Читаю всего Стивена Кинга. Пост 1.3 - сборники рассказов (После заката, Лавка дурных снов, Мрачные истории как вы любите).

Продолжаю перечитывать всего Кинга с нуля, хронологически, но по категориям. В этом посте добиваю сборники рассказов, и спойлер: тут будет и худший сборник, и, возможно, лучший. Картинки не мои, просто дёргаю из гугла. Алсо, помимо перечитывания всего Кинга, я его ещё и попутно пересматриваю, ежели кому интересно, накатаю короткий пост про экранизации именно рассказов. Их много, и я смотрел их все.

5. После заката (2011)

Читаю всего Стивена Кинга. Пост 1.3 - сборники рассказов (После заката, Лавка дурных снов, Мрачные истории как вы любите).

Самый некинговский сборник из всех. Если вы не фанат (или, наоборот, ярый фанат раннего творчества) - не рекомендую, начинать ознакомление с творчеством с этого сборника - тоже. Читать тем, кто ебало крючит от трешовых подростковых ужастиков Кинга и всяких там зубов которые делают клац-клац и прочих обезьян с бубнами. Тут у Кинга заявочка на высокую литературу и серьёзные темы. Темы в основном о жизни после смерти, о неотвратимости смерти и всякие такие мрачные, рефлекторные темы. Я уже писал о том, что Кинг в пике своего творчества начал писать откровенно "голливудские" рассказы, так вот, тут у него сборник откровенно "фестивальных" рассказов, ну, знаете, такие, которые ПРОСТОЙ ЛЮД не поймёт, не оценит, но критики похвалят и кому-то из высшего общества тоже зайдёт. Возможно, такая была идея, она, на мой взгляд, не взлетела, Кинг другого толка писатель, и играть на чужом поле вышло не очень. Не прямо уж всё плохо, но ждёшь другого (но мои ожидания это мои проблемы, как говорил один отечественный футболист, да и вообще, писательство это искусство, а искусство никому ничего не должно, я художник, я так вижу, и прочее блабла). В ОБЩЕМ, сборник для подросших читателей Кинга, для стареющих читателей Кинга (автор чувствует старость и неотвратимость бытия, чего и боится, и о чем же и пишет. Вообще, Кинг часто в послесловиях/предисловиях говорил что пишет о том, что пугает его самого, и если в предыдущем сборнике много тем о конфликтах в семье и с женой, возможно на тот момент брак трещал по швам, то в этом - Кинг боится умереть. Тому виной возраст, недавняя (на момент написания сборника) авария и терракт в США, о котором тоже есть рассказ) и для фанатов. АХ ДА, Кинг ещё, судя по всему, очень боится раздвоения личности, и уже третий сборник подряд обращается (рассказ "Стоянка") к теме двух личностей "я-писатель" и "я-человек", и это только рассказы, есть ещё романы и повести ("Последнее дело Амни", "Секретное окно", "Тёмная половина", и ещё много) на ту же тематику. Судя по всему, самая животрепещущая тема для писателя. Хз. Кстати, девушкам и женщинам, кстати, возможно этот сборник зайдёт больше - он сентиментальный местами и поменьше кинговской пошлятины, хотя тоже есть. Но в целом - скучновато, лично для меня. Слишком мелодраматично, затянуто, перетянуто, обжёвано по сто раз, и в целом - что за херню я прочитал. Подростковые трешовые ужастики или зарисовки из ганстерского США у него получаются лучше, в них тоже есть психологизм, но, по крайней мере, не так душно. ЧТО ЗАШЛО: "Велотренажёр" - отличный рассказ, это флагман сборника как мне кажется, с элементами кинговских литературных скриммеров, но в целом, внезапно оказывается что рассказ о том, что надо быть в гармонии с самим собой. Возможно, рассказ "Н." зайдёт каким-нибудь ОКРщикам (рассказ как раз про них), и, возможно, "Нью-Йорк таймс" разбередил чьё-то американское сердечко, но нам тема скорби по 11 сентября не так близка. Есть плюшки от Кинга, эдакие бонусы - рассказ "Кот из ада" - классическая кинговская треш-страшилка, причём атуентичная, написанная аж в 1977, не новодел, лол, и рассказ "Взаперти", уже традиционная, судя по всему, кинговская приколюха - вставлять в сборник один эдакий ХУЛИГАНСКИЙ пошленький рассказ, который скорее юморной. Типа как "Секционный зал" в прошлом. НО В ЦЕЛОМ, ничего особо выделяющегося - сборник вообще не экранизировался и в "зал славы Кинга" из этого сборника не войдёт ничего, своего "Тумана" или "Детей кукурузы" Кинг сюда не вставил, а жаль. Итог: самый душный, скучный, неинтересный, ненужный, сентиментальный, пафосный, претенциозный сборник рассказов из всех.

