Заплыв в никуда
О книге Нила Шустермана «Бездна Челленджера» (2015 г.)
Если цель этой книги – терапия, попытка вырваться из мрачных глубин к свету, то на меня она оказала скорее обратный эффект. Она неплохо написана, есть интересные мысли, претендующие на афористичность, подталкивающие к сопереживанию атмосферные зарисовки, когда можно прочувствовать, насколько это тяжело, когда крыша начинает с грохотом съезжать.
«Запах жизни! – гордо объявил капитан, когда я однажды спросил, что это за вонь. – Быть может, перерождающейся, но все же жизни. Как солоноватый запах прилива – едкий, гнилой и все же освежающий. Когда волна накатит на берег и брызнет тебе в лицо, будешь ли ты проклинать ее вонь? Нет! Она напоминает, как сильно ты любишь море. Летний запах пляжа, пробуждающий что-то сокровенное в глубинах твоей души, – всего лишь легкое дуновение морской гнили. – С этими словами он с наслаждением вдохнул смрадный воздух полной грудью. – Правду говорят, нет худа без добра».
Но вот это морское путешествие на корабле вроде пиратского, сотканное из болезненных подростковых фантазий – отражение реальности во сне – нагнетает больше уныния, чем атмосферы. Логично, что разум может создать другую реальность, когда настоящая – слишком тяжела или не удается справиться с ее восприятием. Но этот сон, как и его обратная сторона почти не способны захватить, пощекотать нервы, рассказать о чем-то ином, как у Кафки или Линча, он больше угнетает и несет ощущение не пронзительного, но бессмысленного липкого кошмара. Откуда оно, если учитывать, что ужасы и сюрреализм, даже в довольно жесткой форме, я воспринимаю нормально и часто даже приветствую?
Посыл книги, безусловно, имеет ценность. Можно найти силы и смысл бороться с собственными глубинными психическими проблемами. Для этого бывает необходимо пройти немалый путь. Но как только вырисовывается понимание происходящего (вначале сюжет больше интригует мозаикой с трудом складывающихся в одно целое мыслей и сцен), возникает ощущение «объяснения для тупых», прямолинейности, морализаторства. По схожей причине меня не тронул в свое время фильм «Игры разума», несмотря на все его «Оскары». Из литературы можно вспомнить Кена Кизи, из кино более глубокий для меня пример – «Донни Дарко», тоже о проблемах подростков на грани фантастики и безумия, но имеющий больше неоднозначных слоев, нежели только понятных размышлений о тяжести жизни, когда у тебя едет крыша. Притом, что сопереживать местами хотелось и было ощущение эмоциональной вовлеченности самого автора, но куда-то глубже в ткань этого мира проникнуть он не смог. Впрочем, книга написана для подростков – может быть, они-то ее и воспримут как надо. Со своей колокольни ни однозначно похвалить, ни поругать это произведение я не могу.
«Есть книги, которые я не дочитаю, игры, которые я не пройду, и фильмы, которые я не досмотрю. Никогда. Бывает, что мы сталкиваемся с этим «никогда» нос к носу и оно поглощает нас. Однажды я попытался с ним бороться – когда понял, что вполне могу никогда больше не услышать некоторых песен из собственного телефона. Я сел за компьютер и собрал все в один большой плейлист. Там было три тысячи шестьсот двадцать восемь песен – двести двадцать три и шесть десятых часа музыки. Я слушал его несколько дней, но потом потерял интерес. А теперь я оплакиваю: песни, которым никогда больше не раздаться в моих ушах, слова и истории со страниц, которые я никогда не открою. Я оплакиваю свой пятнадцатый год жизни. Теперь, отныне и до конца времен, я не смогу прожить его так, как нужно. Отмотать и пережить заново, без капитана, попугая, таблеток и Кухни из Белого Пластика с ее урчащими животами, без шнурков на ботинках. Звезды погаснут и Вселенная перестанет существовать, прежде чем я получу этот год назад».
Личная оценка: 7.0.
Livelib: 8.5.