Дневник 1946-1949. Макс Фриш

Sketchbook 1946-1949. Max Frisch. Translated Geoffrey Skelton 
Sketchbook 1946-1949. Max Frisch. Translated Geoffrey Skelton 

Если поздняя работа «Из берлинского журнала» скорее фактография жизни интеллектуалов в начале 70-х и составляет единое смысловое пространство с повестями «Монток» и «Синяя борода», то «Дневник 1946-1949» - произведение зрелого художника, близкого к самому плодотворному периоду.

Фриш много пишет о драматургии, так как она была его настоящей страстью. Даже в автобиографической части рассказывает как в студенчестве первым купил собрание сочинений Генрика Ибсена. Самые важные авторы в 40-х для автора — Бертольд Брехт и Торнтон Уайлдер, которых высоко ценил за драматургию. С первым часто общался, со вторым - иногда виделся во время лекционных туров.

В дневнике 40-х Фриш много размышлял об эстетике, взаимоотношении с читателем, политических событиях, что не удивительно, учитывая время. Одна из ранних пьес - «Китайская стена» - созвучна мыслям об инертности интеллектуалов. Швейцария хоть и оставалась нейтральной во время Второй Мировой, но постоянно было под прессингом и в состоянии надвигающейся катастрофы. После, немецкий язык превратился в символ всего негативного, что исходило от Германии во время войны. Что отразилось и на немецкоговорящих швейцарцах.

В этот период Фриш пишет пьесы «И вот они вновь воюют», «Китайская стена», «Когда окончилась война». В дневнике много набросков для будущих пьес - «Андорра», «Граф Эдерланд», «Бидерман и поджигатели», в которых автор вновь и вновь поднимает болезненные темы общества, будь то неприятие по национальному признаку (еврейство в «Андорре») или нарушение мирного существования бюргеров люмпенами, оказавшимися на обочине жизни («Бидерман и поджигатели», кстати, тематика близка творческим идеям Рубена Эстлунда в фильмах «Игра», «Квадрат», «Треугольник печали»).

Прозу Фриш также писал с юношества. В автобиографической части автор описывает знакомство с «Зелёным Генрихом» Келлера, который кардинально поменял его отношение к литературе. Многие юношеские сочинения были сожжены, а Фриш усовершенствовал свой стиль и эстетику (не в последнюю очередь из-за литературных дневников, откуда перекочевала фрагментарность).

Фриш — один из авторов, активно развивающих жанра литературного дневника. Не стоит ждать набросков, эскизов, непричесанных мыслей. «Дневник 1946-1949» - цельное литературное произведение, где каждая идея четко сформулирована и все фразы на своих местах. Будем надеяться, что наши издатели когда-нибудь вспомнят и про эту работу.

3
1
Начать дискуссию