От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

"Жестокий романс" - известная советская киноадаптация пьесы А.Н. Островского "Бесприданница". Вокруг сюжета сложилось большое количество заблуждений, в частности о чистоте любви Карандышева к Ларисе. В этом разборе будут представлены психологические портреты трех основных героев, чтобы дать представление о личностных характеристиках и сути поведения, а также пролить свет на спектр чувств каждого персонажа, развеяв тем самым мифы.

Лариса Дмитриевна Огудалова

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Главная героиня, одна из трех сестер, последняя, что еще не вышла замуж. Семейство Огудаловых из обедневшего дворянского рода, однако, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны (матери героини), они водят знакомства с успешными и богатыми людьми в городе. Мать Ларисы очень корыстолюбива, торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря пронырливости их матери, которая при любой возможности устраивает посиделки для бомонда. Ничего хорошего её корысть для дочерей не несет, их жизнь складывается весьма и весьма трагично: одной достался шулер, представлявшийся иностранцем, а другой - ревнивый горский князь, зарезавший жену вскоре после свадьбы. О том, чтобы выйти замуж по любви нет и речи, ведь Харита Игнатьевна под видом благовидной заботы хочет добиться счастья для девочек, выдав их за очень богатых мужчин, которым не нужно приданное, ведь этого она дать не может, они еле сводят концы, вытрясая последние деньги на торжественные вечера для потенциальных женихов.

В такой обстановке и формировалась личность Ларисы Дмитриевны, она очень красива, но одета скромно, а по замечаниям крупных дельцов города: "дорогой бриллиант, требующий такой же дорогой оправы", но, увы, бесприданница. Этот факт и является ограничивающим список кандидатов для Ларисы, она с детства жила в таких установках, что никогда не будет достойна чего-то настоящего, ведь из-за своего унизительного положения ей нужно думать не о любви, а о денежках будущего суженого, который возьмет её бесприданницей.

— Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.

— И хорошего ювелира.

— Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится. (цитата)

Свою красоту Лариса осознает, но жизнь в ограничениях наложила свой отпечаток, поэтому это вылилось в некую нарциссическую травму, с одной стороны, самооценка у героини не страдает, но с другой, денежные вопросы, которые сильно тормозят ее пыл, ведь такое положение в то время было унизительным. Исходя из этого, предположу, что Лариса имеет черты дефицитарного нарцисса.

Аргументы:

  • 1) Идеализирует и возводит на пьедестал другого нарцисса (грандиозного) - С.С. Паратова.
  • 2) Порой сама не понимает, что к кому чувствует и от того и страдает, ведь смысл "любви" она так и не может понять, вместо этого у нее какие-то смутные иллюзии.
  • 3) Может легко и хладнокровно играть на чувствах других ( Карандышева, кассира Гуляева, да и Василия Вожеватова в том числе).
  • 4) Любит быть в центре внимания.
  • 5) Желает не простой жизни, а праздника, который по её мнению подарит именно Паратов.
От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Влюбившись в яркого и эксцентричного Сергея Сергеевича, она хотела за счет его грандиозности и "показного празднества" повысить свою самоценность, и да, конечно же, Лариса его любила, любила настолько сильно насколько может любить дефицитарный нарцисс. Она вознесла его на пьедестал, идеализировала, но истинную причину этого помешательства понять не может, обычно нарциссы влюбляются по типу: "здесь и сейчас", порой даже не осознавая суть этих чувств. Они любят внешний иллюзорный образ, а тут и такая возможность - грандиозный нарцисс. Они более стабильные, самовлюбленные, всюду сеют ауру силы и уверенности, исключительности и идеальности, игривости и восторга. В такого очень легко влюбиться, но не "любить", ведь грандиозные нарциссы как Паратов никогда не смогут по достоинству оценить столь глубокие чувства. Лариса попадается на все уловки Сергея Сергеевича, она слепо влюбляется и готова идти за ним хоть на край света, ведь за всем этим чувством кроется, на самом деле, желание обрести себя за счет другого. Она свято верит, что такой человек-праздник сможет наполнить её жизнь этим весельем и спасти из этого болота, но, увы, всё это лишь иллюзия. Лариса любит, страдает, травмируется, но гордо встает, а затем, проявив свои нарциссические защиты, решает выйти замуж за другого, который "любит её". Пусть на этот раз это чувство будет односторонним, она убеждает себя, что сможет возможно полюбить его позже, а сейчас лучше уехать от всего этого подальше и больше никогда не вспоминать ту безответную любовь. Быть рядом с этим нелепым Карандышевым для неё мучение, Лариса не любит его, она презирает его в душе, но выхода нет, пустоту надо чем-то заполнить. Да-да, именно пустоту, ведь внутри нарциссов эта всепоглощающая бездна, которая требует заполнять себя яркими эмоциями, но это лишь временное спасение, страстные чувства к Паратову были тем лекарством для больной души, но теперь их нет, поэтому надо заполнять себя чем-то другим. Лариса надеялась, что брак в глуши с Карандышевым ей поможет, она не любила, но верила, что любят её. Отмечу, что это лишь заблуждение, но об этом будет позже в описании личности Карандышева.

