«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть".
А.П.Чехов

Привет, DTF! Что есть любовь? В чем ее сущность? Почему мы стремимся к любви? Как она на нас влияет? Эти и многие другие вопросы о любви всегда волновали умы людей и продолжают волновать до сих пор. Готов поспорить, многие из вас не раз задавались ими. И почему бы сегодня, в день всех влюбленных, нам не порассуждать о любви через “Пир”, знаменитый диалог античного философа Платона? Давайте приобщимся к мудрости древних бородачей и попробуем найти ответы на волнующие нас вопросы.

За прекрасную обложку спасибо <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fchaplik__%2F%3Figsh%3DMW5naXI1ODJzZGpkeA%253D%253D&postId=2489700" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">chaplik</a> :3 с вас лайки и подписки
За прекрасную обложку спасибо chaplik :3 с вас лайки и подписки

Содержание

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Прежде, чем мы приступим непосредственно к разбору содержания диалога “Пир” и поиску разгадок любви, предлагаю немного окунуться в исторический контекст и поближе познакомиться с самим автором “Пира”.

Кем был Платон? Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, можно написать не один лонг. Поэтому постараюсь изложить кратко:

  • Был одним из величайших философов античности и в истории человечества, как таковой. Про платона совершенно точно можно сказать, что это база, ведь он заложил основы философской мысли (понятия бытия, красоты, справедливости), вокруг которых в дальнейшем будет строиться вся европейская философия. Альфред Уайтхед, британский математик, логик и философ говорил, что каждый философ в каком-то смысле является ребенком Платона.
  • Платон изобрел жанр философских диалогов, где при разных обстоятельствах персонажи диалога (от философов до поэтов) ведут беседы на те или иные темы. Многие такие диалоги дошли до нас в письменном виде и насчитываются в количестве 34, от 20 до 300 страниц каждый.
  • Платон был учеником Сократа. Изначально Платон занимался поэзией. Но, как гласят предания, бросил занятия ею, когда впервые услышал беседу Сократа с какими-то юношами. В тот день проходили состязания поэтов, и по пути Платон услышал речи Сократа. Они произвели на него такое сильное впечатление, что он осознал - философия это именно то, чему он хочет посвятить свою жизнь. По признанию Сократа, Платон был его любимым учеником. В свою очередь, Сократ оказал огромное влияние на Платона и стал неотъемлемым центральным персонажем диалогов, написанных Платоном. Что мы и видим в Пире.
  • Платон происходил из аристократической семьи. Родословная у него внушительная: по линии отца корни его восходят к Кодру, царю Аттики (область юго-восточной Греции), а по линии матери к афинскому законодателю Солону, который придумал демократию. В этом смысле перипетии его судьбы очень причудливы, так как Платон во время своих странствий успел побывать в совершенно другом социальном статусе, де-факто рабстве. А после смерти своего учителя Сократа, казненного по решению суда, разочаровался в демократии, как форме правления.
  • Имя Платон это прозвище, означающее “широкий”. Его настоящее имя Аристокл. Считается, что так его прозвали за широту души, по другой версии - за его атлетичное телосложение. Кстати, Платон был борцухой, да не абы каким, а самым настоящим олимпийским чемпионом по панкратиону.
  • Современники еще при жизни Платона называли его сыном бога Аполлона, настолько было велико почитание философа. Слава же его распространялась не только на Европу, но и Азию. И каких только легенд о нем не ходило.
  • Основанная Платоном философская школа Академия просуществовала более тысячи лет, что является абсолютным рекордом для европейской философии.
Афины (Греция), статуя Платона
Афины (Греция), статуя Платона

Можно еще долго продолжать описывать фигуру Платона, но, думаю, в достаточной мере дал вам о нем представление. Поэтому здесь я предлагаю остановиться и перейти непосредственно к его диалогу “Пир”, к разбору речей его персонажей о любви, и, в конце концов, к поиску разгадки таинства любви по Платону.

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Рассказчик Пира, Апполодор, встречает на улице знакомого, который очень тщательно допытывается у него, не был ли он лично на знаменитом пиру Агафона, афинского драматурга, где велись ревностные беседы об Эроте, боге любви. Пир этот был устроен по слу­чаю победы Ага­фо­на в афин­ском теат­ре, и присутствовали на нем весьма примечательные гости. Апполодор отвечает, что пир этот был давно, и знает о нем только по рассказам Аристодема, ученика Сократа. На что его собеседник отвечает просьбой все же поделиться своими знаниями и пересказать беседы, которые там велись. Апполодор на это соглашается, делая небольшое уточнение, что он-то всегда рад вести речи философские, а вот его потенциальные слушатели - не факт:

Ведь я все­гда без­мер­но рад слу­чаю вести или слу­шать фило­соф­ские речи, не гово­ря уже о том, что наде­юсь извлечь из них какую-то поль­зу; зато когда я слы­шу дру­гие речи, осо­бен­но ваши обыч­ные речи бога­чей и дель­цов, на меня напа­да­ет тос­ка, и мне ста­но­вит­ся жаль вас, моих при­я­те­лей, пото­му что вы дума­е­те, буд­то дело дела­е­те, а сами толь­ко напрас­но вре­мя тра­ти­те. Вы же, может быть, счи­та­е­те несчаст­ным меня, и я допус­каю, что вы пра­вы; но что несчаст­ны вы — это я не то что допус­каю, а знаю твер­до.
"Пир" 173c

