"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

7. История Авраама и его сыновей. Часть третья

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Ну, а дальше уже начинается бытовуха и любовная история, включающая в себя целый треугольник. Из Египта Сара и Аврам вернулись не одни: прихватили с собой служанку и рабыню по имени Агарь. Это слово означает "незнакомка" в переводе с иврита.

Согласно мидрашу - позднему толкованию книги Берешит/Бытия, она была дочерью самого фараона, с которым у старушки Сары был фальшивый медовый месяц. И до того, видимо, Агарь была вспыльчива,надменна и несносна, что даже родной отец сказал Саре: "Пусть лучше быть ей служанкой у тебя, чем хозяйкой в доме". Взял фараон (Паро) да и продал дочурку в рабство.

И как-то раз страдающая бесплодием Сара сообщила мужу: «Вот, Йеhова лишил меня плодородия. Войди же к рабыне моей, может быть у меня будут дети через нее!». Да-да, вы не слышались! Сара сама позволила служанке переспать с Аврамом, дабы стать суррогатной матерью для будущего обещанного Яхве наследника, и тот согласился!

Забеременев, Агарь вдруг стала презирать свою хозяйку. Возможно, это было вызвано ревностью к Авраму, который повысил социальный статус девушки от обычной рабыни - прислуги до супруги. Сара стала не почтенной в ее глазах.

Ответная реакция также не заставила себя долго ждать. Сара притесняла и грубо обращалась с Агарь, что в конечном итоге закончилось побегом беременной девушки из дома, не нашедшей защиты даже у пророка, который повелел Саре распоряжаться Агарь, как ей вздумается.

Почему так произошло? Многие богословы обвиняют Агарь в грехе гордыни, которая ей обуяла. И их отчасти можно было понять: дело в том, что у евреев существовал обычай в эпоху рабовладельческого строя: если рабыня и служанка принесёт в подол хозяйке дома сына, являющегося наследником в семье с патриархальным укладом, то этот ребенок официально принадлежит хозяевам, а не рабыне.

А Агарь, со своей стороны, повела себя высокомерно, искренне полагая, что станет главной в доме и ее социальный статус повысится после родов. Поэтому Сара и поставила служанку на место и повелела отправляться восвояси. И оказалась Агарь в пустыне на пути в город Сур.

Она долго плакала от обиды и бессилия, и ей явился таинственный персонаж, безымянный Ангел Господень ("малах Яхве" на иврите), 65 раз встречающийся в ТаНаХе и действовавший от лица самого Яхве. И да, крыльев за спиной он не имел, как было показано на многих картинах эпохи Возрождения и в иконописи.

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Ангел заговорил с Агарь от первого лица, словно сам был Богом: "Я умножу семя твоё. Ты родишь сына, наречешь его Ишмаэйл (Исмаэль, Измаил), ибо Бог услышал твою скорбь! Он будет диким человеком, его рука - против каждого, и каждый человек - против него".

Любой бы на месте Агари, услышав такое пророчество, пришел бы в ужас и отказался бы от ребенка,но девушка искренне обрадовалась тому, что лично созерцала Бога, пусть даже и в виде Ангела, называла Его Эль Рой (что означает "Бог увидел"), и с тех пор колодец тот прозвали на иврите Беер - Лахай - рои, что означает "Живущий, Который видит меня".

Измаил родился, когда Авраму было уже 86 лет. А вот сама служанка Агарь была вынуждена вернуться назад по повелению Ангела и во всем беспрекословно подчиняться Саре и Авраму/Абраму, ее престарелому супругу.

Далее Книга Бытия сообщает о новом Завете между Аврамом и Яхве уже 13 лет спустя. В четвертый раз Бог повторил своё обещание дать пророку потомство, столь же многочисленное, как песок на морском побережье и звёзды на небе (Быт.26:4). Также Яхве сказал: "Отныне твое имя будет Авраам, ибо я сделаю тебя отцом многих народов, и цари произойдут от тебя! Я прославлю твое имя и превращу народ, произошедший от твоего семени, в великую нацию". Новое имя пророка так и означает: "отец множества народов".

А знаком этого Завета стало обрезание крайней плоти на половых органах всех мужчин и мальчиков Израиля. Начало соблюдению этой традиции положил, согласно ТаНаХу, сам Яхве:

Это Мой завет, который вы должны соблюдать между Мной, тобой и твоим потомством после тебя: каждый мужчина среди вас должен быть обрезан. И ты будешь обрезан по крайней плоти твоей; и это будет знаком завета между Мной и тобой.

И тот, кому исполнится восемь дней, должен быть обрезан среди вас, каждый мужчина на протяжении ваших поколений, тот, кто родился в доме или куплен за деньги любого иностранца, который не от твоего семени.

Тот, кто родился в твоем доме, и тот, кто куплен за твои деньги, должен быть обрезан; и Мой завет будет в твоей плоти вечным заветом. И необрезанный мужчина, у которого не обрезана крайняя плоть, эта душа будет отсечена от своего народа; он нарушил Мой завет.

Книга Бытия 17:10-14

Такой обычай в еврейской практике получил название Брит Мила (в переводе с иврита означает "Завет Обрезания"). Для непосвящённых поясню, что это такое. Но для начала стоит сказать, что мы должны принимать во внимание и с уважением относиться к чужим традициям, даже если они и покажутся нам несколько отталкивающими или отвратительными.

Обрезанием считается лишение крайней плоти (то есть - эпителия) на половом органе всех мужчин и мальчиков Израиля. В этой стране обрезание является традиционной частью обряда посвящения богу Яхве, а также знаменует переход во взрослую жизнь. Гораздо позже, уже с развитием раннего христианства, Брит Мила стал рассматриваться как ритуальное очищение и избавление от мук в Аду (Геенне Огненной).

За несоблюдение требований Торы провинившегося ждёт суровое наказание (на иврите именуемое "карет") - "отсечение от народа", о чем было написано в Быт. 17:10-14 и Левит 12:3. Либо человек в лучшем случае изгонялся из еврейской общины, либо обрекал себя на истребление и, согласно уже поздним верованиям, лишался всех привилегий загробного мира.

