Революционный самолет-амфибия, который мог перевернуть принципы авиастроения: советский ВВА-14

ВВА-14
ВВА-14

Казалось бы, в мире авиации уже ничем не удивишь. В целом, компоновка авиационной системы понятна, конечно, сложней, чем автомобиль, но тем не менее, разобраться можно. Понятно, что самолеты бывают разные. За век с небольшим, как были придуманы летательные аппараты с крыльями и винтами, людьми были разработаны всевозможные самолеты и вертолеты. Конечно же, всем известны такие самолеты, как амфибии, способные взлетать с поверхности воды, так и самолеты и вертолеты, которые взлетают с места. Мало того, даже самолет-двигатель придумывали. И такое бывало во второй половине прошлого века. Тем не менее, не многие в курсе, что еще осталось чем удивить мир любителей авиации.

Таким экземпляром, который еще может вас удивить - можно смело назвать советский ВВА-14. Данный самолет-амфибия поднялся в небо в далеком 1972 году. В себе он содержал как функции гидросамолета, так и торпедоносца с бомбардировщиком. Вот такой большой багаж задач стоял перед данным экспериментальным экземпляром. Скажем так, что ВВА-14 разрабатывался как вертикально взлетающая амфибия. По задумке конструкторов самолет мог бы взлетать и садиться прямо на воду в двух режимах: как обычный самолет с разгоном во время взлета и посадкой с торможением по поверхности воды, так и взлетать и садиться как вертолет, или даже как самолет с вертикальной способностью взлета и посадки.

ВВА-14
ВВА-14

Нужно сказать еще то, что главным авиаконструктором данной машины был советский авиаконструктор итальянского происхождения Роберто Бартини. Разрабатывался ВВА-14 как авиационная противолодочная система, которая должна была включать в себя сам самолет, поисково-прицельную системы "Буревестник", противолодочные оружия и системы заправки топливом на плаву. Как вы уже поняли, задачей самолета стало бы обнаружение вражеских подводных лодок. Дальность самолета была бы около 1500 километров. Вся концепция самолета была очень сложна в плане реализации. Поэтому, в итоге, разработка двигателей вертикального взлета РД36-35ПР была не завершена. Двигатели разрабатывались в Рыбинском КБ моторостроения.

ВВА-14
ВВА-14

В общем, как мы поняли, были сложности в создании двигателей вертикального взлета. Поэтому, конструкторы пошли немного по-другому пути и создали модификацию данного самолета, в которой он превращался в экраноплан. Самолет даже был испытан в акватории Таганрогского залива Азовского моря в 1976 году. В общем, весь проект так и был свернут, его не довели до конца из-за сложной концепции, да и фокусы в авиастроении были изменены, так как менялась и сама авиация и системы борьбы с подводными лодками. Тем не менее, корпус единственного прототипа ВВА-14 помещен в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино, где его и можно увидеть.

Рады вашему лайку и подписке на канал. Это помогает развитию и продвижению нашего канала! Наш сайт. Будем рады вашей подписке на наш канал в Телеграмм, сообщество в ВК.

Ссылка на первоисточник с нашего канала на Дзен:

66
22
10 комментариев

У СССР было столько свободных ресурсов, что хватало на пробы всякой дичи и это круто

2
Ответить

Если ты живёшь в таком государстве, то не всегда, потому что на производство нормальных штанов для народа денег хватало не всегда.

3
Ответить

столько свободных ресурсовОткуда эти ресурсы взялись интересно? Не из полурабского ли состояния населения и уличных толчков без туалетной бумаги?

2
Ответить

Без таких экспериментальных машин и не был возможен быстрый прогресс в авиационной технике, да и вообще любой прогресс идет через эксперименты, в том числе и неудаучные.

В СССР уже к 80м годам (35 лет прошло с окончание Второй Мировой войны) была разработана и серийно производилась вся линейка гражданской аваиции: от легких Ан-2 до трансатлатических Ил-86 и сверхвуковых Ту-144. К моменту развала союза до половины всего мирового (!) парка гражданских самолетов выпустили в СССР. И это при том что параллельно отстроили города, осуществили программу массового строительства жилья, расселили людей по квартирам, сделали топовое образование, медицину (да, когда-то не нужно было детям на операции смсками собирать межжду рекламными паузами), подняли гражданское автостроение, бытовую технику начали делать и т.д. и т.п.

Сравните с достижением гражданской промышленности новой России в свободные 90е, сытые нулевые и стабильные 10е. Ну суперджет построили. Правда потом оказалось что в условиях санкций его все равно собирать не получается, надо переделывать. Что еще? Е-мобиль вот был, по телевизору видел как президент на нем ездил. Йотафон, тоже по телевизору показывали.

Ответить

До 1950-го года читаешь историю советского авиастроения и там почти всех репрессировали, потом небольшой рассвет, новые изобретения, а с 1970 всё заканчивается тем, что проекты признают бесперспективными и забрасывают, а там уже 90-е близко.

1
Ответить

Ну проект все в немалой степени свернулся из за смерти Бартини в 1974 году. Который и до испытания не дожил. А после него оно и никому не нужно было. Еще два года прожил проект и его закрыли.

Ответить