Deus Ex Платформа
Если бы "Чёрное зеркало" и "Крестный отец" напились, поругались, а потом вместе пошли читать Библию на заброшенной буровой установке — получилась бы "Платформа" Роджера Леви. Это роман, в котором бог — алгоритм, рай — бонусная программа, а жизнь — тупая очередь за одобрением. Тут религия трется с мафией, а подростки решают судьбу вселенной в перерывах между приступами философии и убийствами. Думали, умрёте и отдохнёте? Ха. Добро пожаловать на пересдачу.
Основных сюжетных локации здесь три: мир Геенна, где правят религиозные фундаменталисты, мир Блик, где правят гигантские платформы и механизмы, добывающие ценное расплавленное ядро планеты, и крошечный мир Пеко, где правит криминальный авторитет.
Повествование развивается по двум направлениям. Мы начинаем в Геенне с нашим главным героем, Алефом. Он представляет собой редкое сочетание саванта и эмпата. Две его половины находятся в постоянном напряжении. Он ничего не знает о цивилизации, кроме учений своей церкви. Затем появляется его ровесник Пеллонхорк — начинающий социопат, который не любит говорить о своём прошлом. Он и Алеф сближаются по неожиданным причинам: из-за дружбы, поддержки и классической связки доминирования/подчинения. Тем временем в мире Блик мы встречаемся с Бейлом, полицейским, который копается в закрытом и странном расследовании, и Рейзер, писательницей, публикующей в интернете (в том мире он называется Песнь) вдохновляющие биографии реальных людей. Когда-то Бейл и Рейзер были влюблены друг в друга, но теперь они просто друзья. Но когда Бейла чуть не убивают во время погони за серийным убийцей, Рейзер продолжает расследовать дело, которое, по странному решению руководства, считается закрытым. Похоже, за убийствами скрывается заговор, и в эту тайну вовлечена последняя жертва, Таллен, который тоже едва выжил. Однако Таллен внезапно решил стать оператором буровой установки, изолированной в опасных морях, и его не так-то просто допросить.
Тем временем на Геенне всё идёт наперекосяк для Алефа и Пеллонхорка. Мы узнаём, что Пеллонхорк — сын криминального авторитета Дрейма и что отец Алефа работает на Дрейма! А соперник Дрейма, безжалостный мафиози Спеткин Лигат, охотится на его семью, проживающую на планете инкогнито.
Этот краткий обзор завязки едва ли может передать всю насыщенность и сложность сюжета с его острым, динамичным, ярким языком. Я еще даже не рассказал о программе Посмертие! И не описал подземный лабиринт ветров на Блике, где отважные спортсмены могут летать с пугающей скоростью, постоянно рискуя жизнью. Эта книга переполнена чудесами, и я призываю вас открыть их самим.
"Платформа" — это не просто научно-фантастический роман, а жесткая антиутопия, исследующая природу справедливости, веры и контроля в постземном обществе. Роджер Леви использует форму фрагментированного повествования с несколькими временными линиями, интернет-статнйками и псевдосвященными текстами, чтобы разрушить читательскую уверенность и показать: то, что кажется системой вознаграждения, на деле — инструмент власти.
В центре романа — Посмертие, цифровая загробная платформа, где каждый умерший получает шанс на возрождение, если его поведение в жизни оценено высоко другими пользователями. Что мы узнаем о Посмертии:
- это не столько аналог загробной жизни, сколько технологически оформленный суд
- это не религиозная а алгоритмическая вера — репутация превращается в замену морали
Леви показывает, как социальный рейтинг заменяет нравственные категории. Модель будущего близка к китайской системе социального кредита, только доведена до экзистенциального абсурда: не получишь лайки — не воскреснешь.
Линия Алефа и Пелленхорка — это, пожалуй, самая мистико-философская часть произведения. Она уводит читателя от реализма основной сюжетной линии в нечто более метафизическое, почти религиозное.
Поначалу кажется, что они — побочная часть повествования, не связанная с основной фабулой расследования. Но по мере развития романа становится ясно: они выражают духовный уровень конфликта, в то время как расследование на Блике — это политико-социальный уровень.
Их дуализм — расширение горизонта понимания: за системой рейтингов, за цифровыми копиями, за расследованием существует что-то большее. Скрытый порядок. Или хаос. Или Бог — в той или иной форме. Это не быстрый роман, он требует вдумчивости, терпения и, возможно, повторного чтения (я его прослушал в аутистичном исполнении Пожилого Ксеноморфов, а потом перечитал в оригинале). Его можно упрекнуть в чрезмерной отстранённости и прохладности повествования. Однако в контексте идеи — это, возможно, осознанный ход: система говорит без эмоций.
Мне показалось, между названием "Платформа" (The Rig), хотя оно и адаптировано в переводе, и античным приёмом deus ex machina может существовать связь — и, вероятно, Роджер Леви заложил её намеренно. В древнегреческом театре бог буквально появлялся на платформе, спускаясь на сцену, чтобы искусственно разрешить запутанный конфликт. Это было внешнее вмешательство, нарушение логики драмы, но в то же время — акт абсолютной власти. В "Платформе" мы видим ту же структуру, только перенесённую в цифровую эпоху: система Посмертия выступает алгоритмическим аналогом такого вмешательства. Это машина, созданная людьми, но наделённая квазибожественной функцией: решать, кто достоин цифрового воскрешения.
Если в античности deus ex machina был способом завершить трагедию, то у Леви Посметрие не завершает ничего — она создаёт иллюзию спасения, подменяя смысл. Это не бог, спасающий человека, а система, имитирующая спасение, основанное на рейтингах.
Ничего не хочется говорить про финал, ни об ожиданиях, ни о знаках, ведущих к нему, ни об ощущениях после, потому что к нему нужно прийти только с информацией из книги, иначе испортите себе впечатление.