Так, не обрезанного еврея ждали два исхода событий: либо Бог Яхве уничтожит его душу, и тот умрет как животное (физически, по крайней мере), либо он станет бесплотной тенью (рефаимом), вынужденной скитаться вечно и которая не сможет вновь прийти в этот мир, вселившись в тело.

В любом случае, для жителей Израиля не пройти церемонию обрезания считалось величайшим позором в рамках того времени, а специальный термин "арелим" по отношению к таким людям воспринимался как оскорбление, ибо не обрезанных приравнивали к язычникам и считали "сынами Велиала", то есть нечистыми.

Так, в Первой Книге царств именно так прозвали злейших врагов Израиля - филистимлян (1Царств 14:6; 31:4). Обряд обрезания даже по отношению к иностранцам имел отношение, если они хотели принять участие в традиционном празднике Песах (Исход 48) или просто вступали в брак с еврейскими юношами и девушками (Быт. 14-16).

Единственный случай в Библии был связан с пророком Моисеем (Моше в оригинале на иврите), который избежал обряда посвящения через обрезание и женился на мадианитянке по имени Сепфора. Но та взяла кремень и отрезала крайнюю плоть его сына, тем самым искупив пророка от греха (Исход 24-26).

В Евангелии от Иоанна 2-9 был описан другой эпизод: после Исхода из рабства в Египте весь еврейский народ был обрезан, а вот их рождённые в пустыне Паран (Фаран) дети - нет. Но пророк Иисус Навин исправил ситуацию в городе Галгале, отрезав крайнюю плоть всем представителям мужского пола кремниевым ножом.

Стоит также подробнее поведать об этой церемонии посвящения. В библейские времена это делали обычно родители младенцев на восьмой день их рождения - либо мать, либо чаще всего - отец (на иврите - Ави хабен).

Позже родительскую фигуру заменили специально обученные люди - мохалимы (в единственном числе - моэль/мохель). Это - хирурги мужского пола. Женщины, исполнявшие те же обязанности, на иврите именуются "мохелет". Начиная с 10 века нашей эры появился также "Баал берит" или "кватер", что в переводе с иврита означает "крёстный отец".

Согласно еврейскому календарю, день начинается не с рассвета, а с заката солнца. Поэтому церемонию Обрезания часто проводят вечером. Также особенно значимо для евреев то, что восьмой день приходится на субботу, в который по традиции отмечается Шаббат.

Если у ребенка возникали проблемы со здоровьем, естественно, что традицию могли отсрочить или в крайнем случае - вовсе отменить, но такое встречалось редко. Церемония обрезания не является таинством, в отличие от христианских обрядов.

Младенца приносят в синагогу, где жена "крестного отца" передает дитя в руки моэля. Рядом со стулом кватера расположен так называемый трон, украшенный резьбой и вышивкой. Он называется "киссе шель Элияху", что в переводе с иврита означает "Кресло Илии".

Ещё один ветхозаветный пророк превратился в так называемого "Ангела Завета", то бишь - опекуна младенцев, незримо присутствующего на церемонии и сидящего по правую руку от "крестного отца".

Перед началом обряда младенца сажают на Кресло Илии на три дня, ибо этот период считается самым опасным для жизни мальчика. По истечении этого срока моэль кладет дитя на подушку на колени кватера и под благодарственные молитвы богу Яхве делает операцию или "периах" - обнажение головки полового органа младенца.

При этом стоит заметить, что, согласно Псалму 44:23, акт Брит Мила обязан протекать болезненно. Анестетики использовать нельзя. В исключительных случаях для успокоения младенца даётся капля вина или вода с сахаром. Также мохалимы, используя скальпель , должны были пустить кровь из раны.

Естественно, подобные практики могли закончиться всевозможными заражениями и летальным исходом, и поэтому на сегодняшний день, когда древняя традиция все ещё сохраняется в Израиле, присутствует ряд законодательных актов с запретами и ограничениями.

После операции биологический отец ребенка должен был в синагоге произнести пафосную речь - благословение и благодарность Яхве за новообращенного: "Благословен Ты, кто освятил нас Твоими заповедями и повелел нам заставить его вступить в Завет Авраама, отца нашего!".

Согласно сложившейся традиции, евреи давали имена своим детям сразу после обрезания. "Бог наш и наших отцов, - гласила молитва - сохрани это дитя его отцу и матери, и пусть нарекут ему имя в Израиле: Элиезер Бен Иешуа (к примеру, что означает с иврита "Элиезер, сын Иешуа"). Да возрадуется отец о том, кто вышел из чресл его, да возрадуется мать о плоде чрева своего, как сказано в Иезек. 6, Псалмах 8-10 и Быт. 4!

Пусть ребенок по имени (Элиезер, к примеру) станет великим!". После чего вся еврейская община отвечала: "Как он заключил завет, так пусть позволено ему будет приступить к изучению Торы и свершению добрых дел!". Вот такая вот странная для нас традиция пошла у евреев со времён их предка Авраама и его завета с Богом Яхве.

Хотя, с научной точки зрения происхождение обряда неизвестно. Либо это была замена жертвоприношения детей Богу, либо сформировалось во времена Вавилонского изгнания. Также есть версия, что евреи позаимствовали обычай у египтян, где обрезание совершил уже Ра, бог Солнца, и подобная практика на территории Ближнего Востока, за исключением Греции и Рима, была вполне себе обыденным явлением и знаменовала переход из детства во взрослую жизнь. Египтяне проводили обряд обрезания каменным лезвием.

В Новом Завете, согласно древнему обычаю ТаНаХа, на восьмой день после рождения обрезан был даже сам Иисус Христос! Об этом кратко сообщает нам Евангелие от Луки 2:21. Приверженцы раннего христианства, да и современные коптская, эфиопская и эритрейская православные церкви до сих пор придерживаются данной еврейской традиции. Сцена обрезания Иисуса была также популярна в искусстве Возрождения, начиная с 10 века уже нашей эры.