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Лариса вновь встречает Сергея Сергеевича после долгой разлуки и опять её сердце стучит быстрее, она готова всё простить, убежать с ним хоть на край света, ведь он иллюзорный идеал, любовное помешательство. У дефицитарных нарциссов такой тип привязанности встречается довольно часто, что может стать серьезной проблемой, в частности как у Ларисы. Она убегает от жениха и идет за этим Паратовым, не видя никаких преград и опасностей, хотя для того времени такое поведение помолвленной девушки немыслимо. Даже мать говорит ей: "Жених есть, да не про твою честь", пытаясь уберечь от несчастья. Но для Ларисы нет никаких недостатков, она видит в нем только яркую картинку и свои представления на его счет, потому и окунается в этот омут с головой, становясь зависимой от Сергея Сергеевича.

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

"Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать".

В итоге что мы видим? Разбитое сердце, крах всех надежд, опорочена, обесчещенна, убита горем. В конце в порыве чувств Лариса понимает, что она просто вещь, вещь в руках этих богатых и честолюбивых корыстных мужчин, её никто не любит, в ней видят лишь хорошенькую девушку. Она не знает любви, но отчаянно ищет, а когда не получает ни от кого, то понимает, что это конец. Позорная участь любовницы Кнурова ей не нужна, у нее теперь нет внутреннего стержня самоценности, всё это держалось раньше на иллюзии любви к человеку, который нещадно растоптал все порывы прекрасного в ней.

"Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Наконец слово для меня найдено, вы нашли его... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину".

Лариса никогда бы не стала уже прежней, она в тот день умерла не только от пули Карандышева, но и эмоционально от рук Паратова. Это единственно возможный финал, больше того спектра эмоций и привязанности героиня никогда бы не испытала, плюс потеря чести еще более унизительна и недопустима чем участь бесприданницы. А могла бы жить как любовница богатого человека, где не нужно испытывать чувств, а только брать и брать, но такой выход показался ей не лучшим, но вынужденным (" пойду искать золото"), потому и получив пулю в сердце (очень метафорично, кстати), она погибает с улыбкой и слезами на глазах, ведь этим мучениям настал конец, а следовательно и этому раненному сердцу больше не надо страдать.

Сергей Сергеевич Паратов

"У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут"
"У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут"

Паратов - это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление, нa языке охотников "паратый" означает быстрый и сильный зверь. Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое. Хищническое поведение как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Ему за 30, он любит яркие образы, чего только стоит его идеально белый костюм, наряд с иголочки, подобранный дотошно идеально, ведь другие герои на его фоне сразу гаснут. Сергей Сергеевич мужчина-праздник, за ним повсюду ходит цыганский табор, вокруг эта аура роскоши и расточительности, эдакая пыль в глаза. Он жестокий, расчетливый, но не настолько бессердечный, как многие думают, походу описания я поясню. Паратов типичный грандиозный нарцисс. Его нарциссизм проявляется в “преувеличенной демонстрации самоуверенности, достоинства, и превосходства”. При этом социальные достижения должны быть сильны, импульсивны, энергичны, и обычно продуктивны, а иначе они не смогут заполнить свою всепоглощающую пустоту, ему всегда важно быть на коне, иной расклад унизителен, а унижение и слабость -для него главные страхи. У нарциссов есть потребность быть идеальными и в том, чтобы другие признали их идеальность. Нарциссические характеры зачастую демонстрируют разнообразные достижения и успех, поскольку у них получается найти себя в мире власти и денег. Однако как бы не был их образ грандиозен, ему противоречит их истинное Я. Нарциссы абсолютно потеряны в мире чувств и не знают как находить общий язык с другими людьми по-настоящему, по-человечески.

