Иоанн Креститель и его десять голов

Со слов Кураева Андрея Вячеславовича - российского богослова и философа
Со слов Кураева Андрея Вячеславовича - российского богослова и философа

Иоанн Креститель (по другому Иоанн Предтечи)— одна из самых значимых фигур в христианской традиции. Он был предвестником прихода Иисуса Христа, пророком, который проповедовал покаяние и крещение для прощения грехов. Иоанн был сыном священника Захарии и праведной женщины Елисаветы. Иоанн родился в 6—2 годы до н. э. и его рождение было не чем иным как чудом. Так как его будущая мать Елисавета была бездетной и уже в преклонном возрасте, но она смогла забеременеть и родить здорового малыша. В Евангелии от Луки говорится, что ангел Гавриил явился отцу будущего святого к Захарии и предсказал рождение сына, который будет великим предвестником прихода Мессии (первое пришествие Иисуса Христа). Рождение Иоанна Крестителя стало знамением для народа Израиля, предвестием того, что время исполнения Божьих обещаний близко.

Интересный момент: Захария, услышав это предсказание, не поверил ангелу, за что был наказан — он стал немым до тех пор, пока Иоанн не родился. Когда мальчик был назван Иоанном (что в переводе означает «Бог помиловал»), Захария восстановил способность говорить и произнес пророчество о будущем сыне.

«Иоанн Креститель» — картина Эль Греко
«Иоанн Креститель» — картина Эль Греко

Проповедь Иоанна

Иоанн начал свою проповедническую деятельность в пустыне Иудейской, где жил в простоте, носил одежду из верблюжьего волоса и питался дикими медом и акридами (возможно, насекомыми или растениями). Его проповедь была ясной и категоричной: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Иоанн призывал народ к покаянию, очищению от грехов через крещение в реке Иордан. Он говорил, что должен прийти тот, кто будет «крестить Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11), что было предсказанием о приходе Мессии — Иисуса Христа.

Особенность крещения Иоанна заключалась в том, что оно символизировало очищение от грехов, но не давало дарования Святого Духа, как это случилось с крещением, которое совершал Иисус. Иоанн был сдержан в отношении своей личности и часто заявлял, что он лишь «предтеча» (то есть тот, кто идет перед лицом Господним).

Крещение Иисуса

В один момент Иоанн встретился с Иисусом, и Иисус попросил его о крещении. Иоанн сначала возражал, говоря, что сам недостоин крестить Иисуса, однако Иисус настоял, объяснив, что так должно быть, «чтобы исполнилась вся правда». Это событие стало знаковым: когда Иисус был крещён, небеса открылись, и Святой Дух в виде голубя сошел на Него, а голос с небес произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Это событие принято считать началом публичного служения Иисуса.

«Крещение Господне» — картина Тинторетто
«Крещение Господне» — картина Тинторетто

Отношения с Иродом

Иоанн Креститель также был известен своей смелостью в обличении грехов и несправедливости. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн публично обличал царя обличал тетраха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа I жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это обличение Иоанн был заключён обиженным тетрархом в тюрьму, но сам царь не решался казнить его по причине известности проповедника.

Казнь Иоанна

Дочь Иродиады Саломея (дочери Иродиады от предыдущего брака) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.

Голова Иоанна Крестителя

И тут наступает тот момент, ради которого и писалась эта статья.

Иоанн Креститель и его десять голов

По преданию, после отсечения, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. И Иродиада не вынося такого обличения, пронзила иглой язык головы Иоанна Крестителя, и закопала голову в нечистом месте. Иродиада не позволила, чтобы голову Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с головой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Знавшая об этом кощунстве Иоанна — благочестивая жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую голову, положила в сосуд и погребла её на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя её, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Евангелие.

Местоположение голов Иоанна Крестителя

Вопрос о местонахождении головы Иоанна Крестителя — это не только религиозная, но и историко-археологическая загадка, так как существует несколько версий и легенд, связанные с этим вопросом.

1. Дамаск, Сирия

Одним из наиболее известных мест, где якобы хранится голова Иоанна Крестителя, является Дамаск, столица Сирии. Согласно древним источникам, голова Иоанна Крестителя была перенесена в этот город в VI веке. Один из самых известных храмов, в котором предположительно хранится его святыня, — это Дамаскский собор (или собор Святого Иоанна Крестителя). Есть исторические свидетельства того, что в VIII веке голова святого была в этом месте, а в XI веке — во время крестовых походов — была привезена в европейские земли.

2. Церковь Святого Иоанна Крестителя в Бальбе, Ливан

Есть и другое место, которое также претендует на хранение головы Иоанна Крестителя — это Бальба, город в Ливане. Существует традиция, согласно которой голова Иоанна Крестителя была перенесена сюда в IV или V веке, а затем долго хранилась в этом месте. Сегодня там находится церковь, посвященная святому, и считается, что её крипта может хранить его мощи.