Помимо Израиля, обрезание практикуется не только на территории Аравии, но и в Южной Корее, на Филиппинах, в Северной, Восточной и Западной Африке, Нигерии, Египте и Сирии. В 325 году нашей эры Иерусалимский собор официально отменил практику обрезания среди христиан.

В рамках адаптации традиции по всему миру обряд заменило Таинство Крещения, напрямую отсылающее к новозаветным событиям в реке Иордан. Причина этому - новая мораль общества того времени и этические принципы. С точки зрения христианства, Крещение выглядит гораздо более гуманно, нежели еврейские обычаи, да и традиционно также проводится на восьмой день после рождения ребенка, причем независимо от возраста и пола.

Авраам и Три Странника

Но вернёмся к истории Авраама. Сразу после четвёртой встречи с Богом, Яхве приказал пророку обрезать всю свою семью, включая его самого в возрасте 99 лет и сына Измаила в возрасте 13 лет. Почему так? Объясню чуть позже.

Итак, изначально именно Измаила, сына Агари, Яхве хотел сделать великим, однако планы вскоре изменились. Когда служанка Агарь вернулась к Авраму по требованию Ангела, наряду с новым именем пророка, Бог также объявил и новое имя его супруги Сары: "Сарра".

Яхве благословил Сарру и сказал Аврааму: "Я дам тебе сына и от нее". Тот, будучи седым старцем, конечно же, рассмеялся и "сказал в сердце своем: "Родится ли ребенок у того, кому сто лет?" и должна ли Сарра, которой девяносто лет, родить [ребенка]?".

Но Яхве заверил Авраама, что для Него нет ничего невозможного. Он омолодил женщину на несколько лет и вернул Сарре способность к деторождению. Книга Бытия 18:1-6 наглядно показывает нам визит к Аврааму Трёх Странников:

"Авраам отдыхал у своего шатра в дубраве Мамре в разгар дневного зноя и заметил трех путников. Он поспешил навстречу и, поклонившись, пригласил к себе. При этом он обратился к ним, как будто он был только один:

- Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой".

Бытие, 18 глава

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: "Поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы (опресняки)!". И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял Авраам масла и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед Странниками, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И Авраам не воспринимал их как тех, кто вознамерился причинить вред ему или его семье, как это обычно бывает с незнакомыми людьми.

Более того, пророк даже не подозревает, с кем в действительности имеет дело! Только во время трапезы раскрылась истинная сущность таинственных визитёров, когда они поинтересовались женой Авраама и откуда-то знали ее имя: "И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Авраам отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из путников: "Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей".

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Один из трёх посетителей говорил от первого лица с Авраамом, как и Ангел Господень с его наложницей Агарью, словно при этом сам являлся Богом Яхве. Он повторил сказанное раньше по сюжету пророчество о рождении наследника, а именно - биологического сына престарелой супружеской пары, теперь уже - в качестве высшей награды за радушный прием и оказанное гостеприимство.

Тем временем сама жена Авраама, Сарра, подслушала разговор у входа в шатер. Теперь настал и ее черёд смеяться: "Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар". Женщина рассуждала вполне себе здраво, прекрасно понимая, что в старости критические дни навсегда исчезают, да и в молодости тоже она была бесплодна.

И тут Яхве вмешался и устами одного из путников сказал Аврааму: "Отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? Прими к сведению: в назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [родится] у Сарры сын".

Услышав необычное известие, Сарра усмехнулась, и гость узнал ее мысли. Она прибегла ко лжи и стала оправдываться, но Яхве устами одного из путников возразил: "Нет, ты действительно смеялась!".

Смех недоумения обоих родителей из-за вести о деторождении в глубокой старости, нарушающее все законы природы, вскоре повлиял и на судьбу рождённого мальчика, которого по требованию Яхве свыше нарекли Исааком (в оригинале на иврите он Ицхак). Это имя так и означает: "он смеётся".

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Но и о сыне Агари, Измаиле, Бог также не забыл. Как и в случае с Исааком, Он объявил о том, что юноша станет прародителем великого народа и неких двенадцати князей. И при этом израильтяне, произошедшие от Авраама, будут вечно конфликтовать или вступать в сложные взаимоотношения с племенем Измаила.

У современных читателей Библии наверняка возникнут вопросы насчёт того, кем были эти Три Странника, почему Авраам не расспрашивал их, что им нужно от него, а приступил к трапезе и даже омыл им ноги? Все дело в древних обычаях Ближнего Востока: Гость считался посланником божества, реже - самим божеством, посредником между ним и людьми.

В самом ТаНаХе Странники - безымянные человеческие фигуры, предстают в виде "трёх мужей". Их внешность и одеяние также не описывается. Однако, на фресках и иконах они изображаются либо как юноши в белом хитоне, либо как трое ангелов с крыльями за спиной. И обязательно - как точное подобие друг друга, неотличимые близнецы.

Обычно евреи никогда не смешивают молочные и мясные блюда, следуя изложенному закону в Исход 20:19: "не вари козлёнка в молоке его матери!". Однако, подобные правила появились гораздо позже, а Авраам накормил Странников и творогом, и молоком и опресноками, традиционной едой Израиля.

И то, что Странники вкушали вполне себе человеческую пищу, не делает их Ангелами, которые предстают как существа бесполые, духовные, ни в сне, ни в еде не нуждающиеся. Также история Авраама и Странников имеет параллель с греческим мифом о Филемоне и Бавкиде.

Бросается в глаза мимолётное сходство - и Авраам с Саррой, и эти люди показаны преимущественно пожилой парой. Обе были удостоены чести лицезреть и принимать у себя посланников богов. Правда, в случае с Филемоном и Бавкидой странника было два, и в облике смертных людям таки явились Олимпийцы - Зевс Громовержец и Гермес.

В обоих случаях гостеприимство рассматривается как обмен дарами: люди устраивают радушный прием, омывают ноги незнакомцам и кормят их, а те наделяют благами свыше: Филемон и Бавкида разбогатели и умерли в один день, а Аврааму даровали сына наследника.