Белый костюм Паратова - это метафора, посмотрите какой белый и чистенький, разве может быть такой человек нехорошим, посмотрите какой идеал, но это лишь пыль в глаза. Реальный моральный облик Паратова в том, что он внутри пустой и расчетливый, ему не нужна любовь, только честь и слава, а еще деньги... Лариса привлекла его, она попалась в нарциссическую ловушку, восторгалась им, подпитывая шаткое и одновременно раздутое эго, и возможно, если бы было у нее приданое, то они могли бы стать парой, но счастья это не принесло. Ввиду того, что Сергей Сергеевич не сможет по достоинству оценить столь глубокие чувства, за маской его влюбленности дальше последовал бы период обесценивания и скуки, с которой справлялся бы при помощи бесконечных праздников, алкоголя и доступных женщин. Жизнь обычного человека ему не подходит, он и парад и пират по своей сущности, роль порядочного семьянина не для него, только жизнь на грани эмоций. Особенно показательна сцена, где он устраивает стрельбу по живым мишеням, демонстрируя какой он смелый и ничего не боится.

— Лариса Дмитриевна!

— Что, Сергей Сергеевич?

— Вы не боитесь?

— Я с Вами ничего не боюсь!

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Сергей Сергеевич в действительности был очень хорош собой и прекрасно понимал это, в отличие от Ларисы ему не нужно было сливаться с кем-то, чтобы понять свою ценность и видеть себя сквозь призму чужого Я. Для него не существует ничего кроме денег, выгоды и всеобщего внимания - это именно те ценности, которые должны главенствовать в его жизни, и любви в них нет места, ведь любовь-это слабость, а в его мире выгода должна быть во всем.

- Неужто вам не жаль расставаться с «Ласточкой»?

— Что такое «жаль», я не знаю... Для меня, капитан, ничего заветного-то нету. Увижу выгоду — продам что угодно... (Паратов)

Сергей Сергеевич использовал любовь и внимание Ларисы как ресурс, но одним этим сыт не будешь, ему нужны были деньги, он попользовался чувствами красивой девушки и хладнокровно уехал искать "золото" (богатую жену ради его содержания), ведь жизнь нужно вести праздно. Ему плевать было на то, что Лариса почувствует, когда он уедет, лишь невзначай произнеся: "Некрасиво вышло с Ларисой Дмитриевной, ну Вы за меня с ней попрощайтесь". Паратов уехал, а что там чувствует эта девушка уже не важно, ни первая, ни последняя, в любви надо страдать.

По приезде он и забыл уже о существовании Ларисы, но ему напомнили, и тут же сообщили, что та выходит замуж. Тут у Сергея Сергеевича происходит нарциссическое обострение, мол, не дождалась! Хотя при этом он-то не свободен, сам же уехал, чтобы найти богатую невесту, но это не важно, Лариса оплошала, увы, не страдала столько сколько ему было нужно, она нашла другого. Паратов уязвленно говорит Кнурову и Вожеватову: "я чуть на Ларисе не женился... Вот бы людей насмешил". Жениться на ней он никогда не собирался, в нем в тот момент говорила уязвленная нарциссическая гордость, обида, что Лариса не страдала, но мы-то знаем, что это не так. В своем глазу бревно не замечает, а в чужом соринку найдет, в данной ситуации его помолвка и побег не имели никакого значения, себя-то он любит и считает положительным, а вот Лариса виновна.