Несмотря на это уточнение, к его собеседнику прибавляются и другие слушатели, а сам друг Апполодора продолжает настаивать и усмиряет Апполодора тем, что пререкаться сейчас не стоит. Апполодор принимает замечание и приступает к пересказу, отметив при этом, что все пересказанные ему речи он не запомнил и поэтому перескажет только те, что запомнились ему наиболее отчетливо. Таким образом, перед нами рассказ в рассказе, что, впрочем, лишь форма. Нам же важно содержание:

Аристодем случайно встречает Сократа, у которого интересуется, куда же тот направляется. Сократ отвечает, что идет на пир Агафона, и зовет Аристодема присоединится к нему. В начале Аристодем сильно сомневается, что ему будут рады, но Сократ успокаивает его, предложив пойти вместе. Аристодем принимает решение составить Сократу компанию, вдвоем они доходят до дома Агафона, и, уже стоя в дверях и готовясь войти, Аристодем обнаруживает, что Сократ пропал. Хозяин пира, Агафон, радостно встречает Аристодема и приглашает его пройти, попутно интересуясь, куда запропастился Сократ.

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Кто же присутствует на пире и по совместительству являются действующими лицами произведения? Агафон - организатор пира, поэт-трагик; Федр - сподвижник и друг Сократа, увлекавшийся риторикой и эротософией; Павсаний - друг Агафона; Эриксимах – врач; Аристофан – комедиограф, комический поэт; Алкивиад (присоединяется к пиру позже всех) – в юности соратник Сократа, его поклонник, один из видных афинских политиков.

Сам же Сократ приходит лишь к середине пира, Агафон просит его расположиться рядом, дабы в ходе пира он мог почерпнуть мудрости от Сократа. В ходе беседы участники пира, ссылаясь на то, что они пьют уже два дня подряд и не испытывают большого желания продолжать пьянствовать, предлагают посвятить вечер беседам. А пить исключительно в свое удовольствие. Встал вопрос - какую тему для обсуждения выбрать? Тему решил задать Эриксимах — для этого он приводит слова своего друга Федра, что в поэзии нет даже похвального слова в сторону Эрота, древнегреческого бога любви, более известного нам по имени Амур или Купидон (от «cupido» - «желание»), а поэтому подобает почтить этого бога. В контексте данного произведения могу смело предложить такое уравнение для удобства чтения речей: Эрот = любовь. Давайте попробуем поперсонажно узнать, что же это за речи там велись о любви?

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Первым слово берет Федр, который начинает с объяснения природы бога Эрота. Он берется ответить на вопрос - откуда взялась в нашем мире любовь? С его слов, Эрот является первородной сущностью, то есть тем, что родилось в нашем мире после хаоса вместе с нашей Землей, у него нет прародителей, и можно сказать, что Эрот в данном случае является началом начал, существовавшее задолго до людей. В Дионисийских Мистериях его называют «протогонос» (πρωτόγονος), то есть первый из рождённых, первенец. Федр говорит:

Эрот — бог древ­ней­ший. А как древ­ней­ший бог, он явил­ся для нас пер­во­ис­точ­ни­ком вели­чай­ших благ. Я, по крайней мере, не знаю большего блага для юноши, чем достойный влюбленный, а для влюбленного – чем достойный возлюбленный. Ведь тому, чем надлежит всегда руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь.
"Пир" 178c
Похищение Психеи Картина – Вильям Бугро
Похищение Психеи Картина – Вильям Бугро

Далее Федр в своей речи обращается к этической стороне любви. С одной стороны, она выступает противовесом к безнравственным поступкам человека, так как должна вызывать в нем чувство стыда прежде всего перед любимыми. Действительно, часто, совершая какое-либо действие, мы оглядываемся на то, как оно будет отражаться в глазах дорогих нашему сердцу людей. В этом смысле любовь останавливает нас от предосудительных поступков, которые бы могли бросить на нас тень, и способствует стремлению к прекрасному.

С другой стороны, он считает, что любящим, готовым принести свою жизнь в жертву ради возлюбленного, благоволят сами боги. Акт жертвенности буквально обожествляет влюбленного. Он приводит пример историю Ахилла и Патрокла. Ахиллу было предначертано умереть, если он решиться прийти на помощь Патроклу и отомстить Гектору, убив его. Но, несмотря на то, что Ахилл знал об этом предсказании, он все равно осуществил месть ради Патрокла, принеся свою жизнь в жертву. Такой жертвенный поступок был высоко оценен богами, которые в награду послали Ахилла после смерти на Ост­ро­ва бла­жен­ных, один из символов рая в древнегреческой мифологии. И поступок будет тем ценнее, если преданность направлена не к тому, в кого вы влюблены, а к тому, кто влюблен в вас. Федр говорит:

И в самом деле, высо­ко ценя доб­ро­де­тель в люб­ви, боги боль­ше вос­хи­ща­ют­ся, и дивят­ся, и бла­го­де­тель­ст­ву­ют в том слу­чае, когда люби­мый пре­дан влюб­лен­но­му, чем когда влюб­лен­ный пре­дан пред­ме­ту сво­ей люб­ви. Ведь любя­щий боже­ст­вен­нее люби­мо­го, пото­му что вдох­нов­лен богом
180b "Пир"

Заканчивает он свою хвалебную речь следующими словами:

Итак, я утверждаю, что Эрот – самый древний, самый почтенный и самый могущественный из богов, наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и после смерти
180b "Пир"

Таким образом, Федр начинает серию речей с восхваления любви как самого древнего и почтеннейшего из богов. Объясняет его первородную сущность, доказывает, что любовь вселяет в людей мужество и добродетель, и утверждает, что сами боги благоволят человеку, если за его поступками стоит любовь.