На иконах Странников чаще всего изображают в виде Ангелов. Из трапезы присутствуют лишь хлеб да мясо. Ибо упор делался не на бытовое изображение застолья, а исключительно на символизм. Самих Странников христиане отождествили с концепцией Троицы, стол - с жертвенником, а пищу - с Иисусом.

Так, на знаменитой иконе Андрея Рублёва фигур Сарры и Авраама нет. Дерево в Мамре отождествили с Древом Жизни из Эдемского сада, а вместо молока и масла, теленка и опресняков Ангелы едят козлёнка (агнца), как символ Бога-Отца, отдавшего на заклание собственного Сына Иисуса во искупление грехов.

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Этот образ до сих пор у христиан считается каноническим изображением Троицы. Начиная с XVII века, сюжет гостеприимства Авраама утратил первоначальный сакральный смысл, и теперь уже пророка помещали не в шатёр, а в каменный дворец, стол был украшен золотой скатертью и ломился от яств, которые в те времена Авраам не мог себе позволить.

Он даже скромно стоял под деревом, не смея приближаться к Странникам и сесть с ними за стол, а теперь снисходительно смотрел на них с картины Рембрандта 1656 года эпохи Возрождения. Еда на столе также стала восприниматься как знак щедрости патриарха из серии "богатый накормил нищих".

Только потом иллюстрации библейского сюжета вернули изначально заложенный смысл. Также у одного из Ангелов (обычно в центре, посередине) можно было увидеть неизменные атрибуты Иисуса Христа - инициалы на нимбе, сам нимб - крестообразный, даже одеяние тождественно Христу!

А все потому, что самого Яхве изображать было нельзя, а вот фигуру Иисуса, срепя сердце, сочли допустимой. Ибо Бог, согласно догматам, явился народу во плоти. Хотя, при этом в Библии внешний вид ни одного персонажа не описывается, оставляя все на усмотрение художника и иконописца. Но вернёмся к Аврааму.

Учёные мужи пытались отыскать более точное географическое положение Мамре и смогли идентифицировать аж три реально существовавших города близ Хеврона:

  • Хирбет Нимра - еврейское поселение в персидский и эллинистический период захвата Израиля;
  • Рамат Эль - Халиль (с иврита и арабского языков означает "Друг Бога") - город времён правления царя Ирода в первом веке до нашей эры, затем - византийского императора Константина Великого в 4 веке нашей эры, и крестоносцев - в 12-13 веках нашей эры. В Талмуде город известен как Бет - Иланим;
  • Хирбет эс-Сибте - поселение 19-го века нашей эры.

В одном из них нашли реально растущее дерево, которое в оригинале вовсе не дуб, а теребинф. Его обнаружили в 1868 году, приписали ту легенду про Авраама и Странников, сделали местной достопримечательностью для паломников и туристов.

Согласно сложившейся легенде, смерть дуба в Мамре знаменует Конец Времён. В 2019 году мир был ошарашен печальным известием - памятник природы и религии рухнул (дерево росло около 5000 лет!!!), а на его месте, из корней проросли два молодых ростка, которые на данный момент пытаются сохранить учёные Израиля.

Ну, а город Рамат Эль Халиль примечателен тем, что там нашли руины крепости, которую назвали в честь ветхозаветного пророка, "домом Авраама". И местоположение дерева, начиная с середины 12 века нашей эры, постоянно перемещали из одной локации в другую. Что касается Мамре, то это имя вождя аморреев (Быт. 14:13, 24), выступившего против Кедорлаомеора вместе с Авраамом. Таким образом, дубрава увековечила память героя.

Странники у Лота, племянника Авраама. Разрушение Содома и Гоморры

Но явление Аврааму Трёх Странников вовсе не ограничивается лишь предсказанием о рождении сына у бездетной пожилой пары. Бог Яхве имел зуб на города Содом и Гоморру, и открылся Аврааму через одного из Странников-Ангелов, что в кратчайшие сроки намеревается устроить тотальный геноцид и уничтожить за бесчестье всех жителей, как и во времена Потопа. И никого не волнует, что Бог Яхве тем самым делает своего преданного ученика одновременно и свидетелем, и соучастником преступления!

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

И даже здесь Авраам, вопреки общепринятому мнению, действует исключительно в собственных интересах. По большому счету, на судьбу Содома ему было бы глубоко плевать, если бы не одно "но" - в тех краях обитал его племянник Лот со своим семейством, едва оправившись после плена царя Элама. Персонаж тут выступает в качестве "юноши в беде", которого вечно приходится спасать .

И именно поэтому Авраам стал упрашивать Яхве пощадить города и порой в ожесточенной форме рядиться с Ним. Если вкратце рассказать содержание 18 главы Книги Бытия, то Авраам вопрошал Яхве: "Ужель и ради 50 праведников Ты готов расправиться с жителями всего города?", на что тот ответил, что если в Содоме найдётся 50 праведников, то так и быть, продажу города.

Так они торговались и до 45, и до 40, и до 30, и до 20, и даже 10 человек, но судьба города все же была предрешена. Аврааму, даже несмотря на наличие мудрости, не удалось убедить Яхве в обратном, и Тот не оставил Содом и Гоморру без акта возмездия. Спор оказался бессмысленной тратой времени. Раз решил Всевышний убивать, ничто его не остановит, да и уголовного кодекса ещё тогда не придумали...

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Ну, а дальше сюжет целиком и полностью фокусируется на Лоте, племяннике Авраама, тоже престарелом муже, который жил себе в Содоме и в ус не дул, даже не вспоминал о своем дяде! У него откуда-то была жена и две дочери, которые предстают безымянными фигурами.

Тогда как в поздних источниках персонажи таки получили свои имена: жена - Адо или Юдифь (Эдит по-английски), а одна из дочерей - Палтит, о чем сказано только в мидраше (толковании ТаНаХа) под названием "Сефер Хаяшар" (ивр. "Книга правильной записи") 19:24. И Лоту тоже являются Ангелы под видом Странников, но на сей раз их в повествовании не три, а два:

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Быт 19:1–3

Здесь как будто повторяется сцена гостеприимства Авраама. Но обратите внимание: служить готов и принимает посетителей только сам Лот. Ни жена, ни дочери никак не встречают Странников.

