«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

Рассказываю, почему это хоть и не идеальное, зато местами очень актуальное произведение.

«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

Относительно недавно я писал про качественный сериал «Медленные лошади», после просмотра которого решил ознакомиться с книжным первоисточником. Дальше первого романа я, правда, так и не продвинулся, но шпионская тематика меня не отпускала, и я вспомнил сначала о пропущенных книгах о приключениях Штирлица («Приказано выжить», «Альтернатива»), а потом мой взгляд упал на другую советскую классику – роман Вадима Кожевникова «Щит и меч» 1965 года.

Так как знакомство со Штирлицем у меня началось с сериала «Семнадцать мгновений весны», а уже потом я начал осваивать первоисточник, который снят очень близко к тексту, то и «Щит и меч» я сначала пробовал оценить в формате экранизации. Но, увы, сериал 1968 года по сегодняшний день все же слишком устарел. И, что гораздо хуже, содержит лишь малую часть сцен из романа, упуская самое важное и интересное, что в нем есть.

В двух словах о сюжете

«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

Молодой немец из Прибалтики и по совместительству советский разведчик Иоганн Вайс / Александр Белов после того, как в 1940 году Латвия становится советской, вместе с другими немцами репатриируется в Германию. В оккупированной к тому моменту Польше он благодаря своим знакомствам и личным качествам устраивается шофером и механиком в армейскую часть, потом начинает возить уже майора Абвера и, проявив себя в качестве толкового и отважного парня, попадает в немецкую военную разведку.

Там он параллельно с подготовкой диверсантов из монархистов, уголовников и узников концлагерей раскидывает свои шпионские сети, снабжающие советское руководство исключительно ценной информацией. Искусно отводя от себя любые подозрения, Вайс на протяжении значительной части романа саботирует работу огромного разведывательного центра, одновременно с этим получая от немцев награды, уважения и внеочередные звания, дорастая до статуса доверенного человека самого Вальтера Шелленберга – главы немецкой внешней разведки.

Единственный существенный недостаток

Если Штирлиц хоть изредка бывал очень близок к провалу и в итоге даже провалился, то вот с Иоганном Вайсом такого не случается даже близко. Примерно к середине романа я уже полностью убедился в неуязвимости главного героя, и даже когда его арестовали в какой-то момент, было ясно, что до финальных страниц он останется живым и невредимым.

«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

Из-за этого вся шпионская составляющая лишается львиной доли напряжения. В романе есть еще один разведчик, который оказался в немецком тылу волею случая и сумел выдать себя за немецкого офицера. Так вот он, успевая вести двойную жизнь, проводит с небольшим отрядом диверсии в таком масштабе и таком количестве, что любому Джеймсу Бонду даже не снилось. И поскольку большая их часть только упоминается, а не описывается, то теряется ощущение опасности, которая должна по идее нависать над героями.

Главное достоинство романа

Но вот что касается Иоганна Вайса, автор не жалеет строк, чтобы во всех деталях изобразить его путь от рядового водителя грузовика с макулатурой до высокопоставленного офицера СС. Абсолютно все приемы и хитроумные комбинации расписаны в мельчайших подробностях, так что успехи главного героя не ощущаются незаслуженными или случайными.

Причем речь идет не только о чисто технической стороне дела, но и психологической. А вот этот аспект и является главным достоинством романа. В отличие от произведений Юлиана Семенова, Кожевников поставил своей целью показать максимально широкий срез немецкого общества и явить читателю целую экспозицию разномастных поддонков в нацистской форме или без нее.

«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

Ему приходилось терпеливо выслушивать бесконечные рассуждения своих сослуживцев о том, что немцам самой биологической природой предназначено быть «новой аристократией крови», что немец — это «человек-господин, наделенный волей к власти и сверхвласти». Они упоенно превозносили смерть на войне. Всемерно заботясь о сохранении собственной жизни, чужие жизни они и в грош не ставили.