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Далее слово переходит к Павсанию. Павсаний начинает с критики Федра за то, что тот неудачно определил задачу, взявшись восхвалять Эрота вообще, и что следует разделить, кому именно стоит возносить хвалу. Он приводит в пример Афродиту, богиню красоты и любви, у которой есть два начала - небесное и пошлое. Философы и богословы считали, что нет Афродиты без Эрота, отсюда следует, что и у Эрота есть два соответствующих начала. Поэтому не вся­кий Эрот пре­кра­сен и досто­ин похвал, а лишь тот, кото­рый побуж­да­ет пре­крас­но любить. Он делает акцент на прекрасном и безобразном. Но что есть безобразное?

Без­образ­но, ста­ло быть, угож­дать низ­ко­му чело­ве­ку, и при­том угож­дать низ­ко, но пре­крас­но — и чело­ве­ку достой­но­му, и достой­ней­шим обра­зом. Низок же тот пош­лый поклон­ник, кото­рый любит тело боль­ше, чем душу; он к тому же и непо­сто­я­нен, посколь­ку непо­сто­ян­но то, что он любит. Сто­ит лишь отцве­сти телу, а тело-то он и любил, как он «упорхнет, уле­тая», посра­мив все свои мно­го­слов­ные обе­ща­ния. А кто любит за высо­кие нрав­ст­вен­ные досто­ин­ства, тот оста­ет­ся верен всю жизнь, пото­му что он при­вя­зы­ва­ет­ся к чему-то посто­ян­но­му
183e "Пир"
Купающаяся Афродита и Эрот, Эрмитаж
Купающаяся Афродита и Эрот, Эрмитаж

Павсаний считает, что восхвалять нужно ту любовь, что основывается на нравственных качествах предмета любви в большей степени, чем на основе вожделения тела. Душа человека становится ориентиром в определении прекрасного, а любовь к телу объявляется пошлой в силу своего стремительного прохождения. И правда - часто бывает, что на месте былой пылкой страсти остаются лишь призрачные воспоминания о прошедших чувствах. В то время как более глубокие чувства формируют более сложные, проницательные и долговечные связи. Павсаний продолжает развивать свою мысль:

Поэто­му счи­та­ет­ся позор­ным, во-пер­вых, быст­ро сда­вать­ся, не дав прой­ти како­му-то вре­ме­ни, кото­рое и вооб­ще-то слу­жит хоро­шей про­вер­кой; во-вто­рых, позор­но отда­вать­ся за день­ги или из-за поли­ти­че­ско­го вли­я­ния поклон­ни­ка, неза­ви­си­мо от того, вызва­на ли эта уступ­чи­вость стра­хом перед нуж­дой или же неспо­соб­но­стью пре­не­бречь бла­го­де­я­ни­я­ми, день­га­ми или поли­ти­че­ски­ми рас­че­та­ми. Ведь такие побуж­де­ния нена­деж­ны и пре­хо­дя­щи, не гово­ря уже о том, что на их поч­ве нико­гда не вырас­та­ет бла­го­род­ная друж­ба.
184b "Пир"
Читал ли речь Павсания этот молодой человек? Вполне возможно

Но не только любовь к телу или душе является определяющими в понимании прекрасного. Также важными элементами выступают мотивы любящего, то, что скрывается за его любовью. В чем ее причина? К чему хочет прийти любящий в отношении того, кто в него влюблен? Павсаний утверждает, что корыстные мотивы также говорят о мимолетности и безобразности такой любви, что она по своей природе не способна привести к чему-то созидательному. Но если посредством любви происходит что-то добродетельное, значит такая любовь может называться небесной. Добродетель становится центральным критерием для определения любви прекрасной. Свою речь Павсаний заканчивает следующими словами:

И, ста­ло быть, угож­дать во имя доб­ро­де­те­ли пре­крас­но в любом слу­чае…Любовь небесная тре­бу­ет от любя­ще­го и от люби­мо­го вели­кой заботы о нрав­ст­вен­ном совер­шен­стве
"Пир" 183e

Итак, Павсаний разделил природу Эрота на два начала - земной и небесный. Он считает, что именно Эрот небесный, он же прекрасный, достоин восхваления со стороны присутствующих. А чтобы определить это, необходимо увидеть, на чем основана любовь, и приводит ли она к нравственному совершенствованию.

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Далее слово переходит к Эриксимаху, который предлагает посмотреть на повсеместное присутствие любви, например, в искусстве врачевания:

Искус­ство вра­че­ва­ния — пока­зы­ва­ет мне, что живет он (Эрот) не толь­ко в чело­ве­че­ской душе и не толь­ко в ее стрем­ле­нии к пре­крас­ным людям, но и во мно­гих дру­гих ее поры­вах, да и вооб­ще во мно­гом дру­гом на све­те — в телах любых живот­ных, в рас­те­ни­ях, во всем, мож­но ска­зать, сущем, ибо он бог вели­кий, уди­ви­тель­ный и все­объ­ем­лю­щий, при­част­ный ко всем делам людей и богов. И нач­ну я с вра­че­ва­ния, чтобы нам, кста­ти, и почтить это искус­ство.
186b

Через Эриксимаха выражается типичное для гре­че­ской натур­фи­ло­со­фии утверждение, что Эротом пронизано буквально все в нашем мироздании. Он также разделяет Эрота на два начала, говоря что у здорового оно одно, а у больного другое. Однако, все это напрямую вытекает из природы нашего тела и подкрепляется тем, что непохожее стремится к непохожему. Или же говоря на наш современный манер - противоположности притягиваются.