Лот искал в Содоме богатой жизни, — и что же? В качестве угощения он предлагает только обычный хлеб (Авраам предлагал хлеб из лучшей муки), но тоже пресный, а о молоке и мясе речи и подавно не идет… Лот обеднел или просто не столь щедр? Как бы то ни было, разница с благословенным Авраамом налицо.

Но наиболее циничным и неразумным с точки зрения современной морали ТаНаХ изображает Лота в данном эпизоде:

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь

Быт 19:4–9

Оставим психоаналитикам разбираться в подробностях того, что двигало этими горожанами — если в этом вообще можно разобраться: зло в своем пределе часто иррационально.Но как можно объяснить безумие Лота?

Вместо одного греха он предлагает совершить другой, готов выдать толпе на растерзание своих дочерей. В оригинале на иврите слово "познали" известно как "ядах", и оно употребляется именно в сексуальном контексте.

Лот заступился за незнакомых проходимцев, которых раньше и в глаза не видел, жертвуя при этом жизнью и здоровьем своих родных дочерей, дабы над ними совершили гнусное насилие! Даже по тем временам, когда обычай гостеприимства на Ближнем Востоке воспринимался как должное, когда гостя можно было принять не за вора и убийцу, а за носителя Божественной мудрости, такой расклад был неуместен и вызывал негативную реакцию и продолжительные споры.

Как бы ни пытались средневековые толкователи оправдать Лота — мол, он жертвует самым дорогим, чтобы спасти от чудовищного преступления и гостей, и горожан, — вряд ли можно с этим согласиться. Мы видим здесь продолжающееся падение праведника. Но, как это бывает с Богом, помощь приходит неожиданно, и с той стороны, с которой ее никак не ожидаешь. Те, кого он хотел защитить, сами становятся его защитниками:

"Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа".

Быт 19:10–11

Ангелы не допустили извращений, не дали ситуации выйти из-под контроля и спасли положение. Стоит сказать, что слепота в Писании неоднократно выступает суровым наказанием (4 Цар 6:18, Деян 9:8, 13:6–12), но также может служить символом и метафорой внутренней слепоты людей (Ис 6:9–10, Ин 9:39 и др.). Когда этим людям стало не до Лота, Ангелы буквально втащили того в дом.

После этого Лоту было возвещено о предстоящих событиях – о судьбе городов. Лоту нужно было возвестить своим родственникам о том, чтобы те покинули Содом вместе с ним до утра. Так как Лот был поселенец, то родственников у него конкретно в Содоме не было, за исключением тех, которые названы зятьями. Скорее всего, они уже внесли подарки Лоту за его дочерей, чтобы вскоре, взять их в жены.

Это можно охарактеризовать как сватовство. Дочери Лота были засватаны этими людьми. Речи Лота для них были смехотворными, они считали это бредом, а самого Лота могли счесть за фанатика.

Лоту трудно было покидать город – здесь был его дом, имение, хозяйства, прислуга. Ангелам пришлось насильно уводить Лота из города. Выведя его за город, они повелели ему покинуть эту местность и уйти жить в горы. Лот же считал, что это далекий путь, а на пути его могут подстерегать опасности. Поэтому он попросил ангелов дозволения спастись в Сигоре (в оригинале - в Цоаре).

Возможно, там жило несколько жителей – меньше десяти, со своим хозяйством. Поэтому, Лот своим поселением среди них, спас эту местность, так как там не было даже десяти человек вообще, не говоря уже о десяти праведниках. Почему Лот решил спастись там? Город был близко, и Лот безопасно мог туда добраться. Жителей было мало и все друг друга знали.

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Отдельного внимания, пожалуй, заслуживает Жена Лота. Тот самый многострадальный безымянный персонаж, которому наша поэтесса Анна Ахматова посвятила своё стихотворение. Напомним, Ангелы посоветовали Лоту бежать со своей семьей, чтобы избежать разрушения города: "Беги, спасая свою жизнь! Не оглядывайся назад и не останавливайся нигде на равнине; беги в горы, чтобы тебя не смыло!".

Почему нельзя было оглядываться Лоту и его семье? Жена Лота оглянулась и погибла - превратилась в соляной столп. За что Всевышний поразил ее, ведь должна быть веская причина для этого? Можно предположить, что оглядываться было нельзя по той причине, что покидание обжитого места, вызвало бы сожаление, чувство печали. Но такие чувства противоречили бы правосудию Всевышнего.

Можно ли свое имение и богатство, поставить выше правосудия Всевышнего? Потому и постигла жену Лота такая кара, что она не радела о правосудии Всевышнего, но была озабочена своим имением. Но есть и другая версия кары небесной, постигшей несчастную женщину - богословы сходятся во мнении, что она тайно стремилась к греху и была недостойна спасения.

Третья версия гласит, что во время визита Странников - Ангелов, в доме не оказалось соли, и женщина обратилась за помощью к местным жителям, тем самым поставив семью под угрозу. За это Жена Лота и была наказана свыше. Горькая ирония судьбы. Некоторые комментаторы полагают, что она оглядывалась назад, чтобы посмотреть, следуют ли за ней ее дочери или дом ее отца переживает гнев.

Позже уже бытовало иное мнение: Жена Лота увидела самого Яхве, нисходящего с небес и ниспровергающего на города огонь и серу.Евреи очень боялись свое божество. Ссылаясь на диалог Моисея и Яхве на горе Синай в Книге Шемот/Исход, они избегали не то, что изображать Его, но даже и соприкасаться взглядом, пусть и случайно!

В ТаНаХе Яхве сам сказал, что узреть Его нельзя никому из смертных, а если все же доведётся, то провинившегося ждёт неминуемая смерть. Тоже самое произошло и с Женой Лота, как предполагалось. На самом деле, в оригинале все довольно таки прозаично. Дело было в обыкновенном неповиновении предупреждению Ангелов.

