Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Книга и фильм | Почему стоит прочитать?

Помню как впервые увидел по телеку трейлер фильма «Я – Легенда»… Мне тогда было лет 10, и в то время я дико фанател по сюжетам, в которых герой в одиночку или в компании пары товарищей выживал или по крайней мере пытался выжить в мире, разрушенном какой-нибудь глобальной катастрофой. И я ощущал острую нехватку подобных сюжетов, ведь они были далеко не частым явлением. Сейчас мне вспоминаются только «28 дней спустя», «Дорога», «Книга Илая», позднее ещё вышел Crysis 2 очень сильно напомнивший мне «легенду»… но это пожалуй и всё.

В общем в те времена такое было редкостью, и от того мой интерес к подобному был ещё более высоким. Но в кино я тогда не сходил, зато через год одноклассник Артём подогнал мне этот фильм на DVD… вместе с «Зелёным Шершнем»… но в отличие от последнего «легенду» я пересматривал множество раз. И, что странно, когда я вновь решил глянуть фильм спустя 7 лет, подобных чувств он у меня уже не вызывал от слова совсем, и мне хотелось забросить его ещё на середине.

А когда я недавно прочитал одноимённый роман Ричарда Мэтесона, по которому и был снят фильм, так я вовсе захотел забыть творение Фрэнсиса Лоуренса, настолько эти киноделы переврали и испоганили оригинальную историю. В этом посте я хочу рассказать вам о бессмертной классике, вышедшей из-под пера Ричарда Мэтесона.

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Идея написать роман «Я – Легенда» возникла у Мэтесона после просмотра фильма «Дракула», того, что с Бэлой Лугоши (кстати, ценителям классики рекомендую к просмотру). Образ древнего вампира настолько впечатлил писателя, что он решил наводнить подобными Владиславу Цепешу ребятами весь мир, оставив в живых лишь одного человека. Ну и как говорил один мой препод: «Сказано – сделано!».

Действие книги разворачивается в недалёком, для самого автора, будущем, в 70-х гг. XX столетия. Где-то в этот период случается крупный военный конфликт, во время которого страны подвергаются бомбёжкам. Ну, казалось бы, обычное дело! Однако после этих бомбёжек в Лос-Анджелесе, где проживает главный герой, начинает распространяться какая-то неведомая зараза. Масштабы эпидемии не известны, автор оставляет это «за кадром», но оно и не так важно. Люди каким-то образом заражались, долго и мучительно умирали, а затем их тела сжигали, потому как если трупы не предавать огню – они «возвращались». Возвращались в родные дома и нападали на тех, кто любил их при жизни.

Главный герой романа Роберт Нэвилл стал свидетелем того, как «вернулась» его жена. Долгое время он боролся за её жизнь и делал всё, чтобы помочь ей исцелиться, но всё было напрасно. В конце концов она умерла, и это стало ударом для Роберта. Он знал, что нужно сделать с телом, это было необходимо, но он не мог поступить так с ней. Поэтому вместо того, чтобы отвезти её тело на сожжение, как тому велел закон, Роберт похоронил её традиционным способом. Как итог через какое-то время она пришла обратно в их дом и попыталась убить Роберта. И тогда он переживает новое и самое тяжёлое из потрясений: теперь Нэвилл уже раз и на всегда сам убивает свою жену и остаётся один.

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Весь город вымирает окончательно. Вернее, его жители превращаются в классических вампиров, которые пьют кровь, боятся чеснока, религиозных символов, осиновых кольев и солнечного света. Хотя в этом плане Ричард Мэтесон наделяет своих вампиров не всей традиционной атрибутикой. В романе «Я – Легенда», они не избегают зеркал и отражаются в них точно также, как и когда-то живые люди, и, разумеется, автор не стал награждать их способностью превращения во всевозможных животных, иначе эта трагедия превратилась бы в фарс.

В общем, так рождается новый мир – мир, в котором живут вампиры, а человечество находится на грани вымирания, а быть может и уже вымерло, а Роберт Нэвилл – это последний представитель homo sapiens на планете Земля, реликт, пережиток прошлого.