Бог Любви - Эрот (Амур, Купидон). Рене Менар
Бог Любви - Эрот (Амур, Купидон). Рене Менар

Он заключает, что искусство врачевания заключается в том, чтобы отнять излишнее и прибавить недостающее. Необходимо, чтобы изначально конфликтующие начала в силу своей природной противоположности, наконец приходшли к согласию и некоей гармонии. Эриксимах говорит:

Ведь тут тре­бу­ет­ся уме­ние уста­но­вить друж­бу меж­ду самы­ми враж­деб­ны­ми в теле нача­ла­ми и вну­шить им вза­им­ную любовь. Самые же враж­деб­ные нача­ла — это нача­ла совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ные: холод­ное и горя­чее, горь­кое и слад­кое, влаж­ное и сухое и тому подоб­ное. Бла­го­да­ря сво­е­му уме­нию вну­шать этим враж­деб­ным нача­лам любовь и согла­сие наш пред­ок Аскле­пий, как утвер­жда­ют при­сут­ст­ву­ю­щие здесь поэты, — а я им верю — и поло­жил нача­ло наше­му искус­ству.
"Пир" 186e

Но речь идет не только о врачевании. Эриксимах упоминает и гим­на­сти­ку, и зем­леде­ли­е, и даже музыку, где Эрот в проявляет себя через гаромнию (др. -греч. ἁρμονία, лат. harmonia — связь, соединение, соответствие, соотношение). Все их он приводит для иллюстрации своего видения: разные начала для создания гармонии в первую очередь должны приладиться к друг другу.

Заканчивает свою речь Эриксимах такими словами:

Вот сколь боль­шим и мно­го­об­раз­ным, вер­нее ска­зать, неогра­ни­чен­ным могу­ще­ст­вом обла­да­ет вся­кий вооб­ще Эрот, но Эрот, кото­рый у нас и у богов ведет ко бла­гу, к рас­суди­тель­но­сти и спра­вед­ли­во­сти, — этот Эрот обла­да­ет могу­ще­ст­вом поис­ти­не вели­чай­шим и при­но­сит нам вся­че­ское бла­жен­ство, поз­во­ляя нам дру­же­ски общать­ся меж­ду собой и даже с бога­ми, кото­рые совер­шен­нее нас.
188d

Любовь у Эриксимаха выступает в качестве гармонизирующего и всепроникающего начала, ведь она разлита по всей природе. И прежде, чем получить что-то ладное, говорим ли мы об искусстве музыки или о врачевании и лечении человека, необходимо привести противоположные вещи к балансу и согласию.

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Очередь доходит до Аристофана. Нужно отметить, его речь немного отклоняется от общего вектора. Пока предыдущие ораторы говорили о природе Эрота, о его проявлениях, добродетелях и так далее, Аристофан решает начать свою речь с мифа об андрогинах. Краткий сюжет этого мифа таков:

Когда-то люди были трех полов - женского, мужского и третий пол, который совмещал в себе признаки обоих полов. И было его имя андрогины. Внешность андрогинов описывается так: “Тогда у каж­до­го чело­ве­ка тело было округ­лое, спи­на не отли­ча­лась от груди, рук было четы­ре, ног столь­ко же, сколь­ко рук, и у каж­до­го на круг­лой шее два лица, совер­шен­но оди­на­ко­вых; голо­ва же у двух этих лиц, глядев­ших в про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны, была общая, ушей име­лось две пары, срам­ных частей две, а про­чее мож­но пред­ста­вить себе по все­му, что уже ска­за­но”

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Из-за своей природы они во много раз превосходили мощью человека и имели амбициозные планы - взойти на небо и посягнуть на власть богов. Боги долго не решались, что с ними сделать. Если их истребить, то люди перестанут почитать богов, если оставить как есть, то они будут представлять угрозу. Тогда Зевс пришел к такому заключению:

“—Кажет­ся, я нашел спо­соб и сохра­нить людей, и поло­жить конец их буй­ству, умень­шив их силу. Я раз­ре­жу каж­до­го из них попо­лам, и тогда они, во-пер­вых, ста­нут сла­бее, а во-вто­рых, полез­ней для нас, пото­му что чис­ло их уве­ли­чит­ся. И ходить они будут пря­мо, на двух ногах. А если они и после это­го не уго­мо­нят­ся и нач­нут буй­ст­во­вать, я, — ска­зал он, — рас­се­ку их попо­лам сно­ва, и они запры­га­ют у меня на одной нож­ке.”

Так боги и поступили, разделив андрогинов на пополам, пересобрав из двух получившихся частей людей ровно одного пола - либо мужского, либо женского. Боги ослабили людей, изменили их природу, но оставили им дар жизни. Если верить этому мифу, то мы представляем из себя чело­ве­ка, когда-то расчлененного на две части, и поэто­му каж­дый из нас всегда находится в поиске своей утерянной части. В этом всем угадывается всем знакомый классический любовный сюжет о поиске своей второй половины, не так ли? Исходя из слов Аристофана, любовь проявляется в стремлении образовать союз с другим человеком, и, найдя его, не разлучаться даже на короткий миг:

И люди, кото­рые про­во­дят вме­сте всю жизнь, не могут даже ска­зать, чего они, соб­ст­вен­но, хотят друг от дру­га. Ведь нель­зя же утвер­ждать, что толь­ко ради удо­вле­тво­ре­ния похо­ти столь рев­ност­но стре­мят­ся они быть вме­сте. Ясно, что душа каж­до­го хочет чего-то дру­го­го; чего имен­но, она не может ска­зать и лишь дога­ды­ва­ет­ся о сво­их жела­ни­ях, лишь туман­но наме­ка­ет на них.
192c "Пир"

