Из берлинского журнала. Макс Фриш
В 70-е Фриш делал записи о берлинской жизни, которые впоследствии скомпоновали в журнал. Основное отличие от дневника — интимные подробности, касающиеся здоровья, брака, привычек. Очередной способ заглянуть в замочную скважину жизни автора. В журнал вошли записи из первых двух-трех тетрадок, с 1972 по 1974. Название произведению Фриш взял из «Рабочего журнала» Брехта, чьи произведения ценил и перечитывал.
Интимных подробностей не так много, зато автор дает возможность соприкоснуться с жизнью интеллектуалов 70-х. Фриш дал яркие портреты друзей — Альфреда Андерша, Уве Йонсона (упущение, что в России так и не издано ни одной его работы, особенно масштабного романа «Годовщины»), Юрека Беккера, Гюнтера Грасса, людей с кем общался в Берлине — Гюнтера Кунерта, Вольфа Бирмана, Х. М. Энцесбергера, Кристы Вольф. Мимоходом упомянул и авторов ГДР — Германа Канта и Эрвина Шриттматтера. Восток Фриша интересовал больше, чем Запад. Тут и социалистические убеждения, и повышенный интерес к авторам с другой стороны стены. В ГДР поэт как в России был больше, чем поэтом. И, несмотря на запреты, о творчестве Фриша на Востоке имели представление, а самого автора узнавали.
У Фриша, конечно, же были амбиции, но, когда Йонсон спросил об отношении к славе, он не нашел ответа, но вызов был принят. Через несколько лет выйдет повесть «Монток», где автор ответит:
«Господин Фриш, что вы делаете со своей славой?» - я ничего не смог ответить. Уж не хочет ли он проверить, страдаю ли я манией величия? Конечно, меня радует, что пьесы мои ставятся, что книги мои читаются всё больше и больше. И результат этого — тот факт, что я стал известным писателем, - не остался незамеченным мной.
Далее следует пространная рефлексия на тему известности и славы. Часть материала берлинского дневника Фриш использовал в своих поздних работах - «Монтоке», «Синей бороде», но журнал отнюдь не необработанные мысли и обрывки. Для автора литературный дневник был особой формой литературного произведения. И все фразы здесь точно также выверены, подобраны, а мысли сформулированы, как и более ранних автобиографических работах - «Солдатской книжке», «Листкам из вещевого мешка». Стиль по-прежнему фрагментирован, что, кстати, было и особенностью его прозы.
Каким же предстает нам Фриш в берлинском журнале? Стареющим автором, старающимся не перебарщивать с алкоголем, с начинающимся ослаблением памяти, иногда прокрастинирующим (но за пишущей машинкой, занимаясь своим любимым делом — письмом), любящим друзей и общение с ними — Уве Йонсона, Гюнтера Грасса, Альфреда Андерша, - человеком.
Берлинский журнал согласно завещания автора двадцать лет лежал в заморозке (но, никаких скандальных подробностей и нелицеприятных вещей в книге нет). И лишь в XXI-ом веке читатель смог заново окунуться в литературный мир 70-х и дополнить свои представления о Фрише-писателе и человеке.