На протяжении трёх лет после начала «конца» Роберт пытается выжить в полном одиночестве, что даётся ему с огромным трудом. Если у героев упомянутых фильмов «Дорога», «28 дней спустя» и «Книга Илая» ещё была какая-то надежда, какая-то цель, у них были рядом живые люди, которые не давали им окончательно опустить руки и являлись стимулом к жизни, то вот Роберт Нэвилл абсолютно один. Один на всей планете. Кругом лишь природа и спящие в тени вампиры, по ночам выбирающиеся на охоту.

Эти существа не те безмозглые зомби, каковыми они были показаны в фильме 2007-го года, в них сохранилась часть рассудка. И каждую ночь они приходили к дому Нэвилла и пытались своими провокациями заставить его выйти из убежища. Это был старый друг Роберта – Бэн Кортман, которого герой не хотел убивать, и это были умершие и восставшие из мёртвых женщины-вампиры. Они стонали и извивались своими телами, зная, что Роберт наблюдает за ними, зная, что он одинок и его плоть жаждет физической близости…

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Всё это усугубляло состояние героя, который и так пытался найти смысл к своему дальнейшему существованию. В результате он каждый вечер упивается алкоголем, лишь бы забыть о прошлом, что терзает его разум, и забыть о том соблазне, что ожидает его за дверью убежища. И каждый раз он едва не решается на то, чтобы выйти наружу…

Переживая таким образом каждую ночь, как только наставал день, Роберт собирался, брал с собой оружие и методично начинал зачищать город, дом за домом, разыскивая припасы и убивая спящих вампиров. Но некоторых он забирал с собой, чтобы ставить на них опыты: сначала исследуя вампиров на наличие слабых мест, а затем он пытается разобраться, что именно превратило людей в этих созданий. Сам он избежал подобной участи, потому как во время службы в Панаме его укусила заражённая тем же вирусом летучая мышь, но так как в ней он был ослаблен, вирус не убил Нэвилла, но сделал его невосприимчивым к бактерии, которую сам Роберт назвал Vampiris.

Автор не сообщает, чем Роберт занимался до всего случившегося, но после прочитанного я сделал вывод, что главный герой книги был простым работягой без особых познаний в интеллектуальной сфере. И всё же в какой-то момент он ставит себе задачу выяснить, что именно представляет собой вампирская зараза, и как можно исцелить от неё мир. Он начинает читать книги, изучать биологию, бактерии, болезни, в общем повышает свою эрудицию и находит новый смысл для того, чтобы продолжать жить.

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Книга буквально состоит из таких вот эпизодов, когда герой то просто плывёт по течению, то скатывается в пьянство и почти решается самоубиться об вампиров, то вдруг ему приходит в голову идея и он начинает что-то делать, воспаряет духом, начинается такая позитивная линия, а потом резкий провал и снова он оказывается на дне без смысла и желания жить. То это надежда на разработку лекарства, то встреча с собакой, которую он пытается выходить, а затем и вовсе встреча с живым человеком, но рассказывать обо всём этом, я, конечно же, вам не стану.

У романа «Я – Легенда» невероятная атмосфера, поглощающая тебя, быть может не с самых первых страниц, тут уж я лукавить не стану, но делающая это постепенно, так что под конец ты будто выныриваешь из пучины этого тёмного мира. Автор великолепно передаёт состояние главного героя, со всеми его терзаниями, страхами и переживаниями, его метаниями, попытками сделать как лучше и резкие скачки в сторону саморазрушения. Это очень сильно привязывает тебя к Роберту Нэвиллу, местами ты ему сочувствуешь всей душой, местами начинаешь ненавидеть, но ты не перестаёшь с интересом следить за его судьбой и с нетерпением ожидаешь финала.

А финал у этой книги очень сильный. Я хочу, чтобы вы сами её прочитали и обо всём узнали лично, а не со слов какого-то Васи с интернета. Но скажу вам вот что: всё что я поведал вам о вампирах, о постапокалипсисе версии Ричарда Мэтесона может показаться вам тривиальной обыденностью, но, уверяю вас, в конце вас ждёт такой поворот, что Шьямалан позавидует.