В мифологии Греции и Израиля существует весьма популярный для того времени мотив под названием "смотрящее табу", когда человеку нельзя было оглядываться или на кого-то или что-то смотреть. Вспомнить тот же миф об Орфее и Эвридике.

Сын Аполлона, бога искусств, ораторства и музыки, по имени Орфей был влюблен в юную и прекрасную нимфу Эвридику. Та ответила взаимностью. В какой-то момент девушка была укушена змеёй, и поскольку первой медицинской помощи и противоядия тогда не существовало, она мгновенно скончалась.

Убитый горем, Орфей отправился в подземный мир (ещё один популярный сюжет в мифологии), в царство Аида, где очаровал всех обитателей музыкой и с трудом убедил владыку мертвых вернуть обратно Эвридику. Персефона и Вид дали согласие при условии, что Орфей не оглянется назад, пока не достигнет выхода в мир живых.

Но юноша нарушил запрет, Эвридика вернулась назад, а второго шанса на исправление роковой ошибки боги не дали. Даже Харон отказался переправить через Стикс вторично. Закончилось всё печально: в мире живых Орфей провел в глубокой депрессии и скорби по умершей, а потом оказался разорван на части спутницами бога виноделия Диониса за то, что оказался недоступен для сексуальных утех.

Единственное утешение для Орфея стало в царстве мертвых, где Аид поселил бесплотные тени нимфы и полубога в одной из областей - Элизиуме, с лугами из асфоделей, где Орфей уже мог без страха оглядываться на Эвридику. Другой миф с похожим сюжетом связан с Персеем, убившим Медузу Горгону. По сюжету, Горгон было три. Из них только Медуза смертна.

Но смотреть на нее было нельзя - ее взгляд обращал всех в камень. Да и без того людям все равно было несдобровать - помимо чудовищного облика, внушающего ужас: со змеями вместо волос, блестящей и крепкой чешуей на теле, с золотыми сверкающими перьями на крыльях за спиной, медными руками с острыми когтями, лиц с острыми клыками и красными, как кровь, зубами, Горгоны случайных путников запросто могли разорвать в клочья и выпить его кровь, как современные вампиры!

Лишь чудом и вмешательству Олимпийцев Персею, сыну Зевса, удалось остаться в живых и добыть голову Медузы, которая даже после гибели владелицы не утратила способность обращать всех в камень. А точнее - в мраморную статую. За исключением, разумеется, Афины Паллады, сделавшей из нее трофей на щите или на груди.

Такой сюжет в мифологии классифицируется как тип С331. У евреев по отношению к Жене Лота, которая также нарушила запрет не оглядываться назад и не смотреть на гибель Содома и Гоморры, был специальный глагол - "табет" или "табах", от которого и произошло слово "табу".

В чем провинились перед Богом содомляне? Десять версий произошедшей библейской трагедии

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

А вот для своего преданного ученика и пророка Авраама Яхве зачем-то сделал исключение и таки показал ему последствия эпического и тотального разрушения Содома и Гоморры, сравнимого со сбросом ядерной бомбы на Хиросиму и Нагасаки в Японии:

Господь пролил на Содом и Гоморру дождь из серы и огня с небес. Он ниспроверг эти города, и всю Равнину, и всех жителей городов, и то, что росло на земле. И встал Авраам рано утром на то место, где он стоял перед Господом. И он взглянул в сторону Содома и Гоморры и на всю землю Равнины, и увидел, и вот, дым от той земли поднялся, как дым из печи.

— Бытие 19:23

За что Яхве покарал жителей городов таким ужасным образом?! Сам ТаНаХ не даёт нам чёткого ответа, за исключением единственного случая, где народ требует от Лота выдать им Странников для надругательства над ними. Племянник Авраама вступает с ними в перепалку, предлагая им своих двух дочерей. И на этом все и заканчивается.

Но для раввинов и прочих богословов одного нелицеприятного эпизода оказалось явно недостаточно. Когда появились, помимо самой Торы, Невиим ("Пророки"), это позволило трактовать трагедию в более широком ключе.

Но что в иудаизме, что в христианстве, что в исламе, в случившемся виноват вовсе не Бог, а люди. Содом рассматривался как исключительно порочный город, и список грехов жителей поражал своим разнообразием. Так, Иеремия 23:14 сообщает, что содомляне были лжецами и прелюбодеями, послание Иуды 1:7 связывает грех жителей с похотью и половой распущенностью.

Список других грехов включает в себя: гордыню (Иезекииль 16:48-50), жестокость (Исайя 1:9-10), не гостеприимство и даже пытки (Иезекииль 16:49-50)! В Талмуде и вовсе содомлянам приписали вымогательство денег у нищих (8 зузим) за переход через реку по мосту, а одну из дочерей Лота - Палтит - и вовсе заживо сожгли за то, что она дала хлеб нищим (Синедрион 109b)!

Но самой распространенной версией является метафора гомосексуализма и скотоложество. Почему же "грехи Содома" из ТаНаХа стали прототипом современной "содомии"?

По сути, это результат того же националистического рвения, которое мы наблюдали гораздо раньше. Забегая вперёд, скажу, что после Вавилонского изгнания и во времена римского правления Иерусалимом, в период примерно с 100 г. до н.э. по 100 г. н.э. евреи, столкнувшись с совершенно чуждой им языческой эллинистической "безнравственностью", намеренно навязали гомосексуальную интерпретацию этой истории.

Например, богослов Климент Александрийский осудил гомосексуальность, потому что это означает совокупление само по себе, и он обосновал свое осуждение ссылкой на предписание Моисея против употребления в пищу мяса зайца (Дварим/Второзаконие 14.7). Заяц считался нечистым животным, способным безмерно размножаться.