6. Лавка дурных снов (2015)

Читаю всего Стивена Кинга. Пост 1.3 - сборники рассказов (После заката, Лавка дурных снов, Мрачные истории как вы любите).

Это хороший Кинг. Это вот прямо таки тот Кинг, которого и хотят видеть большинство читателей, и этот сборник - 100% попадание в свою целевую аудиторию. Тут нет "подростковых страшилок", которые могли раздражать читателей в ранних сборниках, нет голливудщины и нет привычного нытья Кинга про то, как нелегко быть писателем (ололо, во мне две личности, какая жуть, мои миры оживают, и т.д.). Есть пара бонусов от Кинга, которые он вставляет в каждый сборник: рассказ с брутальной социальщиной а-ля Ричард Бахман ("Герман Вук", нет детективых повестей и рассказов про гангстеров 30-х годов, но есть рассказ в сеттинге Дикого Запада ("Смерть"). Есть пара рассказов с душными рассуждениями о жизни и смерти, смерти, смерти после жизни и жизни после смерти из которых состоял прошлый сборник ("Симпатяжка","Загробная жизнь"), но их немного и краеугольным камнем сборника они не являются. "Лавка дурных снов" это просто сборник вполне добротных рассказов и повестей. Вполне можно рекомендовать для ознакомления тем, кто автора не читал ранее, отпугнуть (в плохом смысле) тут, по сути, ничего не должно. Сборник в этом плане чем-то похож на "Всё предельно", но, как мне показалось, даже более выверенный в плане качества содержимого контента. Что отмечу: "Ур" - вполне увлекательно, но логика и поступки героев немного раздражают, "Некрологи" - ровно тоже самое, "Миля 81" - классический Кинг, неведомая хтонь замаскировавшаяся под бытовую вещь убивает людей: клоуны-убийцы, заводные зубы делают клац-клац, бешеная стиральная машинка, раковина с пальцем, кроссовки под дверью, это вот всё из одной оперы. Тут убивает людей засранный микроавтобус. Но на этот раз без налёта треша, как бывало в ранних рассказах Кинга. "Пьяные фейерверки" - это просто "слайс-оф-лайф" провинциальной жизни, жанр "батины байки под пиво", такое тоже у Кинга в каждом сборнике обязательно попадается. Я совсем не против. "Гадкий мальчишка" - это олдскульный Кинг, рассказ будто из 80х, когда Кинг ещё не совсем забронзовел, но уже и не фанат фильмов категории "Б". Что не зашло: "В этом автобусе - другой мир" - я вообще не понял рассказа, дочитал с мыслью "ну и хули?", хотя почти до самого конца думал что будет что-то типа триллерка в стиле "Окно во двор" А. Хичкока, или как в фильме "Девушка в поезде". Но нет. "Мистер Симпатяжка", это будто сбежало из предыдущего сборника. Отдельно: "Билли Блокада" - возможно это могло бы быть флагманом сборника, тут Кинг с элементами Бахмана и в стилистике батиных баек под пиво, но в повести много уделяется бейсболу. Это не плохо, и в США такое приняли "на ура", но не я. Нет, я не говорю что он лишний, тут вся повести идёт в стилистике колонки для спортивного журнала, и эти подробности кто кому забил, кто там звездил в бейсболе 50-60х годов лично мне чужды вообще. Было бы удобнее лично мне будь там вместо бейсбола, к примеру, футбол. В нём я тоже не шарю, но культурнее он мне ближе и слова "оффсайд" или "пенальти" лично для меня смотрелись бы более удобоваримо, как и условно "Динамо" и "Торпедо" вместо "Бостон Ред Сокс". "Летний гром" - это отличный, грустный, атмосферный постапокалиптичный рассказ, и всё бы хорошо, но такого написано в 50-60ые годы просто вагон, и на их фоне он ужасно вторичен. Но если это оммаж, отсылка к рассказам тех лет - вопросов никаких.