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Это касается и того, каким на самом деле стал мир, касается природы вампиров и природы самого человека, а вместе с ним и чудовища. Особенно меня зацепило то с какой горькой иронией автор обыграл само название книги «Я – Легенда»… я вспоминаю это произведение, и меня тут же накрывает волна впечатлений, которые я получил от книги, и презрение к фильму, который не передаёт и половины всего того спектра эмоций, настроений и мыслей, что Ричард Мэтесон заложил в свой роман.

Давайте скажу и пару слов о самом фильме. «Я – Легенда» Фрэнсиса Лоуренса – это совсем другая «легенда», которая критически отличается от романа Мэтесона. И дело даже не в месте действия – в книге был Лос-Анджелес, в фильме - Нью-Йорк, и не в природе возникновения вируса – в фильме это объясняется реакцией людей на генномодифицированное лекарство от рака. Дело тут в самой концепции и в том, каким показан главный герой.

Роберт Нэвилл из обычного человека, как было в книге, превратился в военного медслужбы армии США, который после катастрофы продолжает проводить свои профессиональные исследования, пытаясь создать вакцину. И между прочим ему это в конце концов удаётся, что напрямую идёт вразрез с финалом романа. Пресловутый голливудский хэппи-эндинг.

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

В фильме Роберт так же потерял жену и дочь, однако при совершенно иных обстоятельствах. Они погибают во время эвакуации, когда в их вертолёт врезается соседний, выведенный из строя заражёнными. Герой также три года выживает в пустом городе, в котором не осталось никого кроме него. Но при этом не потерять себя и остаться человеком ему помогает общество собаки, которую дочь оставила ему перед тем, как сесть в злосчастный вертолёт.

Да, в романе Мэтесона тоже была собака и это был один из самых тяжёлых эпизодов книги, почему - рассказывать не стану, роли у этих двух псинок схожие, но судьба совершенно разная. Пожалуй, в фильме смерть Саманты была единственным и самым эмоциональным моментом, за который хочется и любить это кино и ненавидеть одновременно.

В общем то, каким предстал перед глазами зрителя Роберт Нэвилл, не даёт в полной мере привязаться к нему, не даёт сопереживать и не вызывает столько противоречивых чувств, какие вызывал Роберт книжный. Его лишили всех слабостей, желаний, пороков, он перестал быть простым человеком, за которого хочется волноваться, Роберта превратили почти что в военную машину, которую даже три года одиночества, ну, пусть и не полного, не смогли сломить.

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Разумеется, свой след в нём эти три года оставили: он разговаривает с манекенами, пытается таким образом представлять в своём воображении обычную жизнь до катастрофы, чтобы умерить свою нужду в обществе. Но это всё равно не передаёт всех тех мук и терзаний, бушевавших в книжном Роберте Нэвилле.

Наконец, вампиры. В фильме она стали безмозглыми зомби, но тут мне хочется сказать, что в первоначальной концовке этот момент был обыгран таким образом, что всё-таки что-то человеческое в них осталось, и это было гораздо ближе к книге. Но в итоге, такой финал посчитали недостаточно годным для большого кино, которое должно срубить кассу, и всё закончилось тем, чем закончилось. Тем самым фильм «Я – Легенда» потерял последнюю связующую нить с книгой.

Возможно, кто-то посчитает, что мол, ну какая разница, вампиры, зомби… да и для XXI века тема вампиров себя уже как-то изжила, а зомби на 2007-й год всё ещё представляли интерес. Однако эта разница действительно важна, но, если я попробую объяснить её суть, я сделаю самый большой спойлер, какой только можно по отношению к этому роману, а мне этого вовсе не хочется, моей целью было сподвигнуть вас самих на прочтение книги.

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров

Как попкорновый боевик без особого смысла, с зомби, Уиллом Смитом и очаровательной овчаркой Самантой, а ну и ещё с приятным саундтреком, этот фильм неплох и даже хорош… Но после прочтения оригинала, лично в моих глазах это кинцо со скоростью углепластика упало до уровня грунта. Лоуренс взял за основу для своего фильма сеттинг книги и имя главного героя, но в остальном это очень трудно назвать настоящей экранизацией книги, скорее просто фильм по мотивам, который имеет с первоисточником несколько схожих черт и череду отсылок, но не более.