Одним из корней сексизма является не столько разделение между мужчинами и женщинами, сколько разделение между мужчинами и животными (к последней категории относятся гомосексуалисты и зайцы, женщины и ласки). К этому списку нечистых животных следует добавить собаку. Евреи называли язычников "собаками", кунес (от греческого kuon, "собака", современный термин: клык), а жрецов Кибелы - "галльскими гончими", или cinaedus, от canus, "собака".

Частым эпитетом эпохи Возрождения было "ты, содомитская собака", а современным эквивалентом является бранное выражение: "ты, сукин сын". Также в числе грехов несчастных содомлян указывались: убийство, воровство и идолопоклонство, но всеобщего распространения в массовом сознании они не получили.

Гоморра же стала таким же синонимом бедствия на фоне Содома, как и Нагасаки наряду с Хиросимой в качестве обозначения сброса и взрыва ядерной бомбы. Учёные до сих пор гадают, было ли разрушение Содома и Гоморры реальным историческим событием или же остаётся только национальным мифом?

Если же трагедия была реальна, то было ли это стихийное бедствие? Евреи же атомную бомбу тогда не придумали и не изобрели! Версий выдвигалось множество. Сначала говорили про извержение вулкана, но на территории близ Мертвого моря никакой такой горной местности не обнаружили. Затем выдвинули новую гипотезу, согласно которой, города были уничтожены «от землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод…».

Британский археолог Г. Харрис обращает внимание на природные месторождения асфальта и смолы, а также на существование подземных каверн, наполненных метаном. Это подземные бомбы и готовые природные склады с горючим, которые только ждут спички. А спичкой может стать все, что угодно. Например, землетрясение.

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Коран же показывает нам несколько иную версию произошедшего. Мусульмане верят, что Бог не обрушивал огонь и серу на Содом и Гоморру, а всего лишь уничтожил города градом камней из обожжённой глины:

Итак, (мощный) Взрыв настиг их перед утром, И мы перевернули города Содом и Гоморру вверх дном и обрушили на них камни из обожженной глины. Несомненно, в этом есть знамения для тех, кто размышляет. Их руины все еще лежат вдоль известного маршрута.

— Коран 15:73

И в этой версии мифа спасся один только Лот (Лут по - арабски), и он не сидел сиднем, а проповедовал жителям Содома единобожие, но его проигнорировали и бойкотировали. Жена Лота не покинула город, а погибла вместе с другими обречёнными. И снова низвержение Содома и Гоморры мусульмане связали именно с гомосексуализмом...

Согласно Иосифу Флавию, римскому историку первого века нашей эры, еврейский БОГ ЯХВЕ "позаимствовал" способ уничтожения городов у греческого бога-титана, Зевса Громовержца, поразив Содом и Гоморру молнией:

«…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией» [4, кн. 4,8, с. 302].

«Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми.

Разгневавшись,… Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из неё уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжёг его вместе с жителями и равным образом опустошил всю область»

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Вообще, в ТаНаХе гибель этих двух городов стала таким знаменательным событием в жизни евреев, что даже их названия стали нарицательными и служили в качестве страшного предупреждения и предостережения для других воинственных городов и стран, с которыми сталкивался народ Израиля и верил, что их Бог Яхве не оставит без внимания и должного возмездия угнетателей и иноверцев.

Так, Дварим/Второзаконие 29:21-23 сообщает, что города Адма и Зевоим повторили судьбу Содома и Гоморры. Пророк Исайя в 1:9-10, 3:9 и 13:19-22 предрекает гибель Вавилона и Эдома похожим образом. А в Софонии 2:9 аналогично были стёрты с лица земли Моав и Аммон.

Далее, в 2 Ездры 2:8-9 говорится: "Горе тебе, Ассирия, скрывающая неправедных среди себя! О нечестивый народ, помни, что я сделал с Содомом и Гоморрой, земля которых лежит в комьях смолы и кучах пепла. Так я поступлю с теми, кто не послушал меня!" - говорит Господь Всемогущий (Эль Шаддай в оригинале )".

Также и в Новом Завете, а точнее - в Евангелии от Матфея 11: 20-24, Иисус Христос предупреждает о судьбе некоторых городов, где он творил некоторые из своих чудес:

"А ты, Капернаум, будешь ли ты вознесен на небеса? Нет, ты будешь низведен в Ад. Ибо, если бы деяния силы, совершенные в вас, были совершены в Содоме, это оставалось бы до сего дня. Но я говорю вам, что в судный день для Содомской земли это будет более терпимо, чем для вас!".

Далее пророчество повторяется в Евангелии От Луки 10:11-12, предположительно, в качестве угрозы городу фарисеев: "Даже пыль вашего города, которая прилипает к нашим ногам, мы вытираем в знак протеста против вас. Но знайте вот что: приблизилось Царствие Божье!Говорю вам, в тот день Содому будет более терпимо, чем тому городу".

Слова Иисуса Христа про Царствие Божие - не бред сумасшедшего, а метафора грядущего мира, который возникнет после Страшного суда Бога Яхве, но перед этим народу Израиля должен был явиться Мессия, согласно эсхатологии иудаизма, сформировавшейся в межзаветный период. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Нас интересуют в первую очередь Содом и Гоморра, которые в Новом Завете стали метафорой для грешников, обречённых на муки в загробном мире. В 2 Петра 2: 4-10 аналогично говорится, что точно так же, как Бог Яхве разрушил Содом и Гоморру и спас Лота, Он избавит благочестивых людей от искушений и накажет нечестивых в Судный день.

Примечательно, что в оригинале на иврите города назывались Сам и Мара, а привычные названия появились лишь в Септуагинте, переводе ТаНаХа на греческий язык. Правда, там были Седом и Геморра, что означает "пылающий" и "потопление". То есть - буквально вода и пламя.

Получается, что Геморра выступает в качестве отсылки на историю про Великий Потоп, где беззаконие людей также описано сжато и туманно, и где Бог Яхве также показан Судьей всего мира. Но вернёмся к истории Лота, который покинул Содом и перебрался на грани рассвета жить в Сигор/Цоар (или Зоар). Но был вынужден вскоре спешно его покинуть и поселиться в пещере. Почему?