Умерщвление людей других национальностей они называли «оправданной целью сокращения народной субстанции». И газовые камеры, где душили людей, были оборудованы смотровыми глазками, для того чтобы нацисты, приникая к ним, могли сдать публичный экзамен на бесчеловечность

«Щит и Меч»

Рассуждали они все примерно одинаково: каждому полагается когда-нибудь умереть, и мы здесь не убиваем военнопленных, а просто не содействуем продлению их существования. Некоторые из них изощренно истязали заключенных отнюдь не из склонности к садизму, а из одной лишь боязни прослыть добряками. Это было опасно, и они фотографировались у виселиц во время казней, чтобы заручиться своеобразным документом, подтверждающим их профессиональную пригодность к подобного рода службе, самой безопасной во время войны

«Щит и Меч»

Так как автор все же был сильно ограничен углом зрения своего главного героя, то почти все показанные персонажи – это чиновники и офицеры, с которыми вынужден взаимодействовать Иоганн Вайс. Но поскольку до таких высот, как Гитлер, Гиммлер и Борман, простой ефрейтор не может дотянуться, автор все же не отказывает себе в демонстрации жизни нацистской верхушки в отдельных зарисовках, как бы с позиции независимого наблюдателя.

В стремлении охватить как можно больше сторон нацистского правления автор делает некоторых героев до неправдоподобия разговорчивыми, готовыми выбалтывать все свои сокровенные тайны. Хотя все же большинство таких сцен все же выглядят как вполне убедительное сплетничество коллег. А, например, эпизод попадания Вайса в камеру к арестованным участникам неудачного покушения на Гитлера в 1944 году вышел просто отличным.

«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

В любом случае книга достигает главной цели — показать во всем ужасающем масштабе нацистскую систему порабощения и уничтожения населения, начиная с собственно немецкого народа, не забыв про главных выгодоприобретателей развязанного террора и тотальной войны, который не ограничивается Гитлером, Гиммлером и генералами, а простирается в направлении немецких картелей и концернов вроде «ИГ Фарбен» и просто спекулянтов.

Таким же грабежом и с не меньшим размахом занимался весь генералитет вермахта. Специальный сотрудник, секретно наблюдавший за гитлеровскими полководцами, доносил Канарису: «В диком опьянении эти облагодетельствованные судьбой люди кинулись на новые богатства. Они делились поместьями и землями Европы; заправилы получали субсидии, командующие армиями — блестящие дотации.

«Щит и Меч»

Лучшие дома» Берлина, которые посещал Генрих Шварцкопф, по своему обличью походили на притоны, куда бандиты сносят награбленное. И чем значительнее были особы, которым принадлежали эти загородные особняки, тем больше их дома напоминали «хазу» скупщиков краденого.

«Щит и Меч»

Внезапная актуальность романа

Если бы роман состоял преимущественно из таких вот отвлеченных рассуждений на разные темы, то это было не художественное, а публицистическое произведение. К счастью, предлагает множество постоянно сменяющихся сцен с живыми и убедительными героями, которых я до сих пор помню по именам. Иногда роман становится даже слишком реалистичным и невероятно актуальным. Далее речь идет о пытках в застенках Гестапо.

— Да, я слышал, вы сажаете заключенных на бутылки из-под шампанского, как некогда азиаты сажали пленников на колы.

— Вы можете попросить, чтобы бутылки из-под французского шампанского заменили для вас бутылками из-под английского виски.

«Щит и Меч»

Различные нацисты, которым главный герой вынужден служить или дружески общаться по долгу службы, получились более чем убедительными, среди которых нет ни одной карикатуры. Кто-то из них убежденный фанатик и расист, другой просто беспринципный и беспощадный карьерист, для которого идеология ничего не значит, еще кто-то считает себя вне политики и просто служит сначала кайзеру, потом президенту, а теперь и фюреру.

Но автор хорошо подмечает, что сколько бы садистов и всяких извращенцев не набирали для истязаний в концлагерях, но бесперебойность работы машины по уничтожению населения обеспечивали, не прежде всего, бюрократы и интеллигенты, способные с математической точностью рассчитать пропускную способность крематориев, газовых камер и вокзалов с одной стороны, и производители и поставщики всего этого оборудования с другой. В общем, все те, кто смогли превратить геноцид в рутину и даже придать этому по-научному нейтральное описание. Со всеми этими «людьми» автор также стремится познакомить читателя.

Вайс спросил деловито:

— Словом, вы предлагаете торговать заключенными?

Советник брезгливо поморщился:

— На языке деловых людей это звучит иначе. Скажем, возмещение затрат на содержание лиц, не занятых производительным трудом, вследствие необходимости их перевоспитания в специфических условиях.