* * *

Несмотря на то, что роман Мэтесона вышел вот уже как 66 лет назад, он до сих пор восхищает, и я говорю это не из-за ностальгии. Стыдно признать, но я прочитал его только сейчас, в 23 года. Не скажу, что «Я – Легенда» - это прямо лучшее, что я читал. Тогда почему так велика ценность этого романа?

Еще раз вспомним год его написания. Вспомним какая катастрофа случилась в мире по сюжету «Легенды», и кто этот мир наводнил. А теперь представьте, что до Мэтесона ни один автор не создавал ничего подобного, иными словами Ричард Мэтесон стал первым писателем, написавшим роман о глобальной эпидемии, скосившей весь мир; он стал предтечей среди авторов зомбиапокалипсиса, только вместо зомби у него были вампиры, которых он также впервые наплодил в таких масштабах.

Ну и в конце концов, это просто отличный роман, который приятно читать и в наше время, потому что в нем крайне интересный сюжет. Не буду лукавить, все-таки столько уже книг было написано и фильмов снято, что спустя столько лет «Я – Легенда» уже не будет восприниматься как совершенно оригинальное произведение, каковым оно бесспорно являлось в годы издания, однако его развязка и финал никого не оставят равнодушным. И уж точно книга гораздо лучше фильма. В общем, всем читать и ни в коем случае не проходить мимо, а кто не прочитает, тот Брандлмуха!

Ричард Матесон "Я - ЛЕГЕНДА" | Обзор без спойлеров
4444
28 комментариев

согласен, книга классная, а фильм просто бессмысленный попкорн, кроме названия ничего общего

21
Ответить

Да хз че в ней классного, там какие то вампиры организовались гоняют на машинках с "крупнокалиберными пулеметами" и автоматами томми, какая то баба даже днем ходит ее догоняет гг, они там общаются, но он типо их не замечал и не знал что они есть хотя они о нем как то прознали и пустили бабу его искать. Че то какая то клюква. Особенно что он ходит днем по домам ездит на джипе шумит на весь город все "тупые" вампы его знают. Он же  даже выстрелов из пулемета не слышал, машин их тоже не слышал, вообще какой то глухой нпсишник легендарный моб на закланье.

4
Ответить

Я их воспринимаю как два параллельных произведения. Каждое со своими достоинствами и недостатками. Причем, каждое лучше работает именно в своем формате. 
То, что Нэвиллу дали мотивацию - однозначно плюс. Это книга может позволить себе многостранично и ярко пережевывать душевные метания героя. Фильму нужно, чтобы зритель как можно быстрее проникся борьбой персонажа. Меланхоличный реднек, уже не помнящий зачем он делает то, что делает - не лучший тип протагониста для высокобюджетного триллера.
То, что гемоцитов сделали животными - тоже плюс. Оригинальная книжная ситуация, когда ты последний человек на земле, окруженный сообществом разумных вампиров, которые знают, где ты живешь и годами не могут ничего с тобою поделать, начала слегка смешить меня уже со второго прочтения (во время первого я был еще мал и влюбился в книжку вне всякой критики).
То, что Нэвилл - не последний в прямом смысле - аналогично плюс. У Мэтисона происходящее - это, скорее, модель для препарирования человеческого нутра. Утрированная, доведенная до крайности, чтобы читателю было легче и приятнее размышлять над метаморфозами главного героя. Фильму, все же, нужно было максимально зацепиться за законы реального мира. А он гласит, что иммунных всегда ПРОЦЕНТ. Ну и, момент со "Шреком" по своей красоте и оглушительности стоит на почетном третьем месте после "трех маленьких птичек" и "скажи мне привет".

12
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Люди делятся на два типа

10
Ответить

Книга мне больше понравилась, особенно атмосферными были описания флешбеков, когда заражения только-только начинались. Фильм тоже не плохой, крепенький такой боевичочек, но не более.

9
Ответить

Недавно прочитал книгу в надежде на отличный сюжет. В итоге кино по сравнению с книжным вариантом 10 из 10. Рассказ больше на фанфик похож

11
Ответить