Возможно, Лот не стал проживать в Цоаре, когда увидел, что произошло с городами – он был напуган и думал, что и этот город постигнет такая же судьба. Потому ушел из него жить в горную безлюдную местность, чтобы наверняка сохранить свою жизнь и не подвергать ее опасности за грехи людей. А затем началось эротическое описание жуткого инцеста:

И сказала старшая младшей: «Отец наш стар, и нет человека на земле, чтобы войти к нам по обычаю всей земли. Пойдем напоим отца нашего вином и ляжем с ним, и наживем от отца нашего потомство».

И они напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая, и легла с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: «Вот, я лежала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, ложись с ним, и наживем от отца нашего потомство».

И напоили они и в эту ночь отца своего вином; и встала младшая, и легла с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И зачали обе дочери Лота от отца своего.

От этих кровосмесительных союзов старшая дочь зачала Моава (иврит מואב, букв. "от отца" [meh-Av]), отца моавитян, в то время как младшая зачала Бен-Амми (иврит בן-עמי, букв. "Сын моего народа"), отца аммонитян.

Почему родные девушки так отвратительно поступили со своим отцом, спросите Вы? Возможно, это был акт возмездия за то, что Лот сам чуть было не отдал их разъяренной толпе на растерзание в обмен на жизнь двух Странников.

Есть и другая версия - дочери Лота, скорее всего, были затронуты культурой Седома, потому они приняли противозаконный метод рождения потомства. У них отсутствовал страх перед преступлением, которое они тщательно спланировали и совершили. Идея этой гнусности пришла в голову старшей сестре, которая научила этому и младшую.

История Лота очень сильно перекликается с сюжетом про пророка Ноя (Ноаха). Оба были единственными, кто спасся после глобальной катастрофы, оба насадили виноградники, а спиртной напиток выставил их в неприглядном свете.

Если тот же Хам посмеялся над наготой отца, то дочери Лота, согласно еврейской традиции, верили, что весь мир был уничтожен и что именно они с отцом были единственными выжившими. Поэтому и прибегли к инцесту, чтобы сохранить человеческую расу.

В данном контексте дочерей Лота можно было понять - они оказались в опасной и неординарной ситуации, в те времена люди ещё не имели ни карт, ни глобуса, ни знаний географии других стран мира, поэтому логично, что разрушение Содома и Гоморры восприняли как тотальный конец света.

Это как если бы современный человек пережил ядерный взрыв и чудом остался жив со своими родными, не зная, что делать дальше и как продолжать род человеческий. История кровосмешения Лота и его дочерей вызвала множество дебатов среди отцов церкви, а вот в эпохи Возрождения, Барокко и романтизма, начиная с 16 века нашей эры, она стала популярным сюжетом среди художников тех времён.

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 7.3

Дело в том, что люди восхищались красотой и естественностью обнажённого тела. И при этом пол человека не имел значения. А посему на картинах позволялось кое-какие существенные изменения: в ТаНаХе Лот изображен жертвой обстоятельств, который был в бессознательном состоянии и не ведала, что с ним творили.

На картине же он - похотливый старик, вполне бодр и трезв. Либо Лота показывают как того, кто не прочь устоять перед женскими чарами, либо агрессивным соблазнителем. Даже дочери изменились кардинально - ими движет похоть, при этом одна из них целует и соблазняет отца, а другая погружена в сон.

Если в оригинале дело было ночью, в тёмной пещере, то на картине каменный свод всегда освещён. Чаще всего - пламенем пожарищ в Содоме, а также где-то позади стоит соляной столп, в который превратилась Жена Лота.

Все это делалось ради художественной выразительности и эстетики, заключающейся в двойственности человеческой природы (Лот -праведник и Лот - грешник). Отцы церкви, в том числе и Иоанн Златоуст, не дерзали осуждать Лота и его дочерей за кровосмешение, объясняя это тем, что законы против данного действа, подробно описанные в 18 главе Книги Левит (Вайикра в оригинале) ещё не были даны Богом Яхве через Моисея (Моше в оригинале).

Кроме того, у евреев в мидраше присутствует ряд дополнительных историй, касающихся Лота, которых нет в Танахе, а именно:

- Авраам позаботился о Лоте после того, как Харран сгорел в гигантском пожаре, в котором Нимрод, царь Вавилона, пытался убить Авраама.

- Во время нахождения семейства в Египте, мидраш отдает Лоту должное, потому что, несмотря на его стремление к богатству, он не сообщил фараону о секрете Сарры, о том, что она была женой Авраама.

Также стоит заметить, что от дочерей Лота произошли аммонитяне и моавитян, которые постоянно воевали с народом Израиля. Это уже третий раз, когда этнологический миф перекликается с историей Ноя (Ноаха) и его трёх сыновей.

Единственный плюс в этой истории, это то, что библейская героиня Руфь была моавитянкой по происхождению и прабабушка царя Давида. А дочери Лота сыграли свою, хоть и роковую, роль в родословной Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 1:5). Именно на это и обращают внимание христиане.

Реабилитировать персонажа по-своему постарались и мусульмане. Они рассуждали так: если Лот мог так чудовищно поступить со своими детьми, какой он после этого пророк и праведник?! И стоило ли тогда его вообще из Содома выводить?

Да и за что он не попал в опалу ЯХВЕ, только из-за кровного родства с Авраамом? И разве не было у него никаких заслуг пред Богом?! Так не пойдет! Поэтому в исламе Лот, которого назвали Лут, показан исключительно с положительной стороны, в сонме нескольких ветхозаветных пророков, включая его дядю Авраама (названного Ибрагимом), и Мухаммеда.

Он проповедовал жителям Содома единобожие, а в эпизоде со Странниками и вовсе не хотел допустить насилия над собственными дочерьми, а призывал вступить в здоровые отношения с женщинами в целом. Согласно учению имамов - ибн Касира, Куртуби и Табари, фразу про дочерей, сказанную Лотом, следует понимать, как метафору нации. Также в Коране полностью отсутствует сюжет о кровосмешении.

14
5 комментариев