Паратов уязвлен до глубины души, потому без приглашения вломился в дом Огудаловых, вытащил из Ларисы признание в любви, причем обвинив перед этим в неверности. Хотя какое право он на это имел? В нем движет чувство мести, еще бы Лариса с другим, а должна же была всю жизнь его ждать. О своей помолвке Паратов не упоминает, только наезжает на границы Ларисы, затем унижает Карандышева, который для него человек низшего сорта, червяк, об этом свидетельствуют его слова Харите Игнатьевне: "У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик".

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Конфликт с Карандышевым выводит его из себя, тут он еще больше уязвляется и его эго донельзя расшатывается, потому и выдает агрессивную реакцию, а в мыслях уже планируется месть - испортить Ларису. Сергей Сергеевич на званном ужине Карандышева подготавливает всё необходимое для свершения мести, напаивает жениха, уводит его невесту, которая, кстати, и сама рада этому. В данном плане Лариса была лишь целью, он не любви её хотел, не чувств, а желал обладать, чтобы уж точно она Карандышеву не досталась, ведь после того как Паратов её обесчестил, героиня по моральным представлениям того времени уже не сможет удачно выйти замуж. Сергей Сергеевич хладнокровно увлекает Ларису в постель, ему плевать, что с ней будет дальше, но, если судить по сцене фильма, когда между ними утром проходит беседа, глаза у него влажные, либо это актер так выдал свои эмоции, либо так и было задумано. Предположу, что в глубине души Паратов слегка сожалел о том, что сделал, но ничего не исправишь, дело сделано. Его голос слегка подрагивает, глаза влажные (но слез нет), он как бы с болью объясняет Ларисе, что скован "золотыми цепями" помолвки, но заранее говорить не стал, хотел посмотреть, что будет. Я считаю, что Паратов любил Ларису, да, любил настолько насколько может любить нарцисс. Он сознательно привел её к этому позору, но чувства к ней у него были, хоть и поверхностные, ведь в этом драма нарциссов - неумение любить и привязываться.

— Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?

— Что делать, Лариса Дмитриевна! В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.

— И непременно женщине?

— Уж, разумеется, не мужчине.

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Нарциссы могут легко расправиться с чувствами другого, но делают они это бессознательно, потому что такова их защитная реакция, если кто-то станет для них ближе и хоть как-то начнет наступать на их "павлиний хвост", то этот человек будет отвергнут, ведь настоящая близость и слияние для грандиозного нарцисса недопустимы, но более вероятны для дефицитарного нарцисса. Когда Лариса погибает, последний её взор устремляется на Паратова, он с ужасом смотрит на нее, понимая, что сам виноват в её трагичной смерти, эта пуля в сердце - метафора, на самом деле, девушку погубил он. Сожалел ли Сергей Сергеевич в тот момент? Думаю, да, но исправить что-либо он уже был не в силах.

Юлий Капитонович Карандышев

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Юлий Капитонович Карандышев его имя звучит необычно, гротескно, казалось бы сочетание имени императора (Юлий Цезарь) и такое простонародное отчество, столь звучным сочетанием автор сразу же подчеркивает сложность и противоречивость героя. Фамилию можно растолковать, заглянув в словарь Даля, "карандыш" - коротышка, недомерок. Герой мелкий чиновник, ненавидит элитное общество, но страстно стремиться стать его частью, ища место под солнцем, он человек с непомерно необоснованными амбициями. Его самооценка стабильно низкая, он готов на любое унижение, лишь бы хоть на минутку проникнуть в жизнь богатых и успешных, но чтобы таким стать, надо иметь соответствующий вид.

— А я вот не беру взяток! Вот так! (Карандышев)

— Вам никто и не даёт! Место у вас такое, недоходное. Вот кабы вам давали, а вы не брали, так тогда и хвастаться можно было (Харита Игнатьевна)

Юлий Капитонович остро нуждается во всеобщем внимании, это его главная потребность и слабость, но в отличие от Паратова, который просто одним свои видом и харизмой привлекает внимание и не зависит от него, то Карандышев его судорожно ищет и очень зависим этим. Все люди испытывают потребность во внимании, а психолог Абрахам Маслоу называл это «потребностью в признании и уважении», которая занимает важное место в пирамиде потребностей человека. Ради получения этого ощущения истероид и действует. Карандышев типичный пример истероидного типа личности, он как и нарцисс любит только себя и действует лишь во благо себя, но его самооценка стабильно низкая, поэтому и нужно чужое признание, чтобы ощущать себя на высоте, в любви они добиваются полного слияния, чтобы выглядеть за счет партнера увереннее. Истероид - актер по жизни, для него очень важно мнение людей о нем самом. Он может осознавать, что это мешает ему спокойно жить, но снова и снова возвращается на прежние жизненные позиции и ждет внимания окружающих.

