Как Глуховский придумал «Метро»?

Как Глуховский придумал «Метро»?

Много лет назад один школьник захотел написать свой роман. У него была идея, запал, но не было никакой уверенности в успехе. В конце концов — сколько таких «романов» осело на литературной помойке! Но юный Дима нашёл в себе силы и довёл дело до конца.

Теперь его книга — это культурный феномен, её перевели на десятки языков, распродали свыше миллиона экземпляров, а Голливуд, пускай и очень медленно и проблемно, но хочет её экранизировать. Дмитрий Глуховский создал легендарное «Метро 2033». Но как он это сделал?

В Иерусалиме не только Альтаир

Дмитрий Глуховский родился 12 июня 1979 года в Москве. Отцом будущего писателя был поэт Алексей Глуховский, что скорее всего и привило Дмитрию любовь к языку. И не только к русскому языку. Глуховский учился в школе с углубленным изучением французского.

<i> Дмитрий Глуховский в детстве </i>
Дмитрий Глуховский в детстве

После школы Дмитрий захотел получить высшее образование за границей. Выучив иврит, он поступил в Иерусалимский университет и закончил его по специальности «Журналистика и международные отношения».

Далее пригодился французский — после университета фантаст устроился на работу в EuroNews. На французском канале он проработал три года. Но то ли там что не сложилось, то ли тоска по родине изъела, но Дмитрий решил вернуться в Россию и в 2005 году стал корреспондентом Russia Today.

То время было весьма насыщенным для автора. Будучи корреспондентом, он побывал в самых разных уголках мира. Он успел поработать в Абхазии и в Германии. Побывал на космодроме Байконур и успел снять опасные репортажи во время войны Израиля с боевиками из «Хезбола». Но, даже учитывая все эти заслуги, его главным достижением был проведённый им прямой телерепортаж с Северного полюса. Этот репортаж стал первым в своём роде.

<i> Именно здесь писатель черпал вдохновение для серии Метро </i>
Именно здесь писатель черпал вдохновение для серии Метро

Однако главной командировкой для будущего литератора являлась поездка в Чернобыль. Несмотря на высокую степень опасности, Глуховский не мог пропустить такое путешествие. Он считал, что должен знать, как выглядит город, покрытый пеленой радиации.

Метро: Первая станция

История создания серии Метро берет своё начало в 1996 году. Тогда Глуховскому было семнадцать лет. Долго собираясь с мыслями и вынашивая идею, писать книгу он начал только спустя пару лет, уже будучи студентом. И, как говорит сам Глуховский, в 23 года он уже закончил первую версию романа.

<i> Так выглядел сайт с первой версией романа </i>
Так выглядел сайт с первой версией романа

Мир увидел произведение в 2002 году. Однако, история о выживании людей в метро после ядерной войны не была выпущена никакими издателями. Социальных сетей тогда тоже толком не было, но автору очень хотелось донести своё творение людям. Глуховский нашёл выход из ситуации и сам создал сайт, на котором по главам, которых было тринадцать, публиковал своё творение. В интервью порталу LiFE он вспоминал свой опыт взаимодействия с издательствами:

«Рукопись шла самотёком, и я не мог прийти и занести какому-то знакомому редактору — отправлял по почте. <…> Да, не читали, кроме одного издательства, где мне выдали какое-то замечание. Я звонил, перезванивал, говорил: «Сергей Сергеевич, мне сказали, что вы вернётесь из отпуска через три недели. Вы прочитали мою рукопись?» Сергей Сергеевич говорил: «Позвоните ещё через три недели». И каждый раз моё юношеское сердце дичайше обливалось кровью.»

Дмитрий Глуховский

Однако после публикации Метро 2033 в интернете, Глуховского ждал невероятно тёплый приём его произведения. Популярность романа и активность пользователей сети росли с каждым днём. Не последнюю роль в этом сыграл и эффект погружения. Глуховский добавил для каждой главы свою музыкальную тему. Композиции играли на атмосферу, полностью погружая читателя в мир Метро. Глуховский вспоминает:

«Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам — в интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.»

Дмитрий Глуховский

Разумеется, увидев, какой ажиотаж творится вокруг постапокалиптичного мира, издательства довольно быстро опомнились. Так, спустя три года появилось первое печатное издание романа.

Есть ли жизнь после Эксмо?

В 2005 году свет увидело первое печатное издание романа. Первым из крупных издательств, обративших внимание на набирающий популярность роман, стало Эксмо. И они не прогадали. Желающих купить свои билеты в постъядерный мир оказалось более чем достаточно. Однако Эксмо выпустили книгу тиражом всего в восемь тысяч экземпляров. Партия разлетелась и было выпущено ещё три тысячи книжек.

<i> Самое первое издание книги </i>
Самое первое издание книги

Ещё спустя пару лет, и без того успешную книгу, переиздало другое издательство – Популярная литература. И это стало отправной точкой Глуховского к званию «Автора бестселлера». За три месяца книгу купило более ста тысяч человек, тем самым вся партия была распродана. После этого последовала дополнительная партия в сто тысяч книг. В этот раз, тираж разошёлся примерно за год. Особую роль в успехе играло наличие в издании первой главы «Метро 2034».

Такие успехи не могли оставаться незамеченными. В 2007 году, на конкурсе «Еврокон», книга получила звание «Лучшего дебюта».

