Читаю всего Стивена Кинга. Пост 4.1. Романы, 1974-1984гг. (Кэрри, 1974)

Продолжаю перечитывать всего Кинга, позади уже все сборники расказов, все сборники повестей, все книги вышедшие под псевдонимом "Ричард Бахман". Всё это в моём профиле ниже, а у меня пришло время его романов. Самый обширный и интересный пласт творчества автора.

Кэрри / Carrie (1974)

Обложка первого издания "Кэрри", 1974. Очень красиво получилось, мне очень нравится.
Обложка первого издания "Кэрри", 1974. Очень красиво получилось, мне очень нравится.

Первый опубликованный (но не первый написанный! О первых именно написанных романах можно посмотреть - тут, в моём посте о первых четырёх книгах Кинга позже опубликованных под псевдонимом Ричард Бахман) роман Стивена Кинга. Он же - принёсший ему известность и, спустя всего 2 года, роман был экранизирован отличным режиссёром Брайаном де Пальма (в будущем он снимет "Лицо со шрамом") и Джоном Траволтой (в прошлом "Лихорадка субботнего вечера", а в будущем - "Криминальное чтиво"), Сисси Спейсек и Нэнси Аллен (сыграла в куче фильмов 80х, но запомнилась лично мне больше всего как подружка Робокопа) в главных ролях. Но об экранизации в другой раз, сейчас книга-дебют Стивена Кинга.

Строго говоря, по современным Кинговским меркам это едва ли роман, это скорее повесть, да и на обложке первого издания это обозначено как "новелла", но тем не менее. В книге около 200 страниц, приблизительно как в повестях "Тело" или "Способный ученик" из сборника "Четыре сезона". Но роман так роман, пусть будет так. Может быть есть какие-то критерии для классификации, я не знаю.

Разворот супер-обложки с синопсисом, фотографией автора и кратким описанием: "Мистер Кинг, школьный учитель, который живёт в штате Мэн с женой и двумя детьми".
Разворот супер-обложки с синопсисом, фотографией автора и кратким описанием: "Мистер Кинг, школьный учитель, который живёт в штате Мэн с женой и двумя детьми".

Вводные данные таковы: некий небольшой городок в штате Мэн (ага-ага, Кинг нащупал этот вайб американской провинции с самого первого романа и больше его никогда не отпускал от себя), в городке есть школа, в школе - ученики-подростки. Такие же подростки как и везде. Такие же как и у нас, потому что роман начинается со сцены травли и издевательства над одной из учениц - Кэрри Уайт, и, я уверен, и в вашей школе, и 40 и 30 и 20 лет назад было тоже самое. Была какая-то белая ворона, часто, возможно, совсем безобидная, не важно, мальчик или девочка, и над ней (ним) издевались точно так же. У кого-то полайтовее, где-то пожёстче, но такое было, и было практически всегда и везде. Было и у меня в школе такая - выглядела не так гротескно и убого как Кэрри у Кинга, но тоже так себе, и травили её не так жёстко, скорее игнорили, обидно подшучивали, ну и всё такое. Дальше по роману видно, что и во всём остальном помимо травли слабого, подростки Америки 70х ведут себя точно так же, как и подростки всех времён и народов - курят, занимаются сексом, бухают, и т.д.

И сразу хочу отметить один интересный момент, который вообще сейчас мало кто замечает, не замечал и я при первых прочтениях, но заметил тогда, когда перечитывал роман в 2025 году. ДЕЙСТВИЕ КНИГИ ПРОИСХОДИТ В БУДУЩЕМ. Книга написана в 1973 году, опубликована в 1974, а действие происходит в 1979, а в псевдо-документальных вставках романа посвящённые исследованию событий инцидента с Кэрри, некоторые события датируются аж концом 80х годов. Зачем Кинг так сделал? Лично у меня есть 2 версии.

1. Кинг писал этот роман "в стол", не веря что его в ближайшее время опубликуют, и передвинул таймлайн на несколько лет вперёд, дабы в случае публикации роман не выглядел устаревшим. В доказательство этой версии, можно привести то, что автору не особо понравился этот роман, и его жена, грубо говоря, достала рукопись "Кэрри" из мусорного ведра и заставила Кинга работать над ним дальше.

2. Вкупе с псевдо-документальным вставками, возможно, Кинг хотел повысить реализм истории, мол, этого ещё не было, но это ещё предстоит. Возможно. Возможно это даже работало на момент выхода романа, но сейчас, 1974 и 1979, это, одинаково далёкие от нас дни минувшего прошлого.