Часто люди задумываются о природе привязанности, о том, что именно нас толкает в объятия определенного человека? Или почему нам так сложно разлучаться с любимыми? В современном мире принято по-разному отвечать на такие вопросы о привязанности, поисках партнера, о наших желаниях. Существуют разные типологические концепции в психологии, объясняющие природу привязанностей у людей. Но не правда ли, есть нечто сказочно-притягательное в таком мифологическом рассказе о двух половинках? Аристофан выводит собственное определение любви:

Таким обра­зом, любо­вью назы­ва­ет­ся жаж­да целост­но­сти и стрем­ле­ние к ней. Преж­де, повто­ряю, мы были чем-то еди­ным, а теперь, из-за нашей неспра­вед­ли­во­сти, мы посе­ле­ны богом порознь, как аркад­цы лакеде­мо­ня­на­ми
193a "Пир"

В конце своей речи Ари­сто­фа­н восхваляет Эрота и в назидание всем напоминает, как важно почитать богов, чтобы более не подвергать человека повторному рассеканию надвое:

...и чтобы нашим уде­лом была целост­ность, к кото­рой нас ведет и ука­зы­ва­ет нам доро­гу Эрот. Не сле­ду­ет посту­пать напе­ре­кор Эроту: посту­па­ет напе­ре­кор ему лишь тот, кто враж­де­бен богам. Наобо­рот, поми­рив­шись и подру­жив­шись с этим богом, мы встре­тим и най­дем в тех, кого любим, свою поло­ви­ну, что теперь мало кому уда­ет­ся.
193a "Пир"

Итак, Аристофан предлагает универсальное объяснение для нашей тяги к поиску близкого человека, а также показывает своего рода дорогу к состоянию счастья: любовь направит нас на поиски родной души и восстановит нашу изначальную природу.

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Далее, после небольшой заминки в очередности, слово передается Агафону, хозяину пира. Если предыдущие спикеры хвалили Эрота за те блага, которые он несет каждому человеку, то Агафон хочет воздать хвалебные речи непосредственно самому Эроту. Он считает, что хвалебное слово должно быть направлено на предмет хвальбы, на его свойства, а не на его деяния. И берется он за это с действительно поэтическим размахом, как и подобает поэту.

Агафон настаивает, что Эрот самый молодой бог, ведь он вечно стремится к молодости и недаром его тяготит к молодым людям, ведь подобное тянется к подобному. Эрот избегает старости. И действительно, если мы обратимся к искусству, то кого мы увидим на картинах? Иногда молодого юношу, иногда маленького ребенка.

Антон Рафаэль Менгс, Купидон
Антон Рафаэль Менгс, Купидон

Также он говорит о том, что Эрот нежен по своей природе. В чем это проявляется?

оби­та­ет в самой мяг­кой на све­те обла­сти, водво­ря­ясь в нра­вах и душах богов и людей, при­чем не во всех душах под­ряд, а толь­ко в мяг­ких, ибо, встре­тив суро­вый нрав, ухо­дит прочь, когда же встре­тит мяг­кий — оста­ет­ся.
Пир 195e

Эрот, по его мнению, гибок, ибо как с легкостью поселяется в душе, так с легкостью покидает ее незамеченным. И красота Эрота проявляется в том, что нет любви там, где не цветет и не пахнет. Любовь не может поселиться там, где нет условий для любви, где нет красоты жизни, где все отцвет­шее и поблек­шее.

Далее Агафон переходит к перечислению и описанию прекрасный свойств Эрота:

Справедливость

Эрот не оби­жа­ет ни богов, ни людей и что ни боги, ни люди не оби­жа­ют Эрота. Ведь если он сам стра­да­ет, то не от наси­лия — Эрота наси­лие не каса­ет­ся, — а если он при­чи­ня­ет стра­да­ние, то опять-таки без наси­лия, ибо Эроту слу­жат все­гда доб­ро­воль­но, а что дела­ет­ся с обо­юд­но­го согла­сия, то «зако­ны, эти вла­ды­ки государ­ства», при­зна­ют спра­вед­ли­вым.
Пир 196c

И правда, можно ли навязать любовь насильно, заставить кого-то полюбить или влюбиться?

Рас­суди­тель­ность

Ведь рас­суди­тель­ность — это, по обще­му при­зна­нию, уме­ние обузды­вать свои вожде­ле­ния и стра­сти, а нет стра­сти, кото­рая была бы силь­нее Эрота. Но если стра­сти сла­бее, чем он, зна­чит, они долж­ны под­чи­нять­ся ему, а он — обузды­вать их. А если Эрот обузды­ва­ет жела­ния и стра­сти, его нуж­но при­знать необык­но­вен­но рас­суди­тель­ным.
196d Пир

Агафон признает, что Эрот стоит выше телесных страстей, ведь представляет собой нечто высшее, на что не принято размениваться.

Храбрость

Да и в храб­ро­сти с Эротом «и само­му Аре­су не тягать­ся бы». Ведь не Арес вла­де­ет Эротом, а Эрот Аре­сом, — то есть любовь к Афро­ди­те. А вла­де­ю­щий силь­нее того, кем он вла­де­ет, и, зна­чит, Эрот, раз он силь­нее того, кто храб­рее всех, дол­жен быть самым боль­шим храб­ре­цом.
196d Пир

Здесь Агафон объясняет храбрость Эрота через взаимоотношения древнегреческих богов. Арес, бой войны, всегда ассоциировался с храбростью и отвагой, ведь они являются ключевыми атрибутами воинов. Он был влюблен в Афродиту, а значит, заключает Агафон, Эрот храбрее Ареса, ведь он владеет любовью Ареса к Афродите.