3. Италия

Голова Иоанна Крестителя в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме — это одна из наиболее загадочных и почитаемых христианских реликвий. Эта базилика, находящаяся недалеко от Площади Сан-Сильвестро, известна прежде всего как место хранения реликвии, которую традиционно считают головой Святого Иоанна Крестителя.

В течение столетий возникло множество преданий о том, где именно находится настоящая голова Иоанна Крестителя. Претензии на обладание этой реликвией высказывали различные христианские святыни — в частности, в Дамаске, в Амьене (Франция) и в Риме.

Римская версия утверждает, что голова была принесена в Рим в VIII веке монахами, бежавшими из Палестины от мусульманского вторжения. Эти монахи привезли с собой множество восточных реликвий, включая якобы голову Иоанна Крестителя.

Глава святого Иоанна Крестителя в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме
Глава святого Иоанна Крестителя в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме

4. Париж, Франция

Еще одна версия утверждает, что часть мощей Иоанна Крестителя была привезена в Париж в эпоху крестовых походов, и некоторые части его головы могли быть в Сен-Дени, старинном монастыре, который является местом захоронения французских королей. Это место также имеет свою связь с историей святого, но точных данных о наличии головы Иоанна в Париже нет.

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции
Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции

5. Константинополь (современный Стамбул)

Некоторые источники утверждают, что голова Иоанна Крестителя долгое время хранилась в Константинополе (современный Стамбул), в церкви Святой Софии. По одним данным, её привезли туда в VI веке, а по другим — уже в эпоху крестовых походов. После падения Византийской империи в 1453 году и захвата города Османской империей, эта реликвия, по всей видимости, исчезла.

6. Иерусалим, Израиль

Есть также древняя традиция, которая утверждает, что голова Иоанна Крестителя хранится в Иерусалиме. На протяжении веков существовали различные монастыри и церкви, которые претендовали на хранение части мощей Иоанна. Одним из таких мест был храм Святого Иоанна Крестителя в Сионе.

7. Казань, Россия

В православной традиции существует версия, что голова Иоанна Крестителя в Казани (Республика Татарстан, Россия). В 2010 году в Казанском храме Пресвятой Богородицы был открыт храмовый предел, посвященный святому Иоанну Крестителю, и возникла версия, что части его мощей могут храниться там. Однако это более новая версия, и она не имеет исторических доказательств.

Вывод

История головы Иоанна Крестителя — это яркий пример того, как вера, история, политика и культура переплетаются в христианской (и не только) традиции.

1. Множественность реликвий — отражение средневековой религиозной практики

  • В Средние века культ реликвий был крайне важен: они привлекали паломников, укрепляли престиж церквей и монастырей, поднимали экономику регионов.
  • Реликвии часто делились на части, и из-за отсутствия научной экспертизы в те времена могли появляться несколько «подлинных» голов одного святого — особенно столь значимого, как Иоанн Креститель.

2. Универсальность почитания

  • Иоанн Креститель почитается во многих религиях: в христианстве (католицизм, православие, коптская церковь, армянская церковь) и в исламе (как пророк Яхья).
  • Это объясняет, почему его предполагаемая голова находится как в христианских храмах, так и в мечети Омейядов в Сирии — уникальный случай межрелигиозного почитания.

3. Где настоящая голова?

  • С историко-научной точки зрения — мы не знаем и, скорее всего, никогда не узнаем.
  • Все «головы» — это объекты веры, а не археологии. Для верующих это не столько вопрос биологической подлинности, сколько символ духовной связи с пророком.

4. Культурное и духовное наследие

  • Независимо от подлинности, эти реликвии стали важными символами религиозной и культурной идентичности разных народов и конфессий.
  • Они объединяют верующих, становятся точками притяжения паломничества и сохраняют память о личности, сыгравшей огромную роль в религиозной истории человечества.

📌 Заключение: История головы Иоанна Крестителя — это не столько рассказ о черепе, сколько отражение глубокого и живого интереса человечества к святыням, вере и памяти. И независимо от того, в каком городе находится «настоящая» реликвия, для миллионов людей во всем мире она продолжает быть живым символом жертвенности, пророчества и духовной силы.

Всего удалось обнаружить только 7 голов (в некоторых источниках 6, а в официальной википедии только 5), откуда Богослов Андрей Кураев взял число 10 мы не знаем, возможно история умалчивает еще остальные места хранения мощей Иоанна Крестителя «Предтечи».

Эхх, тяжело быть святым...

Икона «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Пешношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV века. Музей Андрея Рублёва
Икона «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Пешношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV века. Музей Андрея Рублёва
13
3
6 комментариев