7. Вам же нравятся истории помранее? / Мрачные истории как вы любите (2024)

Все существующие переводы любительские, я читал в переводе Magnet Letters, вроде неплохо.
Все существующие переводы любительские, я читал в переводе Magnet Letters, вроде неплохо.

В общем-то, достойный продолжатель предыдущего сборника, можно было бы подумать что это "Лавка" часть 2, т.к они очень похожи - пара добротных повестей, недурственные рассказы, есть лирика, есть хоррор, но неплохой, не в духе подростковых ужастиков раннего Кинга. Но есть пара вещей, где Кинг "трясёт стариной", например, "Пятый шаг" и "Красный экран", это вполне в стиле мизантропа-Кинга из самого начала своей карьеры, или "Чудик Вилли", который, возможно, кому-то напомнит (хоть и отдалённо) рассказ "Бабуля". Так же, рассказ "Эксперт по турбулентности" чем-то напоминает повесть "Всё предельно" из одноимённого сборника, я бы даже предположил что они в одной вселенной находятся. Рассказ "Зловещие грёзы" будто заигрывает с лавкравтовщиной, но не напрямую (как в Крауч-энде), а как-то косвенно. Повесть "Гремучие змеи", вроде бы как планировалось назначить флагманом сборника, мол, сиквел "Куджо" и всё такое. Но вышло так себе - связь с "Куджо" здесь совершенно не нужна и притянута за уши, сделать бы самостоятельный рассказ - и был бы совершенно обычный кинговский проходняк с привидениями. Алсо, как и в предыдущем сборника тут очень много (или почти все) рассказов о том, что деды 70+ ещё могут и ещё огого! и всему молодняку дадут просраться. Учитывая возраст автора - простим ему это. В особенности в этом плане выделяется рассказ "Слайд-инн-роад". Вторая повесть "Дурной сон" в общем-то хороша, но, блядь, какая же она сыроватая, будто из черновиков вытянутая, почему антагонист вдруг поехал кукухой - непонятно. В двух словах: ГГ увидел сон с убийством, ИРЛ поехал на место из сна и нашёл там труп. Заявил копам и те хотят его посадить, несмотря на то, что улик нет. Так вот, ПРИЧИНА, по которой главный коп так зациклился (кстати, если кому интересна тема ОКРщиков - есть ещё рассказ "Н." на эту же тему, из предыдущего, вроде, сборника) на этом, то растянулось аж на повесть - непонятна, он будто резко дал ёбу, внезапно и без причин. Поэтому минус. Зашёл рассказ "Человек-ответ", но, если честно, я другого ожидал, первые половина рассказа я думал что будет что-то в духе "Мёртвой зоны" или типа того, а вышла обычная притча про жизнь и смерть, жизнь после смерти и всё такое. Что тоже неплохо, но я ожидал другого. Впрочем, мои ожидания это мои проблемы. В целом сборник очень хорош, читать его строго в совокупности с предыдущим, они как бы дополняют друг друга и близки по духу в целом.

6
Начать дискуссию