Мудрость

этот бог настоль­ко искус­ный поэт, что спо­со­бен и дру­го­го сде­лать поэтом. Во вся­ком слу­чае, каж­дый, кого кос­нет­ся Эрот, ста­но­вит­ся поэтом, хотя бы «дото­ле он и был чужд Музам». А это может нам слу­жить дока­за­тель­ст­вом, что Эрот хоро­ший поэт, све­ду­щий вооб­ще во всех видах муси­че­ских тво­ре­ний.А уж что каса­ет­ся сотво­ре­ния все­го живо­го, кто станет отри­цать, что бла­го­да­ря муд­ро­сти Эрота воз­ни­ка­ет и обра­зу­ет­ся все, что живет?
196e Пир

Мудрость его проявляется не только в созидании всего сущего, но во вдохновении во все жизни. Агафон предполагает, что любовь является источником всего хорошего, побуждая людей искать красоту, истину и мудрость в своей жизни.

Заканчивает Агафон свою речь так:

Таким обра­зом, Федр, мне кажет­ся, что Эрот, кото­рый сна­ча­ла был сам пре­крас­ней­шим и совер­шен­ней­шим богом, стал потом источ­ни­ком этих же качеств для про­чих. Мне хочет­ся даже ска­зать сти­ха­ми, что это он дару­ет:

Людям мир и покой, без­вет­рие в море широ­ком,

Буй­но­го вих­ря мол­ча­нье и сон без­мя­теж­ный на ложе
Пир 197c

Что еще можно было ожидать от поэта? Не знаю как вы, но я потонул в столь красивых и поэтичных речах Агафона. В целом, речь его представляет романтическое и идеализированное видение любви, которое прославляет ее преобразующую силу и способность вдохновлять человечество на великие дела. Такими красноречивыми словами он буквально ставит жирную хвалебную точку, ведь что более хвалебного можно сказать о боге любви?

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Слово переходит к Сократу, до этого момента внимавшего речам его собеседников. Принято считать, что через слова Сократа Платон передает читателю свою философскую мысль. Мы с вами уже узнали от предыдущих ораторов о природе Эрота, его благих деяниях, как он вдохновляет людей и разлит по всему, что окружает нас в этом мире, его прекрасных свойствах, которые были расписаны Агафоном в поэтических речах.

Но Сократ подходит к обсуждению Эрота с другой стороны. Он акцентирует внимание на том, что невозможно тягаться с такими красивыми речами, посвященными Эроту. Ведь в них нет правды, ибо каждый участник беседы приписывает Эроту все самые прекрасные свойства и заслуги. Сократ же предлагает участникам пира услышать правду из его уст, при условии, что все согласны на это. На что, конечно, были согласны все. Сократ начинает свою речь так:

Ока­зы­ва­ет­ся, уме­ние про­из­не­сти пре­крас­ную похваль­ную речь состо­ит вовсе не в этом, а в том, чтобы при­пи­сать пред­ме­ту как мож­но боль­ше пре­крас­ных качеств, не думая, обла­да­ет он ими или нет: не беда, ста­ло быть, если и солжешь. Вид­но, зара­нее был уго­вор, что каж­дый из нас дол­жен лишь делать вид, что вос­хва­ля­ет Эрота, а не вос­хва­лять его в самом деле. Поэто­му-то вы, навер­ное, и при­пи­сы­ва­е­те Эроту все, что угод­но, любые свой­ства, любые заслу­ги, лишь бы выста­вить его в самом пре­крас­ном и бла­го­род­ном све­те — перед теми, разу­ме­ет­ся, кто не зна­ет его, но никак не перед людь­ми осве­дом­лен­ны­ми. И похваль­ное сло­во полу­ча­ет­ся кра­си­вое и тор­же­ст­вен­ное
Пир 198e

Далее Сократ обращается к Агафону и диалектически доказывает ему, что всего его хвалебные речи не имеют отношения к Эроту. Эрот, по мнению Сократа, не прекрасен сам по себе, наоборот - это он нуждается в красоте и являет собой стремление к прекрасному. А если доб­рое пре­крас­но, то, зна­чит, он нуж­да­ет­ся и в доб­ре. Чтобы открыть глаза своим слушателям, он приводит речь жрицы Диотимы, которая поведала ему о любви. О самой фигуре Диотимы доподлинно известно мало, ведь единственный ее источник упоминания Платон.

Ядвига Лущевская, позирующая в роли Диотимы, в живописи Йозефа Зимлера, 1855
Ядвига Лущевская, позирующая в роли Диотимы, в живописи Йозефа Зимлера, 1855

Диотима убеждает Сократа в том, что бессмысленно нарекать Эрота чем-то одним, будь то добро или зло, прекрасное или безобразное. Он стоит где-то посередине. Также Эрот не может считаться богом, ведь боги прекрасны и блаженны сами по себе, а он лишь стремится к красоте. Диотима настаивает, что Эрот это нечто среднее между смертным и бессмертным, что он посредник между божественным и людским, и нарекает его великим гением - от лат. genius «дух», полубожество, олицетворяющее наивысшие проявления интеллекта, духа, творчества. Здесь Диотима затрагивает и тему философии, говоря о том, что быть философом это также означает быть нуждающимся, а значит ищущим и стремящимся стать мудрецом. И вновь любовь означает устремление, Диотима говорит:

Ведь муд­рость — это одно из самых пре­крас­ных на све­те благ, а Эрот — это любовь к пре­крас­но­му, поэто­му Эрот не может не быть фило­со­фом, то есть люби­те­лем муд­ро­сти, а фило­соф зани­ма­ет про­ме­жу­точ­ное поло­же­ние меж­ду муд­ре­цом и невеж­дой.
Пир 204b

Здесь же она проводит еще одну важную отсечку, что Эрот не предмет любви, как считал Сократ ранее, а любящее начало. Таким образом, высшим объектом любви является не конкретный человек или вещь, а сама форма красоты, существующая за пределами материального мира.