3. Возможно Кинг верил что в недалёком будущем феномен телекинеза будет изучен и доказан, и что на момент действия романа телекинез будет вполне обсуждаемым делом. Это моё мнение не обосновано практически ничем, кроме самого времени написания романа - начало 1970х годов, время обсуждения исследований "МК-Ультра", которые в т.ч. были посвящены экспериментам по выявлению паранормальных способностей человека, и, возможно, по мнению Кинга именно к концу 70х и началу 80х мир прольёт свет на расследования этих экспериментов, и телекинез будет в их числе. А Кингу явно была интересна тема этих опытов, в дальнейшем он напишет "Воспламеняющую взглядом", у которой корни растут тоже из того же места.

Лично я склоняюсь больше к первой версии, но кто знает.

Обложка для первого отечественного издания "Кэрри". Всё в духе 90х - всрато и изображение не имеет никакого отношения к происходящему. Вообще, у меня есть дикое подозрение, что эта обложка должна была быть у следующего романа Кинга - "Салемс-Лот".
Обложка для первого отечественного издания "Кэрри". Всё в духе 90х - всрато и изображение не имеет никакого отношения к происходящему. Вообще, у меня есть дикое подозрение, что эта обложка должна была быть у следующего романа Кинга - "Салемс-Лот".

Возвращаюсь к роману. Он начинается со сцены травли этой самой местной белой вороны, и с самых первых страниц книги, мы узнаём сразу массу ключевых моментов из которых можно делать сразу несколько выводов или предположений:
а) У Кэрри впервые начинаются месячные (в 17 лет! Очень поздно. Задержка в развитии?),
б) Кэрри не знает что происходит. (родители не подготовили. Беды в семье?)
в) Это становится очередным поводом для издевательств, в котором участвуют все, даже та девочка, которая относится к Кэрри вполне нейтрально, но стадное чувство и влияние толпы оно такое. У молодой физручки Кэрри тоже вызывает чувство омерзения, но та скрывает его.
г) Травимая, Кэрри Уайт, не простая девочка, вместе с месячными к ней окончательно пришло владение некой силы, которая ранее в ней дремала, иногда показываясь, но на этот раз - всё серьёзно. Месячные как катализатор, как новая страница, новый этап взросления и становления.
Все эти пункты действия укладываются в первые несколько страниц, что сходу даёт нам сразу массу информации и поводов для размышления, без лишней лирики и долгих вступлений (цените этот момент, Кинг больше нам таких привелегий давать особо не будет, он очень скоро, буквально начиная со следующего романа, превратится в любителя дооооолгих завязок сюжета).

Эта обложка одна из редких, в которых изображение можно ассоциировать с происходящим.
Эта обложка одна из редких, в которых изображение можно ассоциировать с происходящим.

Помимо очень хорошо и реалистично поданного поведения подростком (и источник очень надёжный, Кинг на момент написания романа сам был учителем в школе, так что мы видим эту кухню из самых первых рук. А ещё ему не было и тридцати, так что воспоминания о своих школьных годах ещё не до конца выветрились из его памяти), реалистичности придают псевдо-документальные вставки. Кинг писал что вставил их сугубо для увеличения объёма, но, господи, как же они хороши, уместны и придают роману дополнительного реализма, динамики, раскрытия второстепенных персонажей, а так же, дают возможность разглядеть место действия со всех сторон. От лица Кэрри. Потом от лица одной из жертв. Потом от лица случайного свидетеля. Потом от лица журналиста, пишущего по горячим следам. От лица исследователя событий. И, наконец, взгляд на события спустя несколько лет. Это Очень Круто. Это незамысловатый, но очень шикарный ход, это даёт простор для фантазии, это даёт эффект того, что мы смотрим "тру-крайм" репортаж, эффект того, что мы залезли в старый архив, и читаем что-то о событиях, о которых уже все забыли. Всё это, эти псевдо-документальные вставки в совокупности с мощным и детальным описанием страданий Кэрри, описанием её травли и издевательств, описанием надежд Кэрри на преображение, описание краха этих надежд, эмоциональный взгляд на события от свидетелей, и скупой академический от будущих исследователей событий - это делает роман "Кэрри" отличным романом, на мой взгляд, одним из лучших у писателя. Это то, с чего смело можно знакомиться с автором, это отличный дебют для писателя и отличный потенциальный дебют для будущего читателя.

7
3 комментария