Немного о "Пикнике на обочине"
Салют. Не отходя далеко от темы аномальных зон, что наполнены артефактами, хотелось бы рассказать о том, откуда ноги растут. Ну, так-то понятно: из повести братьев Стругацких, "Пикник на обочине". Да вот только произведение это, хоть и считается культовой в жанре фантастики, имеет необычные адаптации.
Вот возьмём, к примеру, серию книг о Ведьмаке от Анджея Сапковского. Вот вам трилогия игр, вот вам сериал с Генри Кавиллом. Всё чётко и понятно. Или "Дюна" - экранизация номер раз, экранизация номер два, крутая стратегия и отменённый проект. Всё.
Чаще всего, когда адаптируется литературный источник, там два варианта - либо экранизация является частью общей истории и сюжетно связана с книгами, дополняя общую историю, либо же это просто попытка перенести историю на мониторы и большие экраны ("Гарри Поттер", "Джеймс Бонд", игра "Метро 2033" ).
А что, если мы возьмём самые основные элементы мироустройства, и поместим в другие условия? Сделаем не экранизацию, а произведение по мотивам? Может получится всякое, и рассмотрим мы такой случай как раз на примере "Пикника..." Для начала напомню, если не читали/забыли, что это за история такая.
Согласно предыстории, в неназванный момент истории нашу планету посетили инопрешленцы откуда-то из космоса, и побывали они в 6 местах на нашей планете, лежащих на одной линии. В книге это сравнивается, как если бы раскрутили глобус и 6 раз выстрелили в него из револьвера, но не суть. В этих 6 местах, названных Зонами Посещения, стали происходить непонятные события. К примеру, появились аномалии, что игнорят законы физики, и производные от аномалий - артефакты, с удивительными свойствами, как положительными, так и весьма отрицательными. Добыча артефактов - нелегальна, но они стоят хороших денег, а потому в Зону лезут смельчаки, что, рискуя жизнью, достают артефакты и продают их. Таких авантюристов нарекли "сталкерами".
Главный герой произведения - как раз один из сталкеров, Рэдрик Шухарт, по прозвищу "Рыжий", чей родной город Хармонт оказался в одной из Зон Посещения, и повесть расскажет нам о разных событиях из жизни сталкера, начиная от его работы на Институт, что изучает Зону, до сталкерства, тюрьмы и безумных вылазок, а приправлено всё это философскими размышлениями и шикарным стилем Стругацких.
Повесть была написана в 1971 году, а уже в 1975 году было решено делать экранизацию, да не абы кем, а самим, мать его, Андреем Тарковским, культовым советским фантастом! Почти два года команда из Тарковского и братьев Стругацких корпела над сценарием, который раз за разом переписывался, чтоб угодить режиссёру. Сначала съёмки сорвались из-за землетрясения в том месте, где планировали снимать. Затем первый отснятый материал оказался браком. Потом Тарковский, известный своим нелёгким характером и уже утомивший всю команду бесконечными переделками сценария, умудрился поругаться с оператором, а там уже и зима подошла, так что съёмки снова отложили. Затем снова начали снимать, и по итогу несколько тысяч метров киноплёнки оказались так же непригодными. Очередные переделки сценария, очередные пересъемки, и, наконец, в 1979 году фильм вышел в свет.
О чём же кино? Зоны Посещения по-прежнему на месте. Главный герой - Сталкер, которого нанимают двое странных людей, Писатель и Профессор. Они хотят дойти до таинственной Комнаты, где-то в Зоне, которая исполняет желания. И теперь троица, проходя сквозь аномалии Зоны и дебри философских рассуждений, идут к своей цели.
Ну что тут сказать? Зэ кино, зэ синема. Картина относится к позднему периоду творчества Тарковского, а потому там нет того нагромождения символов и визуальных метафор, что былр присущи автору раньше. "Сталкер" в большей мере становится философской притчей в минималистичной обёртке вдумчивого и достаточно спокойного фильма.
После выхода картина получила признание как на Родине, так и за рубежом, и сейчас "Сталкер" является не только одним из лучших фильмов в творчестве Тарковского, но и одним из лучших фантастических фильмов в принципе.
Затем повесть успешно шагала по планете (среди всех произведений Стругацких "Пикник..." получил наибольшее количество переводов и изданий за границей), однако долгое время история оставалась лишь в книжной плоскости, пока в начале нулевых на неё не обратили внимание ребята из маленькой украинской студии, GSC называется.
Они были известны своими стратегиями, но теперь решились взяться за шутер, и были в активном поиске идей для своего будущего блокбастера. На первых парах у них там были пирамиды ацтеков, джунгли и прочая научно-фантастическая ерунда в духе фильма "Звёздные врата". Но это всё было не то, они понимали, что двигаются в каком-то... неправильном направлении. И тогда, после нескольких мозговых штурмов, им пришла идея - взять Зону из "Пикника...", с его аномалиями, артефактами и сталкерами, и поместить в Зону реально существующую, а именно в Чернобыльскую.