Диотима задает вопрос Сократу:

Не есть ли, одним сло­вом, любовь не что иное, как любовь к веч­но­му обла­да­нию бла­гом?
Пир 206a

И далее она продолжает раскрывать любовь через состояние беременности, разделенное на два уровня- духовная беременность и телесная. В деторождении, в продолжении рода она видит тягу человека к бессмертию, и что такое желание это своего рода природное бремя человека, которое должно разрешиться. А разрешиться оно может только в прекрасном. Суть зачатия и рождении, по ее словам, заключается в проявлении бессмертного начала в существе смертном. Диотима заключает:

А поче­му имен­но родить? Да пото­му, что рож­де­ние — это та доля бес­смер­тия и веч­но­сти, кото­рая отпу­ще­на смерт­но­му суще­ству. Но если любовь, как мы согла­си­лись, есть стрем­ле­ние к веч­но­му обла­да­нию бла­гом, то наряду с бла­гом нель­зя не желать и бес­смер­тия. А зна­чит, любовь — это стрем­ле­ние и к бес­смер­тию.
Пир 207a

Она проводит аналогию с животными и возникает вопрос- что же их отличает от нас в данном случае? А то, что порождение бессмертной славы, если мы говорим о подвигах, или добродетели, связанные с преобразованием мира, это духовное рождение. И через такое рождение проходят люди, устремление которых к такому обусловлено любовью.

Бере­мен­ные же духов­но — ведь есть и такие, — пояс­ни­ла она, — кото­рые бере­мен­ны духов­но, и при­том в боль­шей даже мере, чем телес­но, — бере­мен­ны тем, что как раз душе и подо­ба­ет вына­ши­вать. А что ей подо­ба­ет вына­ши­вать? Разу­ме­ние и про­чие доб­ро­де­те­ли.
Пир 209a

Заканчивает Сократ пересказ речи Диотимы следующими словами:

Вот каким путем нуж­но идти в люб­ви — cамо­му или под чьим-либо руко­вод­ст­вом: начав с отдель­ных про­яв­ле­ний пре­крас­но­го, надо все вре­мя, слов­но бы по сту­пень­кам, под­ни­мать­ся ради само­го пре­крас­но­го вверх — от одно­го пре­крас­но­го тела к двум, от двух — ко всем, а затем от пре­крас­ных тел к пре­крас­ным нра­вам, а от пре­крас­ных нра­вов к пре­крас­ным уче­ни­ям, пока не под­ни­мешь­ся от этих уче­ний к тому, кото­рое и есть уче­ние о самом пре­крас­ном, и не позна­ешь нако­нец, что же это — пре­крас­ное. И в созер­ца­нии пре­крас­но­го само­го по себе, доро­гой Сократ, — про­дол­жа­ла ман­ти­не­ян­ка, — толь­ко и может жить чело­век, его увидев­ший
Пир 211c

То есть, любовь как процесс восхождения по ступеням, как поиск идеи красоты, как стремление души к возвышению. Отрываясь взглядом от поверхностного, стремясь увидеть глубинное. Закончу эту часть мемом со словами замечательного философа Александра Пятигорского

взято у llllllll1111llllllllll
взято у llllllll1111llllllllll
«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Что ж, прошлая часть разрослась до состояния “добавлю в закладки, прочитаю потом”, поэтому долго останавливаться на речи Алкивиада не буду. Расскажу лишь о том, что Алкивиад был персонажем не выдуманным, а вполне себе существовавшим. Он был видным государственным деятелем в Древней Греции и поклонником Сократа. Приходит он уже после речи Сократа, при том буквально вваливается на Пир в изрядно опьяненном состоянии. Он присоединяется в пиру и дает согласие произнести речь, но с оглядкой на его состояние.

Поэтому речь его уже носит более приземленный характер, в основном она направлена на похвальбу Сократу. Он описывает Сократа как неотразимого и загадочного человека, обладающего обаянием и мудростью, превосходящими качества обычных смертных. Даже сравнивает Сократа с силе­ном, или сати­ром, в мастер­ских вая­те­лей. Силены это забав­ные смеш­ные фигур­ки коз­ло­но­гих спут­ни­ков бога Дио­ни­са. В этих фигур­ках, состо­я­щих из двух поло­ви­нок и сде­лан­ных часто из доро­го­го мате­ри­а­ла, хра­ни­лись фла­ко­ны с аро­ма­ти­че­ски­ми веще­ства­ми, дра­го­цен­но­сти или изва­я­ния богов.