Закрепить успех творения Глуховского помогло издательство АСТ, которое завершило путь романа к званию мирового бестселлера и издаёт все книги, связанные с «Метро», по сей день. Механизм был запущен на полную катушку и останавливаться никто не планировал. Вселенная начала развиваться семимильными шагами.

Вселенная Метро

Созданная Дмитрием Глуховским вселенная породила огромную фанатскую базу. Миллионы читателей по всему миру следили за приключениями Артёма более пятнадцати лет. Многие из них, помня традиции первого «интернет-издания» Метро 2033, хотели как-то дополнить этот мир.

Глуховский, известный своим свободным отношением к своим же произведениям, решил дать людям возможность расширить эту вселенную. Началось всё это в 2009 году. Авторы со всего света начали писать свои истории и выкладывать их на сайты. Дальше всё работало предельно просто. Комьюнити читало все эти романы и методом голосования отбирался лучший из них. Призом же, для победителей голосования, была возможность издать свою книгу. Проект действует до сих пор. Называется вся эта затея - «Вселенная Метро 2033». Название «скромное», но отражающее суть всех включённых в него произведений.

<i> Каждый видит что-то своё во вселенной Метро </i>
Каждый видит что-то своё во вселенной Метро

В написании романов этой вселенной принимают участие, как профессиональные авторы, так и новички со всего света. В серии есть книги, написанные литераторами из Великобритании, Италии, Польши и многих других стран. Всего же в этой серии на сегодняшний день насчитывается более восьмидесяти книг. Так что фанатам Метро будет чем скрасить ожидание новых книг, игр и… Фильмов.

Метро в кино

Все мы знаем как Голливуд жаден до произведений, у которых рядом с названием часто пишется слово бестселлер. Студии хотят поскорее заполучить в свой арсенал какой-нибудь фундамент в виде известного многим названия. Фанаты же точно пойдут знакомиться, со всем, что хоть как-то связано с любимой серией. Этот маховик экранизаций не обошёл и Метро.

<i> Глуховский хочет, чтобы именно Финчер снял Метро 2033 </i>
Глуховский хочет, чтобы именно Финчер снял Метро 2033

Ещё в 2016 году права на экранизацию книги купила студия Metro Goldwyn Mayer, известная всем по фильмам о Джеймсе Бонде. В том же году Дмитрий Глуховский рассказал, что над фильмом будут работать такие продюсеры, как Майкл Де Лука (Социальная сеть, Люди Икс) и Стивен Л`Оре (Город грехов). Однако, несмотря на заинтересованность студии и продюсеров, проект так и не сдвинулся с места. Вот что говорит Глуховский об опыте работы с Голливудом:

"Очень хочется увидеть все это наконец в кино или на телевизионном экране, но ситуация сейчас очень запуталась. Знаете, Голливуд похож на минное поле в какой-нибудь голодной африканской республике: куда ни глянь – приманки: игрушки, пища, аппаратура новейшая, прямо поле чудес, но только вот от каждого предмета тянется леска растяжки к гранате или мине. Вроде все рядом, рукой подать – и обязательно с подвохом. Все замешано на чудовищном эго и диких проблемах с самооценкой. Все мнят себя или признанными гениями, или непризнанными. Слово не так скажешь – все разваливается к чертям. Та дипломатия, которая в ООН делается – детсад просто в сравнении с Голливудом. Очень сложно разобраться, все лесочки заметить, игрушку заполучить и при этом остаться при своих конечностях и с головой на плечах".

Дмитрий Глуховский

Остаётся надеяться, что фильм всё-таки будет снят и мы получим дорогой голливудский блокбастер, рассказывающий о московском метро. Ведь если мы не можем снять достойное фантастическое кино про нашу страну, пусть этим займётся Голливуд. Или же, как мечтал Глуховский, пусть это сделает сам Дэвид Финчер. Но даже если фильм так и не будет снят, мы и так получили огромное множество безумно интересных книг и три игры, которые по зрелищности и кинематографичности не уступают любому фильму.

<i> После понимания того, что эта красота будет у нас на мониторах уже в феврале, фильм становится не нужен </i>
После понимания того, что эта красота будет у нас на мониторах уже в феврале, фильм становится не нужен

Из мечты и упрямого упорства одного школьника родился целый мир. Обычный мальчишка придумал идею и сколько не жил, сколько не взрослел — от неё не отказывался, он пересекал границы и менял языки, но не терял её. Это здорово. Это мотивирует. И если в вас также сидит история, концепция, которую вы любите — рвитесь с ней напролом, это всегда того стоит.

7878
64 комментария
Комментарий удалён модератором

Чтобы картина была полной, напишите кто по вашему хороший пример подобного жанра

3
Ответить

Тоже пытался осилить, но не смог. Игры в разы лучше литературного оригинала

4
Ответить

О, литературный критик нарисовался! Бедняга, представляю, как ты мучился, заставляя себя читать гнуснейшую графоманию, 100 уколов тебе в задницу. Чего же другую книжку-то не купил?

2
Ответить

"сколько таких «романов» осело на литературной помойке
И метро там бы и осталось, не сделай 4а по ним игру
Сама книга - типичный фанфик школьника.

17
Ответить

Ну так ее и делал школьник, для школьников. Чем плохо-то? По крайней мере лучше, чем сейчас, когда вроде бы уже взрослый дядька, а по книгам - кажется, что он остался тем же школьником, только вдобавок двинутым на политоте.

20
Ответить

Угу, а то что книга ещё до выхода игры издалась общим тиражом примерно в 400 тысяч экз., роли конечно не сыграло.

6
Ответить