Жопа архитектора Курихара или громкое расследование о новом бестселлере книжной индустрии. Жоп будет больше.
Об этой книге невозможно говорить, не обсуждая ее внешний вид. Кринж-маркетинг, ошибка, приведшая к случайному успеху или продуманная стратегия? В любом случае, игра на понижение с читательскими вкусами.
Несколько месяцев назад Inspiria объявила о выходе новой книги, хоррорного детектива, в котором надо внимательно изучать чертежи зданий, чтобы найти разгадку. Как человеку, который потратил последний год на ремонт, идея убить кого-то и рассматривать планировки мне понравилась, книга вызвала интерес, не только у меня. А еще вызвала шквал насмешек обложкой, на которой была изображена выдающаяся филейная часть некого анимешного персонажа. К слову, так и непонятно, кто это – протагонист, тот самый архитектор Курихара или кто-то еще, в тексте подсказок о внешности персонажей нет, и уж точно не рассказывается про такую выдающуюся жопу.
Легкая шизофрения с анимешными обложками началась в книжной индустрии давно – драйвер развития рынка официальных продаж все больше молодые девушки, да и редакторы все больше молодые девушки, видать им такое нравится. Сначала нас завалили азиатским фентези, потом почти все обычное фентези стало выходить с анимешными обложками, потом под видом фентези нам стали продавать БДСМ порнуху (опять же, с анимешными обложками), потом и другие жанры, затем классика появилась – все эти анимешные Онегины и Печорины. Скоро средний Читай-город станет неотличим от магазинчика в Акихабаре, даже переплюнет его по количеству рисованных лиц.
Обложка «Странного дома» – усугубление тенденции, когда для жанровой литературы не только опять сделали обложку с кавайной няшей (Япония же, значит маняме!), но и дали книге с интересной задумкой вид какого-то гей-фанфика, сфокусировав акцент на заднице.
Кстати, посмотрите на оригинальную японскую обложку. В маске – это японский автор-ютубер, пишущий книжки а-ля Бэнкси, не раскрывая лица, по имени Укецу. Еще раз посмотрите на японскую обложку и русскую.
Очень интересно кто в издательстве принимал решение о том, как продавать книгу читателю, выбирал вместо взрослого любителя азиатского хоррора вот это. Однако, он, намеренно ли, случайно ли, оказался прав – у книги случился солд-аут на предзаказе. Сначала об этом написала редакция, а потом из канала критика Мильчина мы узнали о том, что о «Странном доме» говорили как о новом бестселлере на вчерашней большой конференции Эксмо.
Жопа вызвала вирусный эффект, насмешки дали книге известность. Правда, есть подозрения, что читатель, которому она предназначалась, прошел мимо, но кому какая разница если тираж продали, уже подписан договор на выпуск продолжения и готовится выход русского перевода манга-адаптации (пробник которого уже дарили за предзаказ)?
Впрочем, мне кажется, тут счастливое стечение обстоятельств для издателя. Это все же было доведенной до предела шизой с аниме-обложками. Давайте посмотрим хронологию событий:
1. Анонс книги, все ржут над жопой, много комментариев в духе «идея интересная, но с такой обложкой не куплю».
2. Предзаказ задерживается.
3. Издание внезапно обретает глянцевую полу-обложку, почему-то закрывающую архитектора Курихара ниже пояса, на аудиокниге его тоже обрезают.
4. Выход, солд-аут, успех.
Судя по пункту три, издатель судорожно думал, как уже согласованную и нарисованную жопу спрятать, чтобы продать книгу не только малолетним любительницам жопастых японцев. Но по итогу-то книга разошлась. Значит анимешная жопа на обложке работает. Значит и другие книги можно так продавать, не важно, что внутри.
Жоп будет больше.
Ладно, давайте немного про книгу. Это неплохое развлечение для любителей детективов и легкого хоррора на один вечер. В книге 250 страниц крупным шрифтом, куча иллюстраций и глав по 3-4 страницы, после которых половина страницы еще и пустая. В итоге читается это часа за три, что делает книжку хорошим компаньоном в самолет, поезд, отпуск.
Когда ко мне обратился старый приятель с просьбой взглянуть на необычный план дома, который он собирался купить, мое внимание привлекло загадочное пустое пространство на первом этаже. Поэтому я написал знакомому архитектору Курихаре. Он сразу заинтересовался нестандартной планировкой, отметив несколько странностей: детскую без окон, подозрительное расположение комнат и тайный проход… Курихара выдвинул безумную теорию, которая ею бы и осталась, если бы позднее рядом с домом не нашли расчлененный труп без кисти левой руки.
Про сюжет особо рассказывать кроме аннотации не хочется, чтоб не спойлерить, но могу сказать, что странных домов в книге не один, а сюжетные повороты бывают неожиданные. Нам с главным героем и архитектором Курихарой действительно надо постоянно смотреть на чертежи, продвигаясь к разгадке, впрочем, они показались мне несколько избыточными – иногда информация повторяется, словно книга создана для потребителя тиктоков с убитой концентрацией, который не способен запомнить, что было пару страниц назад.
Еще книга как-то по-японски наивна, с регулярными «вот это да!» и роялями в кустах, если смотрели аниме, понимаете, о чем я. Впрочем, последняя четверть переворачивает все с ног на голову и резко усложняет сюжет, вводя огромное количество новых персонажей и уходя во взрослый японский социальный хоррор, что было весьма неожиданно.
В общем, книжку я проглотил за один вечер, несмотря на некоторые недостатки, она мне понравилась. Над обложкой поржал и написал этот пост. Спасибо ЭКСМО за наше счастливое детство, получается, ждем вторую часть, где чертежей уже не будет, одна большая жопа на весь разворот.