Юлий Капитонович довольно демонстративный, он неуклюже пытается ухаживать за Ларисой, лезет повторять за Паратовым, но это выглядит так нелепо и глупо. Весь образ Карандышева пропитан нелепостью и неуверенностью, а также необоснованной амбициозностью будучи человеком не ярким, не талантливым, не успешным. Также интересной представляется сцена, где Юлий Капитонович покупает Ларисе платье, демонстрируя свои не лучшие качества - жадность и мелочность, мы видим с каким трепетом он отдает деньги и сетует на эти расходы, если любишь, то отдашь всё что угодно, а не будешь мелочно причитать за каждую копейку.

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"

Своим званным ужином Карандышев хотел хотя бы на один вечер окунуться в обстановку "дорогой жизни", его демонстративность и показное величие стали настоящим посмешищем, на дешевый алкоголь были наклеены этикетки элитного, и это, в свою очередь, метафора его самого, ведь облачившись в элитную наклейку внутреннее содержание всё равно останется дешевым, свою структуру не изменить. На этом вечере мы видим его истинное лицо - хвастолюбец и ничтожество, пытающийся выдать себя за "власть имущего" с помощью брака с Ларисой, которую он увел из под носа у общества богачей. Не успел жениться, а уже празднует свою победу, победу над "власть имущими". Только для них для всех он посмешище, они ловко уводят его сокровище прямо у него из под носа, открыто смеясь ему в лицо.

Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. 
Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. 

Следует подчеркнуть, что слабым звеном истероидного типа может стать удар по самолюбию, утрата внимания окружения или особо значимых лиц, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность, что и обуславливает яркую истерическую реакцию у Карандышева. У него нагло отобрали Ларису, по сути, хоть и он и указывает на то, что для всех этих богатых подлецов она вещь, для него она тоже самое. Герой хочет этого брака не потому, что любит, а потому, что красавица Лариса - вещь, которая поможет ему получить величие. Многие осуждают Ларису, чего ей не хватало, когда у нее был человек, который её любит. Если бы любил сразу бы увез её в деревню, а не хвастался перед всеми какую девушку сумел получить, не мелочился бы на наряды, не пытался бы выставить себя тем, кем не является, но ему горячо хотелось, чтобы все вокруг завидовали и кусали локти какой же он молодец, но, увы, выставил себя на посмешище.

Нет, Карандышев её не любил, был восхищен ей, но не любил! Она такая же вещь для него как и для всех, с одним отличием, Кнурову и Вожеватову она нужна как бриллиант (любовница), чтобы приумножить свое могущество, а Карандышеву она нужна, чтобы обрести хоть какое-то внимание. Потеряв остатки гордости, и понимая, что не будет Лариса его никогда, он теряет самообладание и как маленький ребенок, у которого забрали игрушку, закатывает истерику. Карандышев убивает Ларису, но она и до выстрела была уже мертва, только морально, а он облегчил её страдания. Юлий Капитонович не имел право распоряжаться её жизнью, но очень хотел, а так как она не досталась ему, то пусть не достанется никому.

От нарцисса до истероида: психологические портреты героев "Жестокий романс"
99
66
14 комментариев

В школе 10 получил бы по литературе за сочинение) Тщательный глубокий разбор, что сказать

3
Ответить

В этом фильме Гузеева красивая

1
Ответить

Да она в целом красивая, особенно в молодости.
Как хорошо, что я не застал её на ТВ 😁

2
Ответить

Фильм кстати душный кал для старперов. Все персонажи аутисты, особенно Гузеева.

1
Ответить

Чо сказать-то хотел?

Ответить

Что ты так хрен сможешь, только и всего.

1
Ответить

ничего... только дать поразмышлять

Ответить