Судья, кстати, получилась хорошая, хотя и на грани карикатуры), а про индустриализацию кроме того, что она делает бедняков беднее, а богачей - богаче Аберкромби ничего сказать и не смог, а ведь это та еще банальщина.
Но тем не менее, даже книга на четверку от Аберкромби, даже с повесточкой и размазанным повествованием все же лучше, чем большинство фэнтези, не говоря уже о, прости Господи, гримдарках (никак не привыкну, что термин в народ пошел и не о Вархаммере).
Согласен в целом. Мне кажется, в свете финала второй книги, третья закончится реформой страны. Судья вообще была бы куда лучшим повом со своей линией подполья и общения с Вивером. Отлично бы подошла вместо абсолютно лишнего Брода или почти такой же ненужной Вик. Дети старых персонажей получили гораздо больше осмысленности, но несут клеймо сериала. И, конечно, не включить потомков Логена - это грустно.
Кринжовее сцен с повесткой в этой части были только приключения свингеров в прошлой. Ну и "они все умные люди, бывшие учёные и врачи" - это прям какая-то пост-ирония, ей богу.
За статью спасибо, но непросто обсуждать непрочитанную книгу.
Я стал замечать, что СЖВ-повестка стала очень круто набирать силу в Британии, причем даже у таких писателей, которые могли бы диктовать свое мнение издательствам. Выглядит так, будто это происходит добровольно. Хорошо это или плохо - решать каждому самому.
У автора есть свое мнение, и оно отражается на его книгах, это норма.
Так а за что тогда хвалить?! Ну, в целом... Это все еще лучшее фентези за последние годы, ведь жанр в упадке. Во всяком случае лучшее из того, что я нашел (если вы видели что-то классное, то делитесь непременно).
Бэккер лучше с точки зрения сюжетной и философской глубины, Сандерсон увлекательнее - что как бы немаловажно для жанровой литературы. А вообще в традиционном европейском фентези больше нечего ловить по сути, все что могли уже написали, потенциально интересны могут быть не-европейские вещи, или гибриды фентези с сайфаем.
Роберт Вегнер к примеру. Лучшее, что я читал в жанре за последние года три наверное. Особенно на контрасте с Аберкромби, где вокруг одни мудаки, кругом говно и безнадега.
Сандерсон
Это тот, что с Колесом? Боже, как у нас с другом горело от него, даже в юном возрасте. Не, такое - совершенно не мое. А вот Беккера надо попробовать. Я начинал, но ради чего-то другого бросил однажды.
У автора есть свое мнение
Потому и пишу, что каждый сам решает, хорошо это или плохо. Просто подметил, что раньше было без этого всего.
потенциально интересны могут быть не-европейские вещи, или гибриды фентези с сайфаем. Например?
Это не сарказм, просто интересно, что можно почитать.
Комментарий недоступен