Вдогонку к лонгу о Набокове: а вы слышали про стихотворение писателя, посвящённое Супермену ? (Да, тому самому)

Мне ненавистен: и могучий торс,

И каждой мышцы корабельный трос,

И синий чубчик. Ключ моей хандры —

Не пропасть, разделившая миры

… … …

Я молод, полон сока, что твой клён,

И что неудивительно, влюблен.

Но все позывы сердца и души

Стальной рукой не хочешь, а души:

Моя любовь — землетрясенье, смерч,

И брачный час сулит невесте смерть,

Отелю снос, а рядом с ним домам

Как минимум ремонт оконных рам

… … …

И статуя моя. И женский вздох:

"Ах, Кларк, как он чудесен!". Да, неплох,

Я бормочу, вздыхая втайне — но

Обычным парнем быть мне не дано.

Отрывки в переводе Михаила Идова

Очередное свидетельство того, что «настоящее» искусство и поп-культура - вовсе не параллельные прямые, что они регулярно пересекаются, дополняя и обогащая друг друга. Знаю, что новость не свежая, но как-то пропустил её в своё время. Возможно, вы тоже, поэтому решил поделиться.

Стихотворение «The Man of Tomorrowʼs Lament» («Плач человека завтрашнего дня»), посвящённое Супермену и Лоис Лейн, было написано в 1942 году, однако при жизни автора никогда не публиковалось. Его случайно обнаружил в 2021 году литературовед Андрей Бабиков, изучая книги в Йельском университете. Судя по всему, Набоков вдохновился обложкой, на которой Кларк и Лоис смотрят на статую супергероя.

Superman Vol 1 #16, 1942 г.
Superman Vol 1 #16, 1942 г.

Набоков периодически читал комиксы своему маленькому сыну. Вот как писатель характеризовал этот вид литературы:

Несомненная пошлость, но это пошлость в такой безобидной, неприхотливой форме, что о ней не стоит и говорить — старая волшебная сказка, если уж на то пошло, содержала не меньше банальной сентиментальности и наивной вульгарности, чем эти современные побасенки об «истребителях великанов»

Комиксы тех лет действительно не представляли из себя ничего интересного с точки зрения драматургии (да, даже на фоне современных). Это были простые, бодрые истории про мужиков в трико, которые боролись за всё хорошее против всего плохого и почти не задумывались над своей собственной судьбой. Удивительно, что рефлексия по поводу тяжёлой ноши супергероя появилась в черновиках писателя-эстета гораздо раньше, чем на страницах Marvel или DC.

8K8K показов
434434 открытия
7 комментариев

Я правильно понимаю, что Набоков написал о том, как первый раз показал свой большой инструмент невесте?)

Ответить

Завел я Лоис Лейн в сарай
И был там очень тусклый свет

Ответить

Блин, а в мой сборник оно не попало, эх...

Ответить

Вот это да, Набоков всегда полон сюрпризов! Кстати, Долорес Гейз была большой поклонницей комиксов и постоянно их читала)

Ответить

Оригинал скинь!

Ответить