Памятник Сократу около Афинской академии наук
Памятник Сократу около Афинской академии наук

Поэтому создается такой образ, где за без­образ­ной внеш­но­стью силе­на скрывается муд­рость Сокра­та, заво­ра­жи­ваю­ще­го сво­и­ми реча­ми, как флей­той, слу­ша­те­лей:

“На язы­ке у него веч­но какие-то вьюч­ные ослы, куз­не­цы, сапож­ни­ки и дубиль­щи­ки, и кажет­ся, что гово­рит он все­гда одни­ми и теми же сло­ва­ми одно и то же, и поэто­му вся­кий неопыт­ный и неда­ле­кий чело­век готов под­нять его речи на смех. Но если рас­крыть их и загля­нуть внутрь, то сна­ча­ла видишь, что толь­ко они и содер­жа­тель­ны, а потом, что речи эти боже­ст­вен­ны, что они таят в себе мно­же­ство изва­я­ний доб­ро­де­те­ли и каса­ют­ся мно­же­ства вопро­сов, вер­нее ска­зать, всех, кото­ры­ми подо­ба­ет зани­мать­ся тому, кто хочет достичь выс­ше­го бла­го­род­ства.”

В тоже время речь его довольно откровенна: в ней есть место и ревности и определенной горести от безответных чувств. Перед нами он открывает свою уязвимость и неуверенность, свои обиды и показывает как влияет на человека отверженность тем, в кого он влюблен.

В общем, ничто человеческое ему не чуждо, поэтому панегирик Сократу завершает все высокие речи о любви, которые велись в тот вечер, и как бы перекидывает мостик в сторону дальнейшего пьянства и веселья.

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Нужно отметить, что Платон большой хитрец сам по себе. В свои диалоги он часто вплетает размышления на темы, которые не значатся заглавными. Так, я не стал затрагивать рассуждения Платона о государственном устройстве, которые стоило бы ожидать в диалоге “Государство”, тем не менее они занимают довольно большую часть в “Пире”. Но не только о хитровплетениях можно поговорить под конец. В этой части я буду ссылаться на рассуждения философа Андрея Баумейстера. Итак, с одной стороны, мы понимаем, что главенствующая мысль в диалоге принадлежит Сократу, его пересказу учения Диотимы о любви. Любовь это восхождение к красоте, к идее красоты. А значит это и есть позиция Платона. Но что если я вам скажу, что Платон также скрывается за маской другого оратора? Попробуете угадать какого?

Этим оратором был Альберт Эйнштейн. Простите... Есть все основания считать, что за речью Аристофана скрывается неписаное учение Платона. Через ту самую речь, посвященную андрогинам. Указал на это Джованни Реале, итальянский философ и историк. Он утверждал, что через ряд ключей, разбросанных Платоном, можно понять, что в речи Аристофана спрятано учение платоновской метафизики. Суть ее в том, что становление единым, собирание себя в целостность происходят на другом уровне, уровне идейном:

Любящие хотят «из двух стать одним»: во фрагменте 192е несколько раз употребляется эта формулировка (точно так же, как во фрагменте 190d, образ раздвоения и разрезания пополам используется для описания процесса отпадения от первичной природы). Достигать единства и целостности означает для нас достигать блаженства и «самого лучшего» (ariston) (193с).

И здесь мы вновь возвращаемся к речи Диотимы:

Неко­то­рые утвер­жда­ют, — про­дол­жа­ла она, — что любить — зна­чит искать свою поло­ви­ну. А я утвер­ждаю, что ни поло­ви­на, ни целое не вызо­вет люб­ви, если не пред­став­ля­ет собой, друг мой, како­го-то бла­га.
Пир 205e

То есть, любовь по Платону это не просто поиск второй половины, а стремление порождать красоту. И любовь эта может быть между кем угодно, главное, что в результате мы получаем стремление к красоте, а значит равно стремимся к бессмертию и к упомянутой в мифе целостности.

И закончу я, пожалуй, непосредственно высказыванием Андрея Баумейстера: “Кто не познал красоту, тот не познал глубину жизни. В ком нет влечения к благу, единству, тот не может считаться человеком осознанным и зрелым.”

«Пир» Платона. Поиск ответов на вопросы о любви и разгадка ее тайны.

Много слов получилось в этой статье, много вещей получилось затронуть. Это и происхождение любви, и ее свойства, и ее благие деяния, и знаменитая речь Диотимы о возвышении через любовь, и платоновское видение любви со всеми его хитросплетениями.

Одно из хороших свойств философии заключается в том, что она не всегда дает прямые ответы на вопросы, но может подтолкнуть к ним через размышления, через рефлексию собственного прожитого опыта. Она может задать вектор, так сказать. Кто знает, кому, как и где откликнется эта статья. Порой, мы сами не знаем, чего ищем, и, быть может, рассуждая о любви, вы найдете для себя какой-то ответ.

В любом случае - спасибо за прочтение, ставьте классы, подписывайтесь на мою телегу - там я пишу про книги в рамках 4000 символов, а не курсовой.

Или мой твич, подрублю че-нить интересное, в тему праздника 🌚

P/s Ну, и если вы там грустите из-за неразделенной любви, как Алкивиад, то все будет хорошо. С кем не бывало, он тоже переживал две c половиной тысячи лет назад.

P/p/s Еще раз спасибо за обложку chaplik, лайки, лайки!

1717
4 комментария

Комментарий недоступен

2

почему вас удивило высказывание а. баумейстера, буквально рассыпающееся лавиной смыслов, либо же взятое из языка какого-нибудь античного или средневекового богослова, а вполне современная психоаналитическая догадка от самого платона о желании субъекта - нет?

О, спасибо большое за приятные слова) когда-то алгоритмы ютуба предложили его канал, за что, конечно, им благодарен. Андрей это прям подарок для любителей философии