Идея так всем понравилась, что разрабы организовали несколько поездок в радиоактивную Зону, активно искали спонсоров и всячески рекламировали свой новый продукт, и после кучи переносов и тонны вырезни, в 2007 году вышла "S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля". Думаю, игра в представлении или особом рассказе не нуждается. Многие и так знают про Зону Отчуждения, в которой, по лору игры, помимо взрыва 1986 года случился взрыв ещё в 2006 году, образовалась аномальная зона. Полезли аномалии с артефактами мутанты кровожадные, а учёные и военные аккуратно тыкали её палкой, будто бы пытаясь изучить, а потом туда полезли простые люди, те самые сталкеры, кто-то начал объединятся в группировки, и всех манил таинственный Исполнитель Желаний, в центре, где-то под ЧАЭС.
По мотивам игровой вселенной появилась одноимённая книжная серия, где авторы взяли много идей из повести Стругацких. После закрытия серии в 2012, на её основе появились две новые, СТАЛКЕР и STALKER, многие из которых развивали непосредственно мир Стругацких, с их Зонами Посещения. Особенно отметился Дмитрий Силлов, автор цикла про Снайпера, что написал прямое продолжение оригинального "Пикника..." и запустил одноимённую книжную серию.
В 2015 на повесть обратили внимание американцы, с канала WGN America, что задумали снять сериал. К слову, ещё в 2000 Columbia Pictures хотела экранизировать историю, но в тот раз у наших заокеанских друзей не срослось. А в этот раз собрали команду во главе с режиссером Аланом Тейлором, Рэдрика должен был сыграть британский актер Мэттью Гуд, даже пилот отсняли и в 2017 показали трейлер. Но дальше... От проекта отказались, и теперь от серила остался лишь тот трейлер да пачка концептов. Но это вовсе не значит, что мы больше не увидим современной адаптации "Пикника..."
У нас ведь японцы, а у них есть аниме.
Я сам удивился, когда узнал, но это правда. Японский автор Иори Миядзава так проникся историей о похождениях сталкера Шухарта и игрой от GSC, что написал целую серию книг, названную "Пикник в Потусторонье". Сам лор истории, сюжет и персонажи - полностью оригинальные, но источник вдохновения видно с первого взгляда. Чего стоит одно только название!
Первый том вышел в 2017 году, а уже в 2021 вышла аниме-адаптация. Действие происходит в Японии, и сюжет знакомит нас с историей двух девушек - Сарао Комикоси и Торико Нисина. Первая - зажатая, неуверенная и скромная, без особых интересов и без друзей. Вторая - яркая, красивая и отважная, которся потеряла в Потусторонье свою лучшую подругу.
Что же это за Путосторонье такое? Фактически, это параллельная реальность, всем своим видом напоминающая постапокалиптические пейзажи, которые мы могли наблюдать в фильме Тарковского или игре. S.T.A.L.K.E.R., с остатками городов, пугающими равнинами и опустевшими ж/д станциями. Здесь оживают самые страшные существа из японских крипипаст, а люди попадают сюда случайно и потом не могут выбраться.
Но если же вы смогли выбраться отсюда - Потусторонье вас больше не отпустит, и вы будете искать любые способы попасть сюда. Вот так и Сарао с Торико, став лучшими подругами, будут из эпизода в эпизод отправляться в Потусторонье, сталкиваясь с его опасностями. Начинается аниме крайне интересно, и первая его половина интригует. Нам показывают разных и весьма жутких монстров, атмосфера у истории подстать, и когда героини встречают в Потусторонье живых людей, будь то американские солдаты или простые бродяги, это навевает лишь больше тревоги.
Однако ближе к концу история заметно начинает буксовать. Сюжет с поиском пропавшей подруги Торико будто отходит на второй план, а вместо этого нам суют каких-то новых персонажей, невнятные сюжетные арки, никуда не ведущие, а финал не даёт никаких толковых намёков на продолжение. Да, они ищут подругу Торико, но как будто им плевать. Горьковатое послевкусие после просмотра, но там всего 12 серий, так что можете ознакомиться за вечер, и по крайней мере насладиться мрачной атмосферой первой половины сезона. Что там по продолжению - не ясно.
Ну так что в итоге. "Пикник на обочине" - воистину культовое произведение, которое оставило большой след в мире фантастики, а следы её влияния прослеживаются как на Западе, так и далеко на Востоке. Можете выбрать свою Зону, так сказать, какая больше нравится, а я буду здесь, чтобы рассказать вам ещё больше о книгах и их воплощениях. Так что не прощаюсь, и - удачной охоты, Сталкер!