«Щит и Меч»

Сегодня «язык деловых людей» совсем не изменился. Достаточно открыть любое издание типа Forbes или РБК, чтобы убедится в этом. Абсолютно для всего могучие умы бизнес-аналитиков и составителей финансовых отчетом могут подобрать такие слова, чтобы самые жутки вещи выглядели совершенно нормально и благообразно.

«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

Так как типографии, печатающие продуктовые карточки, находятся в нашем ведении, мы имеем возможность на законном основании получать по таким карточкам значительное количество выделенного данной стране продовольствия и возвращать его населению уже посредством так называемого черного рынка. Таким образом, мы изымаем припрятанные людьми ценности, не применяя насильственных средств, на основе полной добровольности. В некоторых промышленных районах Франции детская смертность возросла в четыре раза по сравнению с довоенным уровнем. Подобные же явления наблюдаются и в Бельгии. Дети мрут от недостаточного питания. Поэтому цены на продукты на черном рынке баснословны.

«Щит и Меч»

И всю книгу продолжается путешествие Иоганна Вайса по иерархической лестнице в гитлеровской Германии: «Он хотел проникнуть в те немецкие круги, правила жизни которых состояли в том, чтобы не считаться ни с какими правилами, нормами, обычаями, морально-нравственными предписаниями. И чем наглее представители этих кругов попирали законы, тем выше было их положение в обществе. Эти люди и составляли правящую элиту».

В итоге выясняется, что наивысшей ценностью для них оказывается вывоз в Швейцарию награбленного золота или недопуск попадания в руки СССР собственности крупнейших концернов, а не какая-то там великая Германия и прочее подобное. Так же, как и в романах Юлиана Семенова, нацистская верхушка накануне своего краха пытается отчаянно сговориться хоть с Америкой, хоть с Великобританией.

Проблемы экранизации

«Щит и меч» — замечательный советский роман про разведчиков, но с недостатками

Естественно, уместить всё это в шесть часов мини-сериала было невозможно при всем желании. Значительная часть смыслов потерялась из-за отказа от закадровых монологов главного героя, которые поясняют многие неочевидные вещи. Да и просто очень многих сцен из романа нет. Практически сразу исходный текст начинают кромсать целыми главами.

Вот Иоганн заправляет кровать полковнику Лансдорфу, а в следующей сцене он уже отправляется в концлагерь вербовать кадры для разведшколы. Хотя в книге между этими событиями было много чего еще. И такой вандализм творится буквально со всеми сюжетными линиями. Хотя многие разговорные эпизоды перенесены на экран дословно, и актеры подобраны неплохо, но это не спасает. Да и экшен с гримом уже не выдерживают никакой критики. Все же экранизация «Семнадцати мгновений весны» на несколько голов выше по всем пунктам.

Сериал «Щит и меч» не советую смотреть ни до прочтения романа, ни после. А вот рассказывать о книге можно долго и цитаты на любой вкус проводить тоже, благо там 960 страницы в одном из последних изданий. Несмотря на явную жанровую принадлежность, вместе с исчезновением чувства тревоги за жизнь главного героя, начинаешь на него смотреть как на попытку автора на примере героев из самых разных слоев общества показать, как же так вышло, что немецкое общество погрузилось в пучину такого кровавого безумия, как нацизм.

Заключение

Получилось, на мой взгляд, очень достойно, и «Щит и меч» вполне можно поставить на полку произведений, представляющих такое направление, как соцреализм. Это, конечно, не уровень романов Шолохова, но писателей масштаба Шолохова в принципе было немного. Зато мне после прочтения захотелось поглубже окунуться в немецкую литературу первой половины XX века. У меня в бэклоге давно лежат произведения Бертольда Брехта, Томаса Манна и Генриха Манна.

3636
22
8 комментариев

Партийно-пропагандистская ахинея

2

Не осилил? Или, по обыкновению, не понял о чем?

1

Отличная книга! Читал прям запойно) очень удивился, что тут на дтф такое кто-то читал)
Купил издание от азбуки в серии большие книги, с обложкой под лен)

Когда он работал водилой словил флэшбек к первой мафии)

2

А за меч можно и два бана схлопотать.

1

А щит от него не поможет прикрыться?

2

У меня такое ощущение, что большинство не стало открывать пост, так как приняло его не за развернутое мнение, а очередной щитпост с одной картинкой.

Вариант — сделать более развернуто, сильнее углубиться в тематику, не отказываться от многосерийного телефильма и ждать людей со